Автор: Герман Яна Александровна
Образовательное учреждение: МБОУ «Излучинская ОНШ»
Населенный пункт: пгт. Излучинск, Ханты-Мансийский АО
Тема: «Звуковая культура речи: звук «ф»». Конспект организованной образовательной деятельности по программе «Развитие речи» с воспитанниками 4-го года жизни.
Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий
Цель: обучение детей отчетливо и правильно произносить изолированный звук ф и звукоподражательные слова с этим звуком
Задачи:
упражнять детей отчетливо и правильно произносить изолированный звук ф и звукоподражательные слова с этим звуком;
воспитывать интерес к диким животным;
воспитывать желание быть вежливым;
способствовать развитию речевого дыхания, артикуляционной моторики;
развивать интонационную выразительность речи.
Методы и приемы: игровые («Волшебный мешочек», д/и «Чего не стало»); наглядные (игрушка ёжик, корзинка, театр, картинки для игры «Чего не стало», предметы для «волшебного мешочка»); словесные (художественное слово, загадка, ответы детей, песенка, беседа, вопросы, объяснения); практические (общение детей с воспитателем, действия детей, подвижная игра в кругу, физминутка).
Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно — эстетическое развитие.
Планируемый результат: дети умеют отчетливо и правильно произносить изолированный звук ф и звукоподражательные слова с этим звуком
Предварительная работа: разучивание физ. минутки, беседа про ёжика.
Словарная работа: ежи-ежей, мыши-мышей, футболка, фартук, кофта, шарф, туфли.
Оборудование и материалы: корзинка, игрушка ёжик, мешок, яблоко, гриб, кубик, жук, колесо от машины, магнитный театр, доска, картинки для Д/И, яблоки.
Ход занятия
Организационный момент.
Воспитатель.
Утром встали малыши,
В детский садик все пришли.
Вам мы рады как всегда.
Гости здесь у нас с утра,
Поздоровайтесь друзья!
Дети здоровается с гостями, в это время раздаётся стук в дверь, воспитатель выходит в приёмную и находит там корзину.
Основная часть.
В.: Ребята, посмотрите, кто-то принес нам корзинку (корзинка накрыта платком). Давайте посмотрим, что там.
Воспитатель достает письмо с загадкой о том, кто спрятался в корзинке.
Загадка: Вместо шубки лишь иголки.
Не страшны ему и волки.
Колкий шар, не видно ножек,
Звать его конечно. (Ежик).
В.: Верно, это ежик. Ребята, посмотрите на ежа. Что у него есть?
Дети: Голова, лапки, хвост, иголки.
В.: Ребята, а какую песенку поёт ёжик?
Дети: Ф-ф-ф.. (хоровые и индивидуальные ответы).
В.: У нашего ежа длинная песенка. Он поет – «ффффф». Давайте вместе споем.
Дети повторяют.
В.: Когда ежу, что-то нравится, он говорит «фи-фи-фи», а когда что-то не нравится – «фу-фу-фу». Как говорят ежи, когда им что-то нравится (ответ). А когда ежам не нравится что-то, то они говорят что (ответ). Ежик к нам долго добирался и проголодался. Давайте его покормим.
Дидактическая игра «Волшебный мешочек».
В мешочке различные предметы, дети по очереди достают угощенья и отвечают определенным звукоподражанием «фи-фи», «фу-фу» понравится ли угощенье ёжику или нет. (яблоко, гриб, кубик, жук, колесо от машины, и тд). В конце игры выясняется, что любят кушать ежи.
В.: А сейчас ребята, мы ёжиком хотим рассказать вам сказку про ежей.
Сказка: «На лесной опушке, в маленькой избушке, жили – были дед и баба. А в лесу, недалеко от домика, жили три ежа. Звали их Фук, Фок, Фэк.
Как их звали ?(хоровые и индивидуальные ответы).
Ежи сторожили лес. Что делали ежи? (ответ).
И, гуляя по лесным тропинкам, пели песенки. Вот одна из них:
Ребята давайте встанем и споем песенку ёжика…
Физминутка:
Маленький ежик, четверо ножек,
На спине листок несет, песенку поет:
Фуфти-фуфти-фуфти-фу, на спине листок несу
Самый сильный я в лесу,все,что нужно принесу!
Маленький ежик, четверо ножек,
На спине грибок несет, песенку поет:
Фуфти-фуфти-фуфти-фу, на спине грибок несу
Самый сильный я в лесу, и боюсь одну лису.
Маленький ежик, четверо ножек,
На спине лису несет, песенку поет:
Фуфти-фуфти-фуфти-фу, на спине лису несу
Самый сильный я в лесу, победил саму лису…
В.: Молодцы ребята… присаживайтесь.
Однажды в избушку, где жили дед и баба, пробрались мыши. Даже днем они разгуливали по всему дому и пищали. Решили старики: «Пригласим ежей. Пусть прогонят мышей».
Что решили сделать старики? (ответ).
И вот ежи идут воевать с мышами.
Впереди Фук. Кто впереди? (ответ). За ним Фок. Кто за Фуком? (ответ).
А сзади Фэк. Кто сзади? (ответ). Ежи друг за другом идут, песенку поют:
По тропинке мы идем-
Фук, Фок, Фэк!
К деду с бабушкой идем,
Фук, Фок, Фэк!
К деду с бабушкой идем,
Фук, Фок, Фэк!
И тихонечко поем,
Фук, Фок, Фэк!
(Воспитатель повторяет песенку, дети хором произносят имена ежей).
Прогнали ежи мышей и отправились в обратный путь, так же напевая:
По тропинке мы идем,
Фук, Фок, Фэк!
Мы от дедушки идем,
Фук, Фок, Фэк!
Мы от бабушки идем,
Фук, Фок, Фэк!
Громко песенку поем,
Фук, Фок, Фэк! (дети договаривают имена)
В.: Молодцы ребята. Вам понравилась сказка? (ответы детей)
А как звали ежей? (Фук, Фок, Фек)
А кому ежи помогли?
Кто пробрался в избушку где жили дед и баба?
Молодцы!
Заключительная часть
В.: Ребята, а ёжик подготовил вам еще одну игру. Эта игра на внимание.
Д/игра «Чего не стало?»
Воспитатель показывает предметы: фартук, футболка, фуражка, фонарь, флажок, филин. По очереди вызывая детей, предлагает им отвернуться (убирает один предмет) и сказать, чего не стало.
Дети хором проговариваю название предмета, которого не стало.
В.: Ребята вы такие внимательные, молодцы!
В.: Но ёжику пора возвращается в лес… Давайте с ним попрощаемся.
Дети: прощаются с ёжиком. Воспитатель относит ёжика в приёмную.
В.: Ребята, а вам понравилось наше занятие? А что вам понравилось больше всего? Давайте еще раз повторим песенку ежика. Ф-ф-ф Ф-ф-ф.
А за то, что вы хорошо работали на занятии ежик оставил вам в корзинке угощениями.
(Воспитатель раздает детям яблоки.) Дети говорят прощаются с гостями.