Автор: Лопатина Светлана Владимировна
Образовательное учреждение: МБОУ «Школа №18»
Населенный пункт: г. Прокопьевск, Кемеровская область
Тема: Урок окружающего мира в 4 классе.
Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий
Дата публикации: 02.04.2019
«Средние века-время рыцарей и замков».
Цель урока: формирование представлений о Средних веках
Задачи урока:
познакомить с понятием «рыцарь», условиями жизни и быта, качествами рыцаря, его снаряжением; правильно употреблять и объяснять исторические термины, расширять словарный запас
развивать кругозор, монологическую речь, коммуникативные навыки, мышление (анализировать, выделять главное, объяснять понятия)
способствовать воспитанию у учащихся положительных качеств личности: храбрости, мужества, благородства
Оборудование:
мультимедийный проектор
диск с презентацией
компьютер
карточки с заданиями
карточки с таблицей из букв и цифр
конверты с мозаикой
картинки рыцаря в доспехах
учебник «Окружающий мир», А.А.Плешаков
«Рабочая тетрадь «, А.А.Плешаков
Ход урока:
I. Организационный момент
Учитель:
Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. Сегодня мы с вами продолжим путешествие по истории.
Давайте вспомним, что изучает история? (ответы уч-ся)
Учитель:
История изучает, как жили разные народы, какие происходили события.
II. Проверка домашнего задания
Учитель:
На прошлом уроке мы с вами совершали путешествие в древний Египет, Грецию и Рим. Вам предстоит вспомнить изученный материал. На парте у каждого лежит карточка № 1. На ней вы записываете только ответы на вопросы, которые появились на слайде. На выполнение задания -1 минута.
(1.Бог мудрости в древнем Египте, научивший людей читать и писать (Тот)
2. Главная площадь Рима (Форум)
3. Гробница царей Египта- фараонов ( Пирамида)
4. Египетское государство возникло на берегу реки (Нил)
5. Город, который был погребен послоем пепла (Помпеи)
(Самопроверка со слайда)
Учитель:
А теперь давайте проверим правильность ваших ответов. На слайде вы видите правильные ответы, проверьте себя. За 5 правильных ответов поставьте 5, если 1 или 2 ошибки- поставьте 4, остальные ребята ставят минус. Им необходимо повторить изученный материал.
III. Изучение нового материала
1.Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала
Учитель:
Посмотрите на ленту времени. С конца 5 века до конца 15 века началась новая эпоха в истории. Как она называлась, вы сможете узнать, выполнив задание на карточке № 2. Расположите цифры и соответствующие им буквы по порядку. Вы узнаете тему нашего урока.
4
12
7
2
3
9
6
5
10
1
8
11
13
д
ь
в
р
е
к
е
н
о
с
е
в
е
Средневековье или средние века.
2.Усвоение новых знаний
Учитель:
Средние века называли иначе эпохой рыцарей и замков. Вот об этом мы и будем сегодня говорить.
Кто такой рыцарь?(ответы учащихся) ( воин, всадник)
Да, молодцы, слово «рыцарь» первоначально означало всадник. Рыцарями могли быть только люди благородного происхождения, богатые, чтобы суметь приобрести коня и снаряжение.
Рыцари несли службу в войске короля или знатных феодалов.
У каждого рыцаря были доспехи, которые защищали его в бою. Какие доспехи вы знаете? (ответы уч-ся).
Давайте посмотрим слайд. На слайде рыцарь. Его воинское снаряжение состоит из шлема с забралом, лат, кольчуги, щита, меча.
Откройте свои тетради и запишите эти слова в словарь.(работа уч-ся в тетрадях)
IV.Физкультурная минутка
Если хочешь рыцарем стать
Надо зарядку выполнять
Надо шлем надеть сначала
Рукавицы и забрало
Латы пристегнуть к груди
Вот они латы впереди
С ними трудно приседать
Сели и попробуй встать
Наколенники надели
Сапоги и шпоры вдели
Оглядимся все вокруг
Поприветствуй друга друг
Ксюша и Лена приготовили сообщения о рыцарях. Давайте послушаем их.
Сообщение1 Для того, чтобы стать настоящим воином, рыцарем, требовалось много времени и сил. К военной службе рыцари готовились с детства. В возрасте 7 лет мальчики покидали родительский дом и становились личными слугами знатных феодалов или короля. Там они обучались фехтованию, борьбе, верховой езде, метанию копья, пению и танцам. Умение читать и писать для рыцаря считалось необязательным.
Сообщение2 Когда мальчику исполнялось 15 лет, он поступал на службу к рыцарю, становился его оруженосцем. В его обязанности входило ухаживать за лошадьми и собаками рыцаря. Он встречал гостей и прислуживал за столом. В походе оруженосец нес доспехи рыцаря, а во время боя должен был находиться за спиной рыцаря, чтобы в нужный момент подать ему запасное оружие.
Учитель:
Как вы думаете, какими качествами обладал средневековый рыцарь? (ответы уч-ся))
А теперь давайте посмотрим на слайд. Рыцарь действительно должен быть …( Учитель подводит итог)
Учитель:
А в наше время есть рыцари? Какими качествами должен обладать рыцарь в наши дни? (ответы уч-ся)
И снова посмотрим на слайд.(уч-ся читают со слайда качества)
Как вы думаете, а может этими качествами обладать девушка ?(ответы уч-ся)
Да, вы правы. Истории известны такие факты, когда девушки брали в руки оружие. Посмотрите на слайд. Одна из них – Жанна Ж;Арк. В 18 лет она участвовала в военных действиях наравне с мужчинами.
А кто из вас знает, как происходило само посвящение в рыцари?(ответы уч-ся)
Учитель:
Посвящаемый в рыцари должен был стать на левое колено перед самым знатным из гостей, и тот наносил удар ладонью по затылку или клинком меча плашмя по спине, либо по плечу- единственный в жизни удар, который рыцарь мог получить, не отплатив за него. Потом рыцарь надевал шпоры и опоясывался мечом. Церемония завершалась показом ловкости рыцаря.
Подумайте, кого в классе вы можете назвать рыцарем?
Почему?(ответы уч-ся)
Вы мне доверите посвятить …… в рыцари?
Прошу всех встать. ( Посвящает и говорит: будь всегда смелым, добрым, отзывчивым, уважай старших, помогай младшим)
Шлем, меч и щит я оставляю вам, чтобы вы посвящали в рыцари достойных ребят.
Работа с учебником
Учитель:
А как вы думаете, где жили рыцари? (ответы уч-ся)
Рыцари жили в замках. Подробнее о замках вы узнаете, прочитав учебник на странице 18-19. Читайте внимательно, после чтения вам предстоит ответить на вопросы.
А теперь ответьте на мои вопросы:
Где строили замки?
Чем был окружен замок?
Как выглядел замок изнутри?
Чем занимались рыцари в мирное время?
Закрепление новых знаний
Работа в парах
Учитель:
У вас на партах лежат конверты с мозаикой. Составьте картину из деталей, чтобы получился замок.
А теперь посмотрите на слайд.
Все эти замки были построены в эпоху средневековья.
V.Подведение итога урока
Учитель:
Вы все сегодня хорошо работали.
Я надеюсь, что вы узнали много интересного.
О какой эпохе мы с вами сегодня говорили?(ответы уч-ся)
Как по-другому называют средние века?
Кто такой рыцарь?
Где они жили?
VI. Домашнее задание
Откройте дневники, запишите домашнее задание ( стр 21, ответить на вопросы, рабочая тетрадь стр. 7, № 1 и 2)
А кто хочет узнать больше о рыцарях и рассказать об этом ребятам, может приготовить к следующему уроку сообщение.
Где вы можете найти эту информацию? (ответы уч-ся: в библиотеке, в интернете, в энциклопедии)
Поставьте отметку, которую вы получили за домашний тест в дневник.
VII. Рефлексия
Учитель:
Кому из вас понравилось путешествие по средним векам?
На память о нашем уроке я приготовила вам картинки с изображением рыцаря. Дома вы можете их раскрасить.
Резерв
Работа с карточками № 4
Возьмите карточки № 4 и соедините изученные вами слова с их изображением.
(Самопроверка )
Посмотрите на слайд и поднимите руки, кто правильно сделал работу.