«Звуковая культура речи: звук «ф»».

Автор: Герман Яна Александровна

Образовательное учреждение: МБОУ «Излучинская ОНШ»

Населенный пункт: пгт. Излучинск, Ханты-Мансийский АО

Тема: «Звуковая культура речи: звук «ф»». Конспект организованной образовательной деятельности по программе «Развитие речи» с воспитанниками 4-го года жизни.

Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий

Цель: обучение детей отчетливо и правильно произносить изолированный звук ф и звукоподражательные слова с этим звуком

Задачи:

упражнять детей отчетливо и правильно произносить изолированный звук ф и звукоподражательные слова с этим звуком;
воспитывать интерес к диким животным;
воспитывать желание быть вежливым;
способствовать развитию речевого дыхания, артикуляционной моторики;
развивать интонационную выразительность речи.
Методы и приемы: игровые («Волшебный мешочек», д/и «Чего не стало»); наглядные (игрушка ёжик, корзинка, театр, картинки для игры «Чего не стало», предметы для «волшебного мешочка»); словесные (художественное слово, загадка, ответы детей, песенка, беседа, вопросы, объяснения); практические (общение детей с воспитателем, действия детей, подвижная игра в кругу, физминутка).

Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно — эстетическое развитие.

Планируемый результат: дети умеют отчетливо и правильно произносить изолированный звук ф и звукоподражательные слова с этим звуком

Предварительная работа: разучивание физ. минутки, беседа про ёжика.

Словарная работа: ежи-ежей, мыши-мышей, футболка, фартук, кофта, шарф, туфли.

Оборудование и материалы: корзинка, игрушка ёжик, мешок, яблоко, гриб, кубик, жук, колесо от машины, магнитный театр, доска, картинки для Д/И, яблоки.

Ход занятия

Организационный момент.

Воспитатель.

Утром встали малыши,

В детский садик все пришли.

Вам мы рады как всегда.

Гости здесь у нас с утра,

Поздоровайтесь друзья!

Дети здоровается с гостями, в это время раздаётся стук в дверь, воспитатель выходит в приёмную и находит там корзину.

Основная часть.

В.: Ребята, посмотрите, кто-то принес нам корзинку (корзинка накрыта платком). Давайте посмотрим, что там.

Воспитатель достает письмо с загадкой о том, кто спрятался в корзинке.

Загадка: Вместо шубки лишь иголки.

Не страшны ему и волки.

Колкий шар, не видно ножек,

Звать его конечно. (Ежик).

В.: Верно, это ежик. Ребята, посмотрите на ежа. Что у него есть?

Дети: Голова, лапки, хвост, иголки.

В.: Ребята, а какую песенку поёт ёжик?

Дети: Ф-ф-ф.. (хоровые и индивидуальные ответы).

В.: У нашего ежа длинная песенка. Он поет – «ффффф». Давайте вместе споем.

Дети повторяют.

В.: Когда ежу, что-то нравится, он говорит «фи-фи-фи», а когда что-то не нравится – «фу-фу-фу». Как говорят ежи, когда им что-то нравится (ответ). А когда ежам не нравится что-то, то они говорят что (ответ). Ежик к нам долго добирался и проголодался. Давайте его покормим.

Дидактическая игра «Волшебный мешочек».

В мешочке различные предметы, дети по очереди достают угощенья и отвечают определенным звукоподражанием «фи-фи», «фу-фу» понравится ли угощенье ёжику или нет. (яблоко, гриб, кубик, жук, колесо от машины, и тд). В конце игры выясняется, что любят кушать ежи.

В.: А сейчас ребята, мы ёжиком хотим рассказать вам сказку про ежей.

Сказка: «На лесной опушке, в маленькой избушке, жили – были дед и баба. А в лесу, недалеко от домика, жили три ежа. Звали их Фук, Фок, Фэк.

Как их звали ?(хоровые и индивидуальные ответы).

Ежи сторожили лес. Что делали ежи? (ответ).

И, гуляя по лесным тропинкам, пели песенки. Вот одна из них:

Ребята давайте встанем и споем песенку ёжика…

Физминутка:

Маленький ежик, четверо ножек,
На спине листок несет, песенку поет:
Фуфти-фуфти-фуфти-фу, на спине листок несу
Самый сильный я в лесу,все,что нужно принесу!
Маленький ежик, четверо ножек,
На спине грибок несет, песенку поет:
Фуфти-фуфти-фуфти-фу, на спине грибок несу
Самый сильный я в лесу, и боюсь одну лису.
Маленький ежик, четверо ножек,
На спине лису несет, песенку поет:
Фуфти-фуфти-фуфти-фу, на спине лису несу
Самый сильный я в лесу, победил саму лису…

В.: Молодцы ребята… присаживайтесь.

Однажды в избушку, где жили дед и баба, пробрались мыши. Даже днем они разгуливали по всему дому и пищали. Решили старики: «Пригласим ежей. Пусть прогонят мышей».

Что решили сделать старики? (ответ).

И вот ежи идут воевать с мышами.

Впереди Фук. Кто впереди? (ответ). За ним Фок. Кто за Фуком? (ответ).

А сзади Фэк. Кто сзади? (ответ). Ежи друг за другом идут, песенку поют:

По тропинке мы идем-

Фук, Фок, Фэк!

К деду с бабушкой идем,

Фук, Фок, Фэк!

К деду с бабушкой идем,

Фук, Фок, Фэк!

И тихонечко поем,

Фук, Фок, Фэк!

(Воспитатель повторяет песенку, дети хором произносят имена ежей).

Прогнали ежи мышей и отправились в обратный путь, так же напевая:

По тропинке мы идем,

Фук, Фок, Фэк!

Мы от дедушки идем,

Фук, Фок, Фэк!

Мы от бабушки идем,

Фук, Фок, Фэк!

Громко песенку поем,

Фук, Фок, Фэк! (дети договаривают имена)

В.: Молодцы ребята. Вам понравилась сказка? (ответы детей)

А как звали ежей? (Фук, Фок, Фек)

А кому ежи помогли?

Кто пробрался в избушку где жили дед и баба?

Молодцы!

Заключительная часть

В.: Ребята, а ёжик подготовил вам еще одну игру. Эта игра на внимание.

Д/игра «Чего не стало?»

Воспитатель показывает предметы: фартук, футболка, фуражка, фонарь, флажок, филин. По очереди вызывая детей, предлагает им отвернуться (убирает один предмет) и сказать, чего не стало.

Дети хором проговариваю название предмета, которого не стало.

В.: Ребята вы такие внимательные, молодцы!

В.: Но ёжику пора возвращается в лес… Давайте с ним попрощаемся.

Дети: прощаются с ёжиком. Воспитатель относит ёжика в приёмную.

В.: Ребята, а вам понравилось наше занятие? А что вам понравилось больше всего? Давайте еще раз повторим песенку ежика. Ф-ф-ф Ф-ф-ф.

А за то, что вы хорошо работали на занятии ежик оставил вам в корзинке угощениями.

(Воспитатель раздает детям яблоки.) Дети говорят прощаются с гостями.