Автор: Слюсарь Наталия Анатольевна
Образовательное учреждение: МБДОУ № 176
Населенный пункт: г. Кемерово, Кемеровская область
Тема: Тематическое занятие «Птицы – наши друзья».
Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий
Дата публикации: 05.04.2019
Цель: Уточнить, расширить и систематизировать представление детей о характерных признаках, особенностях птиц. Познакомить с интересными фактами из жизни птиц. Закрепить знания детей стихов, пословиц, поговорок, загадок о птицах. Побуждать у детей ласковое, заботливое отношение к птицам.
Предварительная работа: беседа о птицах, чтение книг и рассматривание иллюстраций о птицах, выставка книг о птицах, заучивание стихов, пословиц, примет о птицах, загадывание и отгадывание загадок.
Ход занятия:
Воспитатель: — Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о птицах. Разве можем мы себе представить жизнь лесов, полей, лугов без птиц. А сколько пользы приносят птицы человеку! Люди издавна наблюдали за полётом птиц и мечтали подняться в воздух. Эта мечта осуществилась. Стремительные стальные птицы – самолёты покорили небесные просторы. Сильных и смелых людей приятно называть соколами, орлами, любимых зовут ласково журавушка, лебёдушка, голубка. А детей нежно называют чижиками, воробушками, а задиристых и драчливых – петушками. Послушайте их пение и постарайтесь определить, какие именно птицы поют (прослушивание грамзаписи с голосами птиц).
Воспитатель: — Какие же птицы бывают? Птиц на земле, конечно, меньше, чем насекомых, но всё-таки довольно много около 9 тыс. видов. Есть птицы очень большие, чуть не двухметровой величины, есть и совсем крошечные, небольшие бабочки или стрекозы, и весящие всего несколько граммов. Есть птицы, которые летают выше облаков, а есть и такие, которые и вовсе не умеют летать. Одни птицы живут в лесу, другие – только в степи, треть и- и там и тут. Но есть такие, которые не могут жить ни в лесу ни в степи. Они живут только в пустыни или в горах. А другие только на берегу моря. Одни птицы питаются рыбой, другие насекомыми. Есть хищные, которые поедают других птиц и зверей, а есть «вегетарианцы», которые едят только растительную пищу, в основном ягоды и семена.
Одни птицы селятся в дуплах, а другие вьют себе гнезда на земле или в ветвях деревьев и кустов. В гнёздах у птиц – птенцы. Но птенцы бывают тоже очень разные. У одних птиц они появляются на свет голенькими и беспомощными, и родители с утра до позднего вечера хлопочут около них. Постепенно птенчики оперяются и вылетают из гнёзд. А у других птиц детишки, едва вылупившись из яйца, сразу встают на ножки и бегут за мамой. Они почти сразу умеют находить себе еду и прятаться в случае опасности. Одни птицы получили свои имена за голос, другие за цвет, третьи – за поведение.
Воспитатель: — Давайте, ребята, докажем, что мы все тоже любим птиц, ведь вы знаете столько много стихов о птицах (чтение стихов о птицах).
Воспитатель: — Ребята, знаете ли вы, что …
(интересное об известном)
— Как птицы летают?
— Как птицы спят?
— Какого размера бывают птицы?- Какая птичка самая маленькая?
Воспитатель: — Ребята, давайте узнаем, что же вы знаете о птицах.
Викторина
Воспитатель: — Какие птицы первыми возвращаются весной?
(грачи, скворцы, жаворонки)
-Какую птицу называют лесным доктором?
(дятла)
-Какая птица любит воровать блестящие предметы?
(сорока)
— Зачем дятлу нужен длинный клюв?
(доставать личинки)
-Где живут скворцы?
(в скворечниках)
-Почему сороку называют птицей во фраке?
(за её чёрно-белый наряд)
— Каких перелётных птиц вы знаете?
— Какие птицы зимуют у нас?
— Почему мы птиц называем пернатыми друзьями?
(уничтожают вредителей)
Воспитатель: — Мы с вами слышим каждый день, как поют у нас на участке желтогрудые синички, чирикают воробушки. Давайте и мы с вами споём песни о наших любимых пернатых друзьях.
Песня – «Кукушка»
Песня – «Весна»
Воспитатель: — А сейчас поиграем в игру.
Игра «Птичий домик»
Воспитатель: — А ну-ка ребята покажите, какие вы умные и смекалистые, отгадайте загадки о птицах.
Загадки:
-Эта птица болтлива, воровата,
суетлива, cтрекотунья — белобока,
А зовут её … (сорока)
— Чик – чирик! К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей. Кто это? (воробей)
— Ты его узнаешь сразу:
чернокожий, черноглазый,
он за плугом важно ходит,
червяков, жуков находит (грач)
— Плотник острым долотом
Строит дом с одним окном
«Я по дереву стучу,
Червяка добыть хочу!» (дятел)
Воспитатель: — Ребята, в давние времена люди тоже любили и уважали своих пернатых помощников – птицы им предсказывали погоду. Ведь вы тоже знаете приметы о птицах, а также пословицы.
Приметы:
— Чинит грач своё гнездо, Не спешит карась на дно, В луже плещется ворона, По сосне течёт смола
Значит, день ушёл студёный,
Значит надо ждать тепла.
— Птицы в гнёздах не галдят,
Пчёлы в ульях не гудят,
Муравьи закрыли двери, Разбрелись по норам звери,
Не летает стрекоза –Надвигается гроза
Пословицы:
— Ласточка весну начинает, а соловей лето кончает.
— Грач на горе – весна на дворе.
— О том кукушка кукует и кукует, что гнезда у неё нет.
— Кто бы дятла знал, если б носом не стучал?
Воспитатель: — С птицами веселее жить.
Восходит солнце, и с первыми лучами просыпаются птицы, радуя всех своим чудесным пением. Чтобы птицы весной пели и у нас в детском саду, мы выйдем на прогулку и прибьём на дереве этот птичий домик.