Знакомство детей дошкольного возраста с осенними изменениями в природе.

Автор: Щербань Анжелика Викторовна

Образовательное учреждение: ГБДОУ №48 Калининского района

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

Тема: Знакомство детей дошкольного возраста с осенними изменениями в природе.

Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий

Дата публикации: 05.04.2019

Осень — одно из благоприятных времен года для наблюдений за изменениями в природе. Знакомить детей с осенней природой важно начинать уже с первых дней учебного года. Начинается этот процесс в первую очередь на ежедневных прогулках. Детям предлагается понаблюдать за явлениями неживой природы Младших дошкольников учат замечать изменения погоды:

солнце светит, но не такое жаркое, как летом (в солнечную погоду — предложить протянуть рукик солнцу, чтобы они ощутили тепло «Сегодня солнышко греет, тепло»).Наблюдение в пасмурный день( небо серое, солнца нет, тучи спрятали солнце).
Часто идут дожди (в дождливый день наблюдение ведем за дождем из окна: как капли стучат по окну, как струйки воды стекают по стеклу, дождик холодный,не такой как летом, люди ходят в резиновых сапогах и под зонтиками).
Холодно (обращаем внимание на то, что люди стали тепло одеваться — «Одень куклу на прогулку», показываем, что одеваем кукле).
Ветер качает деревья (в ветряный день выносим на улицу вертушки, играя с ними дети наглядно представляют как дует ветер). Ветер срывает листья, которые падают кружась в воздухе (проводим игру «Мы осени листочки»).Длительные наблюдение за клёном и берёзой (учить детей сравнивать деревья по форме листьев и по цвету).
Окраску листьев (игра «Найди такой же»), принеси красный (желтый) листочек. Сделать карточки из листьев (найди листья одного дерева, одинаковые по цвету, величине, по убывающей величине листьев).
Наблюдение за осенними цветами (бархатцы, астры). По возможности пересадить цветы с клумбы в группу и наблюдать.
Воспитателю важно вызвать у детей первые эстетические переживания от восприятия красоты осенних деревьев. Это способствует не только слова педагога, но и осязательные ощущения дошкольников во время листопада: они ходят по сухим листьям, прислушиваются к их шуршанию.

Обратите внимание на цветники, рассматриваем вместе, обращаем внимание на форму и окраску цветов, на их красоту (астры, ноготки ) » Угадай растение по описанию»; урожай овощей «Вершки и корешки», «урожай на вкус» (овощи и фрукты), «Угадай что в мешочке» (овощи и фрукты), » Узнай по запаху» ( овощи и фрукты). Провести беседы » Как мы одеваемся осенью», «Что выросло на нашем огороде». Следует обратить внимание младших дошкольников на птиц. Лучше всего это делать, прикармливая птиц. В процессе кормления сообщаем, что прилетают разные птицы после наблюдений в группе в уголке природы вывешиваем картинки с изображением птиц, которые видели сегодня). Птиц все меньше с каждым днем, говорим, что птицы собираются в большие стаи и улетают в теплые края. В младшем возрасте дети узнают простейшие повадки остальных живых существ: насекомые прячутся, заяц меняет шубку, медведь ищет берлогу.

В среднем возрасте дети начинают усваивать более сложные понятия и закономерности. Наблюдая за явлениями неживой природы, они устанавливают причинно — следственные вязи: солнце светит мало, поэтому стало холодно, птицам не хватает пищи, их надо подкармливать. Ежедневно во время прогулки отмечаем с детьми состояние погоды ( солнечный и пасмурный,дождливый день («Какая сегодня погода?» возвращаясь с прогулки, дети поворачивают на ту картинку, которая соответствует наблюдаемой погоде).

Отмечаем какие места освещены солнцем утром и во время вечерней прогулки. После многократных наблюдений дети делают вывод, что солнце совершает определенный путь. Осенью путь солнца короче.Проводим опыты ( солнце высушивает предметы). Повесить на солнечном участке кукольное бельё, понаблюдать, как быстро оно высохнет; намочить в песочнице песок и понаблюдать как за время прогулки он высохнет. Обращаем внимание, как одеты дети, взрослые. (Одень куклу» — предлагаем подумать как одеваться на прогулку). «Две фотографии» -акая фотография сделана осенью? Как вы догодались?3ачем надели сапоги, куртку, тапку?3ачем девочке зонт?

Наблюдаем за облаками (на что вообще похоже облако?) темные облака на небе — тучи, сравниваем летний и осенний дождь (долгие, моросящие). После дождя лужи (можно предположить обойти и убедиться, «Какие они большие, задание детям средней группы где раньше высохнут на солнце или в тени).

В ветряную погоду — как двигаются облака (налево, направо), деревья качаются — почему? Сравниваем летний ветерок и осенний, предложите побегать в сторону ветра и против ветра (вертушки5 флюгер).

Проведем наблюдение за почвой: стала твердой, ее сложнее вскопать. Когда появляется ней (т.е настают первые заморозки).

Обращаем внимание на листья деревьев. Показать красоту осени (посмотрите с детьми вдаль на фоне неба какой лес, каких цветов больше). «Узнай дерево», «От какого дерева лист», «Деревья» — дети изображают деревья в руках листья, выполняют действия: дует ветер — качаются деревья, закружились листочки, полетели на землю. Сравниваем листья какого цвета были летом и осенью.

