Занятие по развитию речи «Космос».

Автор: Захарова Юлия Андреевна

Образовательное учреждение: МБДОУ «Детский сад 21»

Населенный пункт: г. Троицк, Челябинская область

Тема: Занятие по развитию речи в старшей группе по лексической теме «Космос».

Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий

1. Коррекционно-образовательные задачи: уточнять, активизировать словарь по теме «Космос». Упражнять детей в образовании существительных Р. п. мн. ч., в согласовании сущ. с числительными.

2. Коррекционно-развивающие задачи: развивать мышление, внимание, память, мелкую моторику рук.

3. Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать интерес к познанию окружающего мира. Оборудование: картинка с изображением ракеты, счетные палочки для выкладывания ракеты, карточки для игр «Найди отличия» и «Объясни, что это», мяч («метеорит»).

Ход занятия.

Организационный момент. — Ребята, часто, когда мы выходим вечером на улицу, мы поднимаем наши глаза вверх и пытаемся рассмотреть, что там, в космосе. Космический мир очень широк и разнообразен. Иногда мы можем вечером рассмотреть на небе множество для нас кажущихся маленьких звезд. На самом же деле, звезды это огромнейшие небесные светила, похожие на Солнце и вокруг них есть свои планеты. А кто знает, на какой планете живем мы с вами? (Земля). Земля вращается вокруг огромнейшего огненного шара – Солнце. Вокруг этого шара вращаются и другие планеты: Плутон, Нептун, Уран, Сатурн, Юпитер, Меркурий, Марс, Венера.
Сообщение темы. — А вы хотели бы отправиться в космическое путешествие? Но прежде, чем мы отправимся с вами в космическое путешествие, я проверю, насколько вы сообразительны и внимательны. Я вам загадаю космические загадки.
а) В чёрном небе до зари

Тускло светят Фонари.

Фонари — Фонарики

Меньше, чем комарики. (звезды)

б) Ни пера, ни крыла, а быстрее орла,

Только выпустит хвост –

Понесется до звезд. (ракета).

в) Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

А зовут тебя все … (Солнце)

г) Не шофер и не пилот,

Водит он не самолет,

А огромную ракету.

Дети, кто скажите это? (космонавт)

д)Вокруг земли она летает,

А вот зачем – сама не знает. (Луна)

Основная часть.
1. Игра «Постой ракету».

— А на чем же можно отправиться в космос? (На ракете).

— Правильно, чтобы отправиться в космическое путешествие, мы построим с вами ракеты. (Дети выкладывают ракеты из палочек).

2. Игра «Найди отличия».

— Ребята, а каким должен быть настоящий космонавт?

— Вот сейчас мы посмотрим, насколько вы внимательны. Дети находят отличия между двумя картинками.

Игра «Один – много»
— Наши ракеты готовы, космонавты очень внимательны и сосредоточены. Можем отправляться в путь. Но в космосе могут случиться самые непредвиденные происшествия. Ребята вот и мы с вами пролетаем сейчас в зоне метеоритного дождя.

— Чтобы благополучно преодолеть эту зону, мы должны включить противометеоритную оборону и отбросить метеориты. Дети встают в круг.

Игра с «метеоритом» «Один – много». Слова: звезда, спутник, комета, планета, ракета, скафандр, метеорит.

Физ. минутка.

Чтобы в космос полететь, надо многое уметь.

Быть здоровым не лениться, в школе хорошо учиться.

И зарядку каждый день будем делать – нам не лень!

Влево, вправо повернуться и опять назад вернуться,

Приседать, поскакать и бежать, бежать, бежать.

А потом все тише, тише походить – и сесть опять.

Игра «Четвертый лишний»
Немножко отдохнули и теперь можем двигаться дальше. Но, ребята, кажется, у нас возникла еще одна проблема. Из центра управления полетами мне сообщили, что на нашем космическом корабле возникла перегрузка. Поэтому нам срочно нужно избавиться от всего лишнего.

Упражнение «Четвертый лишний»

Солнце, сон, солнечный, солнышко.

Космос, косматый, космонавт, космический.

Планета, план, планетный, планетарий.

— А какие слова остались? Как мы называем эти слова? (слова-родственники).

5. «Сосчитай, что увидел».

— Ребята, пока мы летели, мы много чего увидели. Давайте посчитаем, что мы увидели: Одно созвездие, два созвездия, три созвездия, четыре созвездия, пять созвездий.

Одна далёкая планета, две… .

Один искусственный спутник… .

«Познакомь инопланетянина с земными словами».
Детям предлагаются картинки с изображение различных предметов. (Н-р, гайка – болт и др.)

— Ребята, расскажите инопланетянину, как называются эти предметы, для чего они нужны?

Итог.
— Ребята, наше космическое путешествие подходит к концу. Нам пора возвращаться на нашу планету. А о чем мы сможем рассказать нашим близким, вернувшись обратно, на планету Земля?