Автор: Махмутова Лилия Фирдусовна
Образовательное учреждение: МБДОУ «Детский сад комбинированной направленности №7 «Антошка»
Населенный пункт: г. Урай, Ханты-Мансийский АО
Тема: Занятие «Природа в жизни человека» в средней группе.
Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий
Цель: формировать знания о значении природы в жизни человека
Задачи:
Образовательные:
Сформировать представление о неразрывной связи человека с природой;
Расширить знания детей о роли солнца, воздуха и воды в жизни человека, а также их свойствах.
Развивающие:
Развивать у детей способность к анализу, самоконтролю своего поведения в природе
Формировать интерес к опытно-экспериментальной работе.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к окружающему миру;
формировать познавательный интерес;
умение видеть красоту природы, проявлять эмоциональное к ней отношение.
Оборудование: Программа «Волшебная поляна» — комплекс интерактивных развивающих и обучающих игр для детей; готовые изображения с крокодилом, солнышком и лучиками на магнитах, облака; отрывок из мультипликационного фильма «Краденое солнце», бумажные веера; прозрачные стаканчики, кувшин; коктейльные трубочки, целлофановые пакеты, рюкзак, аптечка, бинт, вода, мыльные пузыри, сосновые веточки, музыка.
Ход занятия:
Воспитатель и дети располагаются по кругу
— Рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением. Пусть этот день принесет вам радость и много новых интересных впечатлений. А где и как мы проведем это день — узнаете, если отгадаете загадку:
В зиму раздевается,
Весною одевается,
А летом ягоды и грибы дарит. (лес)
— Верно, ребята, сегодня мы с вами отправимся в лес в поход.
— Скажите, что нам нужно взять с собой в лес? Какое снаряжение должно быть у туристов? (рюкзак, соль, воду,компас…)
— А если поранимся? (аптечку)
— Давайте вспомним, как нужно вести себя во время нашего похода? Чего нельзя делать в лесу? (громко кричать, разводить костры, уходить друг от друга далеко)
— собрали мы с вами все необходимое, а теперь можно смело шагать.
(берем с собой рюкзак, шагаем с детьми к экрану, вдруг звучит тревожная музыка)
— Ой, ребята, что-то случилось. Наверное, нужна наша помощь. Давайте понаблюдаем, что же случилось в лесу. Присаживайтесь на полянку.
(дети присаживаются на ковер)
Просмотр отрывка из мультфильма Краденое солнце
— Ребята, вспомнили как называется мультфильм?
— Что случилось с зверями, когда крокодил красное солнышко проглотил? — а могут ли жить без солнца люди, звери, птицы, растения, животные?
— Что с нами произойдёт?
Игра «Собери солнышко»
У магнитной доски
— Ребята, звери просят нас спасти солнышко и вернуть его на небо. (солнышко в зубах крокодила)
— А для этого нам нужно собрать лучики, которые растеряло наше солнышко. Давайте поможем ему засветить так ярко, чтобы крокодил не выдержал его жара и отпустил солнышко на небо.
Дети строятся в колонну, наклеивают чередуя длинный и короткий лучики.
Беседа о ветре
— Ребята, пока мы спасали солнышко, в небе появились тучки и закрыли наше солнышко, и оно загрустило.
— Скажите, пожалуйста, какой друг поможет нам разогнать тучки?
— Где нам его взять?
— Что это? (Показываю детям веер.) Поняли для чего он нам нужен?
— Так давайте сами создадим ветерок, чтобы прогнать тучки.
Для это помашем нашим веером на себя, на друга. Почувствовали ветерок? Ветер — это воздух, который мы привели в движение.
(тучки убираем)
Опыты с воздухом
— Скажите, пожалуйста, а еще зачем нам нужен воздух?
— Сможем ли мы прожить без воздуха?
— Давайте проведём опыт. Одной рукой закроем нос и хорошо, плотно закроем рот. Ни нос, ни рот нельзя открывать.
— Почему вы открыли? Что произошло? Что почувствовали?
— Давайте понюхаем воздух. Пахнет?
— Он только переносит другие запахи. Есть вкус?
— А мы можем увидеть воздух? Какой он?
— А вы знаете как можно увидеть воздух?
«Как увидеть воздух»
(дети подходят к столу со стаканами)
— Возьмите трубочку для коктейля, один конец опустите в стакан с водой, а другой возьмите в рот. Мы, как рыбки, будем выпускать пузыри воздуха в воде.
— Что выходит из воды с пузырьками?
-А какие еще пузыри можно пускать? (мыльные)
— Что находится внутри мыльных пузырей? (воздух)
«Как поймать воздух? »
— Воздух мы увидели, а теперь давайте мы с вами его поймаем.
— Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.
— Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите?
— Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?
— Воздух находится везде. Воздух нужен, чтобы жить, дышать.
Релаксация «На лесной полянке»
Дети присаживаются на ковер. Звуки природы, пение птиц
— Ребята, мы с вами так долго ходили, что наши ножки устали. Присядем на лесной полянке.
— Давайте все закроем глаза и отдохнем. Светит солнышко. Его лучики ласкают наши щёчки, носик, ручки, ножки. Слышим легкий ветерок. И нам так хорошо. Открываем глазки.
Где в лесу вода?
Заглядываю в рюкзачок, а там пустая бутылка. На донышке- вода.
— В бутылочке осталось совсем немного чистой воды. Что делать? Сможем ли мы без воды?
— Скажите, где можем встретить воду в лесу?
(доносится звук родника)
— Ой, слышите, что это за звук?
— Это родник недалеко от нас. Давайте его отыщем.
Воспитатель и дети встают и отправляются к роднику
Опыты с водой
Родник (емкость с водой, напоминающая родник), сверху плавают иголочки, листочки. Воспитатель набирает воду в прозрачный кувшин
— Посмотрите, ребята, что плавает в воде?
-Верно, родничок тоже путешествует по лесу и вода его становится грязной. Ребята, нам нужно наполнить бутылочку водой.
— Как сделать воду чистой? (почистить ее)
— Существуют разные очистные фильтры. А мы с вами сами сделаем самый простой фильтр из марли и очистим водичку от крупного мусора.
Чистят воду с помощью марли, наливают через воронку в бутылку
— Воду мы очистили. А теперь скажите – вы видите дно бутылки? Значит, вода какая? — Какого она цвета?
— Давайте понюхаем, пахнет? Нет. Значит не имеет запаха.
— Давайте попробуем её. Есть вкус? Нет. А когда она может поменять вкус? (сахар, соль)
Экран-блок «Психологическая разгрузка» — различные эффекты
— Ребята, вы знаете кто еще без воды совсем жить не может?
Воспитатель обращает внимание на экран
— Давайте подойдем к нашему волшебному экрану и узнаем, кто еще не может жить без воды.
— Давайте, мы с вами поиграем с водичкой, потрогаем ее.
Итог занятия
— Вода это жизнь. Она нужна всем: и человеку, и животным, и растениям.
— Без чего мы еще не сможем жить?
И без воздуха мы тоже жить не сможем, и без солнышка. Скажите- а солнце, вода, воздух- это живая или неживая природа?
Запомните, ребята- солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!
Игра «Мыльные пузыри»
— А давайте на лесной полянке пустим воздушные, ветерку послушные, мыльные пузыри. Чтобы наш поход запомнился нам очень и очень надолго.
Звучит веселая музыка