Знакомство с понятием «листопад», посидеть на скамейке и прислушаться как при ветре падают листочки с деревьев. Когда все листья упадут можно сравнить хвойные и лиственные деревья.

Предлагается в средней группе наблюдать за растениями цветника. Цветущих растений становится намного меньше («отгадай, что задумали — дети описывают цветущие растения»). Можно выкопать кустик астры, ноготков и принести в группу для наблюдений. Дети средней группы могут собирать семена (сравнивать), овощи («Помоги зайцу разложить овощи» по форме, по цвету, по размеру. «Магазин овощей» — описывают величину, цвет и форму. «Вершки и корешки» — дети делают движения руками.)

Наблюдение за птицами. Вместе с детьми прислушиваемся к звукам. Становится тише, ласточки и скворцы улетели, появились у домов новые птицы: галки, сороки, вороны.

Дошкольники средней группы не просто наблюдают, а сами подкармливают птиц. В холодное время очень трудно найти корм птицам. Кормушка на участке (внешний вид, повадки, поведение) зимующие, перелетные. Ребята средней группы замечают, что совеем невидно насекомых: бабочек, жуков. Мы рассказываем о лесных обитателях леса: белка запасает корм, еж ищет себе норку, медведь берлогу, заяц меняет шубку.

В старшей группе детей более подробно знакомят с доступными их пониманию связями в неживой природе, с влияниями неживой природы на жизнь растений и животных, труд человека.

Обратить внимание на дующие прохладные ветры,приносящие дожди и пасмурную погоду.Обратить внимание на утренние туманы и росы и объяснить причину этих явлений ( большая разница между дневной и ночной температурой воздуха.. Утренний туман, на лужах хрупкий ледок («Осень студит воду» почему так говорят в народе). В начале осени дети старшего возраста наблюдают что нeбo ясное с небольшими облаками, воздух прозрачен. В конце небо серое, часто в тучах.

Обратить внимание на то что насекомых стало меньше, объяснить почему, куда они исчезли, предложить поискать насекомых на участке.

Отмечают силу и направление ветра. Дети этого возраста уже могут характеризовать погоду: пасмурная, дождливая, холодная, ветряная.

Благодаря наблюдением за погодой у детей старшего возраста формируются представления о влиянии солнца на смену дня и ночи, о том, что солнце является источником света и тепла о роли его в жизни растений и животных. Использовать модель (Путь солнца», «Кому нужно солнце». Пословицы и объяснение пословиц.

Педагог помогает установить связь между листопадом и первыми заморозками.

Старшие дошкольники должны понимать знание листопада: опадая, листья оберегают деревья от потери влаги и замерзания, предотвращают обламывание

веток во время сильных ветров и снегов. Кроме того, опавшие листья защищают корни дерева от морозов, почву делают питательней.

Стихи об осени (воспитатель читает стихи по строчкам, а дети должны выбрать

соответствующие картинки). Кроме листьев наблюдаем за шишками и плодами

хвойных деревьев (шишки) — «С чьей ветки детки?». Интерес вызовет и такая игра — плоды одного дерева кладут к листья другого и предлагают детям устранить путаницу.

Поздней осенью детям старшего возраста показываем почки (находятся в состоянии покоя).

«Разведчики леса» — принесите красные листья и узнайте с какого дерева, где растет это дерево. На каком дереве больше желтых листьев. Показываем вблизи самое высокое и самое низкое дерево.

В старшем дошкольном возрасте знакомят с цветами осенними: однолетние,

многолетние — «Найди его по описанию».

Дети старшей группы сами участвуют в подготовке почвы (очищают цветник от сухих листьев, перекапывают).

Овощи: выставка овощей, привлечение детей к приготовлению овощного блюда.

Продолжается наблюдение за животными, птицами (зимними и перелетными).

Птицы улетают не от того, что холодно, ребята должны осознать связь между

падением температуры и оттоком пернатых: похолодание — увядание растений — исчезновение насекомых — отлет птиц. Первыми улетают стрижи, ласточки. В

начале осени журавли, а в конце скворцы, грачи, утки, гуси, лебеди.

Продолжается знакомство с повадками животных, воспитатель знакомит с сезонными особенностями образа жизни земноводных, связанных с условиями

среды (лягушка в тени бодрствует, а при наступлении холодов засыпает).

Подготовительная группа:

На прогулке дети самостоятельно находят признаки осени в окружающей природе.

При наблюдении за температурой и осадками дети находят различия между затяжными и кратковременными дождями.

Наблюдая за ветром дети должны самостоятельно дать характеристику ветру сильный, порывистый, слабый, кратковременный, ураганный.На пргулку выноситься флюгер.

Наблюдение за продолжительностью дня проводится с одного и того же места на участке детского сада.

Длительное наблюдения за созреванием плодов и семян деревьев и кустарников. В результате наблюдений сделать вывод, что у растений нет молодых побегов и свежей зелени, так как осенью прекращается рост растений.В конце месяца составляем календарь окрашивания листьев деревьев на участке детского сада.

Ознакомление с термометром
Ведение календаря погоды
Кормушки.