Урок-обобщение «Что мы знаем о местоимении?»

Автор: Парсегова Кристина Михайловна

Образовательное учреждение: ГБОУ Школа №2115

Населенный пункт: г. Москва

Тема: Урок-обобщение «Что мы знаем о местоимении?»

Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий

Тип урока: урок обобщения, подведения итогов, оценки достижений по изученной теме.

Цель: Развивать умения склонять личные местоимения, определять лицо, число и падеж местоимений.

Задачи: Предметные : учить применять алгоритм правописания местоимений в заданной форме.

Личностные: содействовать формированию чувства коллективизма, взаимовыручки, установление связи между

целью учебной деятельности и ее мотивом.

Метапредметные:

регулятивные :планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации (во внешней речи и во внутреннем плане), внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.
коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы; строить речевые высказывания в устной и письменной речи; устанавливать причинно-следственные связи;

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, презентация.

План-конспект урока

Оргмомент. Цель: создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Быстренько проверь, дружок:
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку “пять”!
Девиз урока: Я, ты, он, она- вместе дружная семья

Это строки о нашем дружном классе. И работа на уроке должна быть дружная и слаженная, чтобы у нас всё получилось. Я желаю вам удачи и успеха в работе.

— Откройте тетрадь, правильно положите её на столе. Пропустите две строчки, запишите число.

II.Минутка чистописания. Словарная работа Слайд 2

Цель: содействовать формированию графического навыка и каллиграфического почерка, запоминанию словарных слов

Пп па пр ап пе пи

Пальто пенал посуда песок

— Запишите тетрадь , соблюдая все правила красивого и грамотного письма.

— Зачем нам нужно грамотно и красиво писать?

Зимнее пальто висело на вешалке.

(Разобрать предложение по членам предложения и частям речи)

III.Актуализация знаний.

Цель: создать условия на уроке для актуализации мыслительных операций , достаточных для построения новых знаний

Давайте обратимся к зрительным меткам.(На метках напечатаны стихи).

1.Если Я сорву цветок,

Если ТЫ сорвешь цветок,

2.Если ОН и Я И ТЫ,

Если МЫ сорвем цветы,

3.То окажутся пусты

И деревья и кусты.

4.И не будет красоты,

И не будет доброты,

5.Если только Я и ТЫ,

Если МЫ сорвем цветы.

-Какова главная мысль этих стихов? (Надо беречь природу, чтобы сохранить красоту, чтобы на Земле было добро.)

-Прочитайте слова, которые выделены.

-Это слова?

-А если это слова, значит это какая-то часть речи?

-Какаяэто часть речи?(Личные местоимения)

— О чем пойдет речь на уроке? (О местоимениях)

— У нас это уже не первый урок , на котором мы говорим о местоимениях.

Это заключительный урок.

-НА заключительном уроке что делают? (Обобщают, подводят итоги, делают выводы, уточняют,устраняют пробелы по изученной теме.)

Формулируем тему урока Слайд3

«Местоимение(обобщение)»

-Давайте сформулируем учебные задачи на данный урок:

1.Повторить все о личных местоимениях.

2.Упражяться в определении грамматических признаков местоимений.

3.Учиться ставить местоимения в нужную форму.

4.Определять лицо и число местоимений в косвенных падежах.

Приступаем к решению поставленных задач.

IV.Этап воспроизведения новых знаний.

1.Фронтальный опрос.

-Что такое местоимение?

-Почему эта часть речи так называется?

-Как изменяются местоимения?

-Начальная форма- это …..

-Как пишутся предлоги с местоимениями?

-Назовите грамматические признаки местоимений.

-Как определить лицо и число местоимений, которые употреблены в косвенных падежах?

-Когда местоимение начинается с буквы эн?

2.«Мозговой штурм»(на доске)

— Вставьте в предложения подходящие по смыслу местоимения.

1) Ветер, ветер!____ могуч! ___ гоняешь стаи туч. (А.С.Пушкин)

2) Взял____ вилы и топор и отправился в дозор. (П.П.Ершов)

3) Злой тоской удручена к муравью ползёт ____ (И.А.Крылов)

4) Всех ___ вас люблю сердечно,

Но другому ___ навечно отдана. (А.С.Пушкин)

5) «Ах ____, мерзкое стекло!

Это врёшь ___ ___ назло».

(А.С. Пушкин)

6)Не оставь___, кум милый.

Дай___ ____собраться с силой. (И.А.Крылов)

2.Работа в парах.Слайд 4

Втавьте местоимения(кроссворд)

(Повторяем правила работы в парах: уважительно относиться к мнению своего товарища, внимательно слушать собеседника.ПОМНИ,ЧТО ВЕЖЛИВОСТЬ-ОСНОВА ПОВЕДЕНИЯ)

ФИЗМИНУТКА

Я – гладим себя по голове

Ты – показываем соседу ВО! (большой палец кверху)

Мы – руки в стороны

Продолжим решать поставленные задачи.

3.Работа в группах.(Повторяем правила работы в группах: внимательно слушать друг друга, не перебивать, быть вежливым, считаться с мнением других).

Спишите местоимения, данные в скобках, употребите в нужной форме, укажите падеж

Карточка дли 1 команды

Приплыла к (он) рыбка, спросила:

«чего тебе надобно, старче.»

Воротился старик ко старухе,

Рассказал (она) великое чудо.

Задания:

♦ разбери слово по составу: (старик)

♦ найдите в предложениях однокоренные слова. (старче, старуха)

Карточка для 2 команды

Не посмел я взять с (она) выкуп,

Отпустил (она) в синее море.

Не умел ты взять выкупа с рыбки.

хоть бы взял ты с (она) корыто.

Задания.

♦ найдите слова с суффиксом -к-. (рыбка)

♦ подберите и запишите 2 однокоренных слова.

Карточка для 3 команды

На (он) прикрикнула старуха,

На конюшню служить (он) послала.

Старичок к старухе воротился,

Что ж. Пред (он) царские палаты.

Задания

♦ разберите слово царские по составу.

♦ подберите и запишите два однокоренных слова. (царь, царица)

Вопрос: как пишутся местоимения с предлогами? (местоимения с предлогами пишутся раздельно.)

вывод.

4.Самостоятельная работа.Слайд 5

Выпиши местоимения, определи лицо и падеж

(Пока дети работают самостоятельно, в это время 2 ученика работают у доски)

1ученик.

Измени местоимения по вопросам.

Кто? Я МЫ

У кого? … …

К кому? … …

Кто? … …

С кем? .. . ….

О ком? …. …..

2 ученик.

Поставь местоимения в указанную форму.

Я (Д.п.)

ТЫ (Т.п.)

У (он) (Р.п.)

Над (она) (Т.п.)

За (ты) (Т.п.)

Ты (Р.п.)

ФИЗМИНУТКА

5.Работа с учебником.

V. Этап подведения итогов .

-Какую тему обобщали?

-Какие задачи ставили?

-Как вы считаете, мы справились с поставленными задачами?

В русском языке всего 69 местоимений. По частоте употребления в речи местоимения занимают почетное 3 место после глаголов и имен существительных.

VI Рефлексия. (Моделируем поляну настроений)

У каждого ученика на столе кружки разного цвета. Ученик берет только один цветочек того цвета, который соответствует его настроению и отправляется к условной поляне.

VII.Домашнее задание.

Цель: организовать обсуждение и запись домашнего задания(ПО ВЫБОРУ)