Урок литературного чтения 4 класс.

Автор: Ляпина Нина Егоровна

Образовательное учреждение: МАОУ СОШ № 1

Населенный пункт: г. Зея, Амурская область

Тема: Урок литературного чтения 4 класс.

Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий

Дата публикации: 30.03.2019

Педагогические задачи: показать, что самые необычные предметы становятся под взглядом писателя чудесными, полными неожиданностей; способствовать развитию умения анализировать название произведения, различать позиции автора и героя; создать условия для формирования умения пользоваться толковым словарем для выяснения значений слов

Планируемые результаты

Предметные:

Познакомить учащихся с произведением Б. С. Житкова «Как я ловил человечков;

Учить различать сказку и рассказ; сравнивать переживания героев ранее прочитанных произведений, читать выразительно поэтические и прозаические произведения на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения

Метапредметные:

Познавательные: прогнозировать содержание раздела; анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности.

Регулятивные: формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать ее, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей; оценивать свои достижения и результаты сверстников в паре по выработанным критериям и выбранным формам оценивания.

Коммуникативные: строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы; осознавать цель своего высказывания

Личностные: осознавать эстетическую ценность произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения; осознавать, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своих произведений

Оборудование: карточки для работы в группе, проектор, компьютер, презентация, «Электронная тетрадь по литературному чтению», ноутбуки.

Ход урока:

I. Организационный момент

– Проверим готовность к уроку.

На уроке не болтаем!

И в работу ум включаем:

Думай, мысли, вспоминай,

На вопросы отвечай!

I. Актуализация опорных знаний.

— Прочитайте стихотворение Владимира Лунина(слайд)

Я однажды видел сам:

Як летал по небесам,

Ястреб плавал в океане,

Ягуар бежал от лани,

Ясень по полю ходил,

Язь в лесу грибы удил…

Я, не вру, поверьте мне,

Я видал это во сне.

(як-крупное жвачное животное с длинной шерстью и большими рогами, живущее и разводимое в Центральной Азии,)

Ягуар- американское хищное животное из кошачьих с желто-красной шерстью и черными пятнами по ней

Лань- парнокопытное млекопитающее рода оленей

Ясень- высокое дерево с перистыми листьями и тяжелой упругой древесиной, идущей на различные изделия.

Язь- пресноводная рыба семейства карповых

Ястреб-хищная дневная птица с коротким изогнутым и крючковатым на конце клювом

— Как бы вы озаглавили стихотворение? (фантазёр, выдумщик)

— Как вы думаете от имени кого написано это стихотворение? (ребёнка)

-Почему так решили? (дети чаще склонны к фантазиям)

-Как называется раздел, который мы начали изучать? («Страна детства»)

— Назовите произведение, с которым вы работали дома? («Как я ловил человечков?»)

— Кто является героем рассказа? (мальчик)

-Проверим насколько вы были внимательны, читая рассказ.

-Объединитесь в пары, откройте «Электронную тетрадь по литературному чтению», текст «Как я ловил человечков?», выполните задания № 93, 94

-_Поднимите руку, кто все задания выполнил без ошибок?

-У кого одна ошибка? 2? Более 3?

— В чём затруднились?

— Какие советы вы дали бы тем одноклассникам, которые допустили много ошибок?

3. Определение целей урока.

— На уроке продолжим работать над этим текстом , но уделим внимание характеристике главного героя.

Тема урока: Характеристика героя в произведении…

-Кто является главным героем произведения? (мальчик )

картинка мальчика (двухцветного) (вывесить на доску)

— Почему я картинку выделила двумя разными цветами? (предположения детей)

( у каждого человека есть достоинства и недостатки)

-Чтобы определить задачи урока, прочитайте со слайда стихотворение М.Цветаевой.

Одна половинка окна растворилась,

Одна половинка души показалась.

Давай-ка откроем и ту половину,

и ту половину окна!

-Как вы поняли смысл этого стихотворения?

В одной половинке окна мы увидели одну половинку человека – внешний вид. Когда откроем другую половинку окна, то узнаем и вторую половинку души – внутренний мир. Человек может быть чистым, аккуратным, но общаться с ним не хочется: он груб, невежлив, не воспитан. Мы отличаемся не только внешним видом, но и своим неповторимым внутренним миром.

Внутренний мир- это характер, интересы, потребности, чувства.

Сегодня на уроке мы не только заглянем во внутренний мир героя, но попробуем правильно оценить его поступок.

-Сформулируйте задачи урока.

Задачи :

Заглянуть во внутренний мир героя.

Правильно оценить поступок мальчика.

3. Работа над художественным анализом произведения и изображением внутреннего мира героя

— Предлагаю провести работу в группах.

— Возьмите фигурку пароходика и объединитесь в группы с одинаковыми картинками по ориентирам на столах.

— повторим правила работы в группе:

1. Работай в группе дружно, помни — вы одна команда.

2. Принимай активное участие в работе, не стой в стороне.

3. Не бойся высказывать своё мнение.

4. Работай тихо, не старайся всех перекричать. Уважай мнение других участников группы.

5. Думай сам, а не рассчитывай на других.

6. Отвечай у доски громко, чётко, кратко.

7. В случае неправильного ответа группы не вини никого, отвечай за себя. Помни, что каждый человек имеет право на ошибку.

8. Если вы не можете выбрать того, кто будет представлять вашу группу у доски, то примените считалочку или жребий.

— У вас на столах листок с деформированным планом текста.

Обозначьте цифрами порядок событий в тексте.

План.

Маленькие жильцы пароходика.
Ночные наблюдения за пароходиком.
Тайный план.
Угощение исчезло.
«Я не мог больше терпеть»
Охота на человечков.
«Чего я наделал – то!
(проверка работы в группе) (на слайде расставить цифры)

— Понаблюдаем вместе с автором над внутренним (духовным) миром мальчика

— У каждого человека есть положительные душевные качества и есть недостатки, над которыми нужно работать.

-Каждая группа будет работать с одной частью, следуя инструкции.

Прочтите последовательность работы на карточке, подчеркните ключевые слова этапов работы (проверка вслух)

Проведём работу в группах над частями текста по следующему плану.

Перечитайте текст части цепочкой в группе.
Запишите кратко, о чём говорится в этой части.
Запишите слева и справа от человечка положительные и негативные качества героя, которые прослеживаются в вашем отрывке (можно использовать слова – «помощники» на карточке)
Напишите объяснение этого качества (привести пример из текста)
Подготовьте выступление от команды.
— Прочитайте план работы над отрывком.

— Подчеркните ключевые слова, которые помогут определить последовательность действий.

Задание 1 группе:

1.Прочитайте цепочкой отрывок на с. 38-40 до слов «Бабушка говорит»

2.Запишите кратко, о чём говорится в этой части.

3.Запишите слева и справа от человечка положительные и негативные качества человека, которые прослеживаются в вашем отрывке (можно использовать слова – «помощники» на карточке)

4. К каждому качеству допишите объяснение (доказательство)

5 Выберите члена группы, который будет озвучивать выполнение вашего задания.

1 часть – коллективная работа (чтение вслух отрывка)

Краткое содержание: Мальчику понравился пароходик, он просит у бабушки поиграть с ним. Бабушка не позволяет. Представления мальчика о тайной жизни на пароходике.

Положительные качества:

Впечатлительный- его привлекает всё красивое.

Фантазер- у него развито воображение, верит в чудеса, в тайную жизнь на пароходике

Отрицательные качества: нет.

2 часть- Ночные наблюдения за пароходиком.

Краткое содержание: Мальчик попросил бабушку не выключать ночник, для того, чтобы ночью наблюдать за человечками на пароходике.

Положительные качества:

Настойчивый- надеется на тайну и строит план.

Любопытный- ему интересно, что внутри пароходика.

Отрицательные качества:

Обманщик — герой наврал бабушке, что не может спать без света.

3часть.Тайный план.

Краткое содержание: Мальчик придумал, как вызвать из пароходика человечков: он положил на пароходик леденец.

Положительные качества:

Находчивый: придумал, как заставить человечков показаться на палубе.

Отрицательные качества:

Обманщик -Мальчик продолжает обманывать бабушку: на прогулке сказал, что ему холодно.

4часть.Угощение исчезло.

Краткое содержание: Когда ночью исчез леденец, придумал снова положить хлеб на пароход. Всё время думает о человечках.

Положительные качества:

Настойчивый- не отступает от своей цели, хочет выманить человечков.

Наблюдательный- заметил, что исчез леденец. мальчика подтверждается именно тем, как подробно и точно он описывает пароходик, замечая мельчайшие детали. мальчик знает правильные названия разных частей корабля, знает, из чего их обычно делают. Мальчик свободно использует эту терминологию при описании пароходика

Смекалистый (сообразительный)- придумал намочить тряпочку чернилами, чтобы остались следы.

Отрицательные качества:

не умеет держать слово- Нарушил слово, данное бабушке – не прикасаться к пароходику

5 часть. «Я не мог больше терпеть»

Краткое содержание: Мальчик устроил так, чтобы остаться дома и не ходить в гости с бабушкой, придумал свою болезнь.

Положительные качества:

Настойчивый- не отступает от своей цели, хочет выманить человечков.

Целеустремлённый – даже с помощью обмана хочет добиться цели.

Отрицательные качества:

Нетерпеливый- не мог больше терпеть, большое желание поскорее увидеть человечков.

6 часть- Охота на человечков.

Краткое содержание: Мальчик взламывает пароходик. Совершает безрассудный поступок.

Положительные качества:

Отрицательные качества:

Не контролирует свои действия -эмоции желания берут верх над разумом.

7.«Чего я наделал – то!

Краткое содержание: Мальчик пытался починить пароходик, но ничего не получилось, он расплакался. Возвращается бабушка и не понимает, почему он плачет.

Положительные качества:

Осознает свой поступок- приходит в ужас от содеянного. Переживает случившееся.

Отрицательные качества:

Эгоист- думал только об удовлетворении своего желания, но совершенно позабыл о бабушке, которой он принес горе своим поступком.

(на доске получается запись)

Выступление команд, составление характеристики мальчика.

-Как вы считаете, какие из отрицательных качеств самые опасные, и над ними нужно обязательно работать? (обманщик, не умеет держать слово)

— Можно ли понять главного героя?

Да, можно… герой — маленький мальчик, он очень хотел поиграть с пароходиком и в страстном желании увидеть человечков в конце концов ломает игрушку. Он горько плачет, потому что у него доброе сердце, и он не хотел огорчать бабушку, для которой пароходик дорог как память.

Нет, нельзя… человек не должен поддаваться только чувствам, какими бы сильными они ни были. Эмоции не должны брать верх над разумом).

Можно ли объяснить его поступок?

— Мальчик так поступил не потому, что был злым, жадным или шаловливым. А потому, что им двигало неуемное любопытство Боря осознал свой поступок, и это стало для него хорошим уроком.

Мальчик – герой рассказа – обманывает и хитрит не из корыстных соображений (он никому не хочет причинить зла), а потому, что он фантазер и верит в собственную выдумку.)

— Перечитайте последние 3 строчки текста.

-Что необычного заметили? (нет концовки)

_Как вы думаете, почему автор оставил текст незаконченным? (хочет, чтобы концовку мы придумали сами, чтобы вошли в положение героев, представили себя на их месте и вместе пережили эту ситуацию, подумали как из неё можно выйти)

Какие знания с этого урока вам пригодятся в жизни? Чему же учит нас рассказ?

Если ты дал слово, то должен его сдержать. Ни одно обещание не должно звучать попусту. Сдержать слово бывает не всегда легко — каждый из нас знает это по себе

«Не давши слова – крепись, а давши – держись».

Прежде чем совершить поступок, надо подумать, к чему он приведет. И как от этого будут чувствовать себя другие люди. Поступками должен управлять разум, а не эмоции.

Вернёмся к задачам урока.

-Удалось ли нам их выполнить?

— Оцените работу группы, заполнив табличку

Баллы (1-5)

В решении задачи принимали участие все члены группы

Работали самостоятельно (без помощи учителя)

Соблюдали правила групповой работы

Помогали друг другу

Пришли к общему результату.

Критерии:

21-25 б-«5»

17-20 б- «4»

16- 13- «3»

Менее «2»

Д/з придумать концовку рассказа и записать её.