Урок окружающего мира в 4 классе.

Автор: Лопатина Светлана Владимировна

Образовательное учреждение: МБОУ «Школа №18»

Населенный пункт: г. Прокопьевск, Кемеровская область

Тема: Урок окружающего мира в 4 классе.

Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий

Дата публикации: 02.04.2019

«Средние века-время рыцарей и замков».

Цель урока: формирование представлений о Средних веках

Задачи урока:

познакомить с понятием «рыцарь», условиями жизни и быта, качествами рыцаря, его снаряжением; правильно употреблять и объяснять исторические термины, расширять словарный запас
развивать кругозор, монологическую речь, коммуникативные навыки, мышление (анализировать, выделять главное, объяснять понятия)
способствовать воспитанию у учащихся положительных качеств личности: храбрости, мужества, благородства
Оборудование:

мультимедийный проектор
диск с презентацией
компьютер
карточки с заданиями
карточки с таблицей из букв и цифр
конверты с мозаикой
картинки рыцаря в доспехах
учебник «Окружающий мир», А.А.Плешаков
«Рабочая тетрадь «, А.А.Плешаков

Ход урока:

I. Организационный момент

Учитель:

Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. Сегодня мы с вами продолжим путешествие по истории.

Давайте вспомним, что изучает история? (ответы уч-ся)

Учитель:

История изучает, как жили разные народы, какие происходили события.

II. Проверка домашнего задания

Учитель:

На прошлом уроке мы с вами совершали путешествие в древний Египет, Грецию и Рим. Вам предстоит вспомнить изученный материал. На парте у каждого лежит карточка № 1. На ней вы записываете только ответы на вопросы, которые появились на слайде. На выполнение задания -1 минута.

(1.Бог мудрости в древнем Египте, научивший людей читать и писать (Тот)

2. Главная площадь Рима (Форум)

3. Гробница царей Египта- фараонов ( Пирамида)

4. Египетское государство возникло на берегу реки (Нил)

5. Город, который был погребен послоем пепла (Помпеи)

(Самопроверка со слайда)

Учитель:

А теперь давайте проверим правильность ваших ответов. На слайде вы видите правильные ответы, проверьте себя. За 5 правильных ответов поставьте 5, если 1 или 2 ошибки- поставьте 4, остальные ребята ставят минус. Им необходимо повторить изученный материал.

III. Изучение нового материала

1.Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала

Учитель:

Посмотрите на ленту времени. С конца 5 века до конца 15 века началась новая эпоха в истории. Как она называлась, вы сможете узнать, выполнив задание на карточке № 2. Расположите цифры и соответствующие им буквы по порядку. Вы узнаете тему нашего урока.

4

12

7

2

3

9

6

5

10

1

8

11

13

д

ь

в

р

е

к

е

н

о

с

е

в

е

Средневековье или средние века.

2.Усвоение новых знаний

Учитель:

Средние века называли иначе эпохой рыцарей и замков. Вот об этом мы и будем сегодня говорить.

Кто такой рыцарь?(ответы учащихся) ( воин, всадник)

Да, молодцы, слово «рыцарь» первоначально означало всадник. Рыцарями могли быть только люди благородного происхождения, богатые, чтобы суметь приобрести коня и снаряжение.

Рыцари несли службу в войске короля или знатных феодалов.

У каждого рыцаря были доспехи, которые защищали его в бою. Какие доспехи вы знаете? (ответы уч-ся).

Давайте посмотрим слайд. На слайде рыцарь. Его воинское снаряжение состоит из шлема с забралом, лат, кольчуги, щита, меча.

Откройте свои тетради и запишите эти слова в словарь.(работа уч-ся в тетрадях)

IV.Физкультурная минутка

Если хочешь рыцарем стать

Надо зарядку выполнять

Надо шлем надеть сначала

Рукавицы и забрало

Латы пристегнуть к груди

Вот они латы впереди

С ними трудно приседать

Сели и попробуй встать

Наколенники надели

Сапоги и шпоры вдели

Оглядимся все вокруг

Поприветствуй друга друг

Ксюша и Лена приготовили сообщения о рыцарях. Давайте послушаем их.

Сообщение1 Для того, чтобы стать настоящим воином, рыцарем, требовалось много времени и сил. К военной службе рыцари готовились с детства. В возрасте 7 лет мальчики покидали родительский дом и становились личными слугами знатных феодалов или короля. Там они обучались фехтованию, борьбе, верховой езде, метанию копья, пению и танцам. Умение читать и писать для рыцаря считалось необязательным.

Сообщение2 Когда мальчику исполнялось 15 лет, он поступал на службу к рыцарю, становился его оруженосцем. В его обязанности входило ухаживать за лошадьми и собаками рыцаря. Он встречал гостей и прислуживал за столом. В походе оруженосец нес доспехи рыцаря, а во время боя должен был находиться за спиной рыцаря, чтобы в нужный момент подать ему запасное оружие.

Учитель:

Как вы думаете, какими качествами обладал средневековый рыцарь? (ответы уч-ся))

А теперь давайте посмотрим на слайд. Рыцарь действительно должен быть …( Учитель подводит итог)

Учитель:

А в наше время есть рыцари? Какими качествами должен обладать рыцарь в наши дни? (ответы уч-ся)

И снова посмотрим на слайд.(уч-ся читают со слайда качества)

Как вы думаете, а может этими качествами обладать девушка ?(ответы уч-ся)

Да, вы правы. Истории известны такие факты, когда девушки брали в руки оружие. Посмотрите на слайд. Одна из них – Жанна Ж;Арк. В 18 лет она участвовала в военных действиях наравне с мужчинами.

А кто из вас знает, как происходило само посвящение в рыцари?(ответы уч-ся)

Учитель:

Посвящаемый в рыцари должен был стать на левое колено перед самым знатным из гостей, и тот наносил удар ладонью по затылку или клинком меча плашмя по спине, либо по плечу- единственный в жизни удар, который рыцарь мог получить, не отплатив за него. Потом рыцарь надевал шпоры и опоясывался мечом. Церемония завершалась показом ловкости рыцаря.

Подумайте, кого в классе вы можете назвать рыцарем?

Почему?(ответы уч-ся)

Вы мне доверите посвятить …… в рыцари?

Прошу всех встать. ( Посвящает и говорит: будь всегда смелым, добрым, отзывчивым, уважай старших, помогай младшим)

Шлем, меч и щит я оставляю вам, чтобы вы посвящали в рыцари достойных ребят.

Работа с учебником

Учитель:

А как вы думаете, где жили рыцари? (ответы уч-ся)

Рыцари жили в замках. Подробнее о замках вы узнаете, прочитав учебник на странице 18-19. Читайте внимательно, после чтения вам предстоит ответить на вопросы.

А теперь ответьте на мои вопросы:

Где строили замки?

Чем был окружен замок?

Как выглядел замок изнутри?

Чем занимались рыцари в мирное время?

Закрепление новых знаний

Работа в парах

Учитель:

У вас на партах лежат конверты с мозаикой. Составьте картину из деталей, чтобы получился замок.

А теперь посмотрите на слайд.

Все эти замки были построены в эпоху средневековья.

V.Подведение итога урока

Учитель:

Вы все сегодня хорошо работали.

Я надеюсь, что вы узнали много интересного.

О какой эпохе мы с вами сегодня говорили?(ответы уч-ся)

Как по-другому называют средние века?

Кто такой рыцарь?

Где они жили?

VI. Домашнее задание

Откройте дневники, запишите домашнее задание ( стр 21, ответить на вопросы, рабочая тетрадь стр. 7, № 1 и 2)

А кто хочет узнать больше о рыцарях и рассказать об этом ребятам, может приготовить к следующему уроку сообщение.

Где вы можете найти эту информацию? (ответы уч-ся: в библиотеке, в интернете, в энциклопедии)

Поставьте отметку, которую вы получили за домашний тест в дневник.

VII. Рефлексия

Учитель:

Кому из вас понравилось путешествие по средним векам?

На память о нашем уроке я приготовила вам картинки с изображением рыцаря. Дома вы можете их раскрасить.

Резерв

Работа с карточками № 4

Возьмите карточки № 4 и соедините изученные вами слова с их изображением.

(Самопроверка )

Посмотрите на слайд и поднимите руки, кто правильно сделал работу.