«Употребление в речи простых предлогов».

Автор: Носенко Людмила Александровна

Образовательное учреждение: МБДОУ №32

Населенный пункт: ст. Медведовская, Краснодарский край

Тема: «Употребление в речи простых предлогов». Конспект занятия в логопедической группе.

Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий

Коррекционно-образовательные цели. Уточнение и расширение представлений о комнатных растениях и уходе за ними. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Комнатные растения» . Совершенствование грамматического строя речи (употребление имен существительных с предлогами,

Коррекционно-развивающие цели. Развитие фонематических представлений (выделение первого звука в слове), диалогической речи, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование. Наборное полотно, предметные картинки по теме «Комнатные растения, горшок с геранью, игрушечная божья коровка, карточка с ребусом, фломастер.

Предварительная работа. Рассматривание комнатных растений в уголке.

Ход занятия

1. Организационный момент. [Объявление темы занятия.

Упражнение »Вот такие!» [Развитие обшей моторики, творческого воображения.]

Логопед приглашает детей выйти на ковер.

Логопед. А сейчас я проверю, умеете ли вы фантазировать. Я предлагаю вам поиграть в игру «Вот такие!» Я буду спрашивать вас о том, как выглядят разные части комнатных растений или сами комнатные растения. Вы будете изображать их и говорить: «Вот такие!»

Логопед. Какие у кактусов иголки?

Дети показывают растопыренные пальцы.

Дети. Вот такие!

Логопед. Какие у нас пальмы?

Дети встают на носочки, поднимают руки, тянутся вверх.

Дети. Вот такие!

Логопед. Какие цветы у глоксинии? Дети изображают руками «фонарики».

Дети. Вот такие!

Логопед. Какие стебли у традесканции? Дети наклоняются, опускают расслабленные руки.

Дети. Вот такие!

Логопед предлагает детям сесть на ковер по-турецки.

2. Пересказ рассказа «Аленький цветочек» с использованием фланелеграфа. [Развитие связной речи.]

Логопед предлагает детям послушать рассказ .

Оля и Юля — близнецы. Они родились в один день. Наконец им исполнилось шесть лет. Они получили много подарков. Мама подарила им куклу Барби. Папа — дом для нее. Дядя — мяч. Дедушка — «Волшебные сказки*. А бабушка принесла по маленькому горшочку с землей и сказала:

— Поставьте горшочки на окно, поливайте через день, и произойдет чудо.

Оля сделала все так, как сказала бабушка. А Юля про свой горшочек забыла. Через неделю в Олином горшочке появился зеленый росток, а через две недели на высоком стебле распустился прекрасный цветок.

— Аленький цветочек! — закричала Оля. Бабушка улыбнулась и сказала:

— Это амариллис. Он отблагодарил тебя за заботу.

— А где же мой цветочек? — спросила Юля.

— А твой цветочек погиб, потому что ты не ухаживала за ним,— вздохнула бабушка.

Логопед помещает на фланелеграф картинки

— Беседа по содержанию рассказа.

— Чтение рассказа с установкой на пересказ

— Пересказ рассказа детьми.

3. Гимнастика «На окне в горшочках». [Развитие общей моторики.]

Педагог приглашает детей на ковер и предлагает им сделать упражнение.

На окне в горшочках

Дети сидят на корточках лицом в

Поднялись цветочки.

круг, медленно встают.

К солнцу потянулись,

Тянутся на носочках, руки вверх, ши-

Солнцу улыбнулись.

роко в стороны.

К солнышку листочки

Ладони повернуть вверх.

Повернут цветочки.

Повернут бутоны.

Руки соединить над головой, медленно

В солнышке утонут.

развести в стороны.

4. Упражнение «Божья коровка». [Совершенствование грамматического строя речи. Автоматизация звука»[р] в предложении.]

Логопед убирает альбом, ставит на стол горшок с геранью, берет в руки маленькую божью коровку на «липучке».

Логопед. Я хочу предложить вам поиграть с божьей коровкой. Вы будете рассказывать, что она делает. Следите за правильностью произношения звука [р].

Логопед совершает действия с игрушкой, а дети комментируют их.

1-й р е б е н о к. Божья коровка сидит на горшке с геранью.

2-й ребенок. Божья коровка слетела с горшка и летает над геранью.

3-й ребенок. Божья коровка спряталась под листок герани.

4-й ребенок. Божья коровка летает вокруг герани. (И т. п.) Логопед убирает горшок и игрушку и оценивает работу детей.

5. Игра-соревнование «Подбери картинки к схемам». [Совершенствование навыка слогового анализа слов.]

Логопед помещает на магнитную доску несколько картинок с изображениями комнатных растений {герань, кактус, фикус, пальма, фиалка, кливия, бальзамин, колеус) и две слоговых схемы.

Логопед. Я предлагаю вам провести соревнование. Я разобью вас на две команды. Одна выберет растения, названия которых делятся на два слога, и поместит их изображения под первую схему, а вторая выберет растения, названия которых делятся на три слога, и поместит их под вторую схему. Победит та команда, которая быстрее и правильнее справится с работой.

Логопед разбивает детей на команды. Дети выполняют задание. Все вместе они определяют победителя.

6. Упражнение «Составь схему предложения». [Развитие речевого слуха. Совершенствование навыка анализа предложений.]

Логопед помещает на магнитную доску картинку, ставит на стол фишки для анализа предложения.

Логопед. Посмотрите на картинку и составьте простое предложение.

Дети. Девочка поливает фиалки.

Логопед. Возьмите фишки и составьте схему предложения. Лети выполняют задание. Логопед проверяет выполнение задания и задает детям несколько контрольных вопросов.

Логопед. Сколько слов в этом предложении?

Д е т и. В этом предложении три слова.

Логопед. Произнесите второе по счету слово.

Дети. Поливает.

Логопед. Какой знак вы поставили в конце предложения?

Дети. Точку.

Логопед убирает картинку и фишки.

7. Окончание занятия. [Оценка работы детей.] Логопед подводит итог занятия и предлагает детям выбрать лучшего рассказчика. Этот ребенок получает приз.