Занятие «Природа в жизни человека» в средней группе.

Автор: Махмутова Лилия Фирдусовна

Образовательное учреждение: МБДОУ «Детский сад комбинированной направленности №7 «Антошка»

Населенный пункт: г. Урай, Ханты-Мансийский АО

Тема: Занятие «Природа в жизни человека» в средней группе.

Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий

Цель: формировать знания о значении природы в жизни человека

Задачи:

Образовательные:

Сформировать представление о неразрывной связи человека с природой;
Расширить знания детей о роли солнца, воздуха и воды в жизни человека, а также их свойствах.
Развивающие:

Развивать у детей способность к анализу, самоконтролю своего поведения в природе
Формировать интерес к опытно-экспериментальной работе.
Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к окружающему миру;
формировать познавательный интерес;
умение видеть красоту природы, проявлять эмоциональное к ней отношение.

Оборудование: Программа «Волшебная поляна» — комплекс интерактивных развивающих и обучающих игр для детей; готовые изображения с крокодилом, солнышком и лучиками на магнитах, облака; отрывок из мультипликационного фильма «Краденое солнце», бумажные веера; прозрачные стаканчики, кувшин; коктейльные трубочки, целлофановые пакеты, рюкзак, аптечка, бинт, вода, мыльные пузыри, сосновые веточки, музыка.

Ход занятия:

Воспитатель и дети располагаются по кругу

— Рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением. Пусть этот день принесет вам радость и много новых интересных впечатлений. А где и как мы проведем это день — узнаете, если отгадаете загадку:

В зиму раздевается,
Весною одевается,
А летом ягоды и грибы дарит. (лес)

— Верно, ребята, сегодня мы с вами отправимся в лес в поход.

— Скажите, что нам нужно взять с собой в лес? Какое снаряжение должно быть у туристов? (рюкзак, соль, воду,компас…)

— А если поранимся? (аптечку)

— Давайте вспомним, как нужно вести себя во время нашего похода? Чего нельзя делать в лесу? (громко кричать, разводить костры, уходить друг от друга далеко)

— собрали мы с вами все необходимое, а теперь можно смело шагать.

(берем с собой рюкзак, шагаем с детьми к экрану, вдруг звучит тревожная музыка)

— Ой, ребята, что-то случилось. Наверное, нужна наша помощь. Давайте понаблюдаем, что же случилось в лесу. Присаживайтесь на полянку.

(дети присаживаются на ковер)

Просмотр отрывка из мультфильма Краденое солнце

— Ребята, вспомнили как называется мультфильм?

— Что случилось с зверями, когда крокодил красное солнышко проглотил? — а могут ли жить без солнца люди, звери, птицы, растения, животные?

— Что с нами произойдёт?

Игра «Собери солнышко»

У магнитной доски

— Ребята, звери просят нас спасти солнышко и вернуть его на небо. (солнышко в зубах крокодила)

— А для этого нам нужно собрать лучики, которые растеряло наше солнышко. Давайте поможем ему засветить так ярко, чтобы крокодил не выдержал его жара и отпустил солнышко на небо.

Дети строятся в колонну, наклеивают чередуя длинный и короткий лучики.

Беседа о ветре

— Ребята, пока мы спасали солнышко, в небе появились тучки и закрыли наше солнышко, и оно загрустило.

— Скажите, пожалуйста, какой друг поможет нам разогнать тучки?

— Где нам его взять?

— Что это? (Показываю детям веер.) Поняли для чего он нам нужен?

— Так давайте сами создадим ветерок, чтобы прогнать тучки.

Для это помашем нашим веером на себя, на друга. Почувствовали ветерок? Ветер — это воздух, который мы привели в движение.

(тучки убираем)

Опыты с воздухом

— Скажите, пожалуйста, а еще зачем нам нужен воздух?

— Сможем ли мы прожить без воздуха?

— Давайте проведём опыт. Одной рукой закроем нос и хорошо, плотно закроем рот. Ни нос, ни рот нельзя открывать.

— Почему вы открыли? Что произошло? Что почувствовали?

— Давайте понюхаем воздух. Пахнет?

— Он только переносит другие запахи. Есть вкус?

— А мы можем увидеть воздух? Какой он?

— А вы знаете как можно увидеть воздух?

«Как увидеть воздух»

(дети подходят к столу со стаканами)

— Возьмите трубочку для коктейля, один конец опустите в стакан с водой, а другой возьмите в рот. Мы, как рыбки, будем выпускать пузыри воздуха в воде.

— Что выходит из воды с пузырьками?

-А какие еще пузыри можно пускать? (мыльные)

— Что находится внутри мыльных пузырей? (воздух)

«Как поймать воздух? »

— Воздух мы увидели, а теперь давайте мы с вами его поймаем.

— Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.

— Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите?

— Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?

— Воздух находится везде. Воздух нужен, чтобы жить, дышать.

Релаксация «На лесной полянке»

Дети присаживаются на ковер. Звуки природы, пение птиц

— Ребята, мы с вами так долго ходили, что наши ножки устали. Присядем на лесной полянке.

— Давайте все закроем глаза и отдохнем. Светит солнышко. Его лучики ласкают наши щёчки, носик, ручки, ножки. Слышим легкий ветерок. И нам так хорошо. Открываем глазки.

Где в лесу вода?

Заглядываю в рюкзачок, а там пустая бутылка. На донышке- вода.

— В бутылочке осталось совсем немного чистой воды. Что делать? Сможем ли мы без воды?

— Скажите, где можем встретить воду в лесу?

(доносится звук родника)

— Ой, слышите, что это за звук?

— Это родник недалеко от нас. Давайте его отыщем.

Воспитатель и дети встают и отправляются к роднику

Опыты с водой

Родник (емкость с водой, напоминающая родник), сверху плавают иголочки, листочки. Воспитатель набирает воду в прозрачный кувшин

— Посмотрите, ребята, что плавает в воде?

-Верно, родничок тоже путешествует по лесу и вода его становится грязной. Ребята, нам нужно наполнить бутылочку водой.

— Как сделать воду чистой? (почистить ее)

— Существуют разные очистные фильтры. А мы с вами сами сделаем самый простой фильтр из марли и очистим водичку от крупного мусора.

Чистят воду с помощью марли, наливают через воронку в бутылку

— Воду мы очистили. А теперь скажите – вы видите дно бутылки? Значит, вода какая? — Какого она цвета?

— Давайте понюхаем, пахнет? Нет. Значит не имеет запаха.

— Давайте попробуем её. Есть вкус? Нет. А когда она может поменять вкус? (сахар, соль)

Экран-блок «Психологическая разгрузка» — различные эффекты

— Ребята, вы знаете кто еще без воды совсем жить не может?

Воспитатель обращает внимание на экран

— Давайте подойдем к нашему волшебному экрану и узнаем, кто еще не может жить без воды.

— Давайте, мы с вами поиграем с водичкой, потрогаем ее.

Итог занятия

— Вода это жизнь. Она нужна всем: и человеку, и животным, и растениям.

— Без чего мы еще не сможем жить?

И без воздуха мы тоже жить не сможем, и без солнышка. Скажите- а солнце, вода, воздух- это живая или неживая природа?

Запомните, ребята- солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!

Игра «Мыльные пузыри»

— А давайте на лесной полянке пустим воздушные, ветерку послушные, мыльные пузыри. Чтобы наш поход запомнился нам очень и очень надолго.

Звучит веселая музыка