Конспект занятия «Птицы – лесные жители».

Автор: Духновская Юлия Николаевна

Образовательное учреждение: ГБОУ школа №430

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

Тема: Конспект занятия «Птицы – лесные жители».

Раздел библиотеки: Внеклассные мероприятия

Дата публикации: 02.04.2019

Занятие в группе продленного дня

Цели:

1. Познакомить детей с лесными птицами, с особенностями их поведения, местами обитания.
2. Развивать познавательный интерес к птицам.

3. Воспитать бережное отношение к птицам и ответственность за всё живое.

Задачи:

Познакомить детей с лесными птицами, с голосами лесных птиц, с особенностями их поведения
Развивать умение находить взаимосвязь в природе; способствовать формированию умений: выделять признаки предметов, проводить простые наблюдения. Развивать познавательный интерес к изучению нового материала
Воспитывать любовь к природе и бережное отношение ко всему живому.
Форма проведения: внеклассное мероприятие

Планируемые результаты.

Предметные:

называть признаки птиц, выделять главный из них;
учиться слушать и находить ответы в рассказе;
учиться работать с информацией, выводить умозаключения из полученной информации, преобразовывать одну информацию в другую;
учиться сравнивать, находить общее и различное.

Универсальные учебные действия.

Личностные:

развитие навыка сотрудничества с учителем и сверстниками;
учиться вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

Коммуникативные:

уметь озвучивать правила и следовать им;
уметь представлять конкретное содержание и сообщать его в устной речи;
учиться оформлять свои мысли в устной форме;
учиться использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своих ответов.

Познавательные:

уметь ориентироваться в своей системе знаний;
умение давать определение понятиям;
учиться анализировать и сравнивать;
учиться выделять необходимый материал из текста, устного рассказа;
учиться делать выводы и умозаключения, преобразовывать одну информацию в другую.

Регулятивные:

уметь определять и формулировать с помощью учителя цель урока;
уметь планировать в соответствии с поставленной задачей.

Оборудование: карточки с буквами (птицы) 5 комплектов, презентация.

Ход занятия

1.Организационный момент

-Здравствуйте ребята, садитесь! Сегодня наше занятия будет проходит в небольших группах по 4 человека.

2.Сообщение темы занятия

-Здравствуй, лес,

Дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Кто в глуши твоей таится –

Что за зверь?

Какая птица?

Всё открой, не утаи:

Ты же видишь, – мы свои!

— А чтобы узнать, кто таится в чудесном лесу, нам нужно с вами отгадать . На столе у вас лежат карточки с буквами, вам надо составить слово, и мы узнаем о ком сегодня мы с вами будем говорить.

-Ну что составили? Что у вас получилось(птицы)

– Задавали ли вы себе вопросы: кто такие птицы? Почему птицы летают? Сегодня мы попробуем приоткрыть тайны удивительного мира птиц, чтобы лучше их узнать и понять. Итак, тема занятия : «Птицы — лесные жители».

3. Объяснение материала

Лес — одна из основных сред обитания птиц. В любое время года больше всего пернатых встречается в лесу. Там птицы находят себе пищу, строят свои гнезда, откладывают яйца и выводят птенцов.

У каждой лесной птицы есть и особенности, позволяющие ей как можно лучше приспособиться к жизни в лесу.

Особенно звонкие и красивые песни поются весной. Прибывают перелетные , и лес наполняются их голосами.

Я подготовила для вас загадки, давайте вместе попробуем отгадать некоторых птиц обитающих в лесу.

Работа с презентацией.

Описание к слайдам.

Слайд 2

В красной шапке птица ходит.
И в коре жуков находит.
Это давний мой приятель.
А зовётся птичка …(Дятел)

Слайд 3

Дятел — это небольшая птица, большинство из них размером как две ладони. Тело птиц имеет вытянутую форму. Клюв продолговатый, острый и прочный. Лапы короткие — два пальца спереди и два сзади. Крылья небольшие, за счет чего дятел может очень просто передвигаться между деревьями. А также ползать по стволам и даже висеть вниз головой на ветвях деревьев. Голова дятла надежно защищена от сотрясений. Выглядят эти птицы очень по-разному — одна, пестрая с красным хохолком, другая — белая с серыми крыльями. Встречаются с полосатыми крыльями и пятнистыми шеями. Некоторые их перья имеют золотистый, или зеленый оттенок. Как украшение их окрас — красная шапочка на голове или румяные щечки.

Когда дятел стучит по дереву, он закрывает свои глаза, таким образом, защищает себя от щепок и древесной пыли. Нос птицы создан так, чтобы внутрь не попадали стружки. В любой момент можно услышать крики этих птиц вместе со стуком. Порой, звуки напоминают барабанную дробь.

Давайте прослушаем как стучит дятел.

Слайд 4

Прилетели, сели,
Песенку пропели,
Две подружки, две сестрички,
По прозванию…..(Синичка)

Слайд 5

Синица – ближайший родственник всем нам известного воробья, очень похожа на него внешне и повадками, издали их даже можно спутать, но только издали, посмотрите на фото, правда, дети синица очень красивая птица. Ярко желтое брюшко с черным «галстуком», на голове шапочка черного с синевой цвета, на горлышке тоже черный шарфик, щечки белые, спинка желто-зеленая, крылья и хвост серенькие с синевою.

Давайте прослушаем, как поет синичка!

Слайд 6

Для заросшей речки в мае
Этой птицы нет главней,
— Как он чудно напевает
Голосистый … (Соловей)

Слайд 7

Соловей -певчая птичка с весьма невзрачным оперением. Многие люди, слыша чистые трели соловья, ожидают увидеть яркий окрас, на самом деле, тельце представителей этого вида оливково-бурое. Хвост темный, с рыжеватым отблеском, брюшко белесое, бока серо-бурые. На зобе можно увидеть серо-желтое пятно. Размерами соловей немного больше воробья, весит около 25 грамм, длина туловища – до 20 см

Давайте прослушаем, как поет соловей!

Слайд 8

Нам часто слышится в леску
Между ветвей: — Ку-ку! Ку-ку!
Какая пёстренькая птичка
В чужом гнезде снесла яичко?

Кукушка

Слайд 9

Кукование кукушки раздаётся в лесу далеко. Его слышали все, хотя мало кто видел эту осторожную птицу. Она немного больше голубя. Оперение её серое с поперечными полосами, длинный хвост и короткие лапки. Кукушки прилетают к нам в середине весны и улетают в тёплые страны в конце лета.

Кукушка, единственная из всех птиц, подкладывает свои яйца в чужие гнёзда и никогда сама не выкармливает своих птенцов.

Но несмотря на это , кукушки –один самых полезных наших птиц. Когда в лесу появляется много каких-нибудь гусениц, которые не едят другие птицы, кукушки становятся незаменимыми: они уничтожают этих гусениц. Бывает случаи, когда всего несколько кукушек спасают большие участки леса от опасных вредителей.

Давайте прослушаем, как звучит кукушка!

Физкультминутка .

Руки подняли и помахали –

Это деревья шумят.

В сторону руки и помахали –

Это к нам птицы летят.

Быстро присели, руки сложили –

В норке зверюшки сидят.

Встали и тихо за парты все сели.

Дети учиться хотят.

Слайд 10

Белобокая красотка
Балаболит, как трещотка.
Все блестяшки издалёка
Тащит в гнёздышко..

(Сорока)

Слайд 11

Сорока имеет характерное оперение контрастного белого и черного цвета. У нее очень длинный черный с зеленоватым отливом хвост (прекрасный руль) и черные с синеватым отливом крылья. Голова, шея, зоб, спина и верх груди черные. У брюха, низа грудки и полос на плечах окраска белая.

Давайте прослушаем, как поет сорока!

Слайд 12

Днём спит, ночью летает, Ухает, людей пугает. В темноте горят глаза – кто это?.. Сова

Слайд 13

Сова – это хищная ночная птица. В зависимости от места жительства у нее может быть разная окраска оперения, маскирующая сову под окружающую местность. Голова совы круглая с большими глазами, когти длинные и острые, а клюв хищный и короткий.

Давайте прослушаем, как звучит сова!

Слайд 14

Красный клюв
И пестрый хвост –
Как красив поющий … Дрозд

Слайд 15

Дрозды- ловкие, подвижны, очень умные птицы, которые к тому же одарены незаурядными способностями к пению. Это очень общительные птицы, хотя их нельзя назвать миролюбивыми. Дрозды живут только в лесах, причем в любых Органы чувств развиты у дроздов очень хорошо. Достаточно сказать, что самых маленьких насекомых дрозды видят издалека. Слух у них очень тонкий, иначе бы они не смогли так великолепно петь.

Давайте прослушаем, как поет дрозд.

Слайд 16

Кто зимой средь хвойных веток
В феврале выводит деток?
Необычный клюв — крестом,
Птичку ту зовут … (Клестом)

Слайд17
Птица небольшая, до 20 см, относящаяся к отряду воробьиных, с плотным сложением, раздвоенным хвостом и необычным клювом. Его половинки загнуты и расходятся в разные стороны, в результате образуя крест. С таким клювом идеально вылущивать из шишек семена.

Давайте прослушаем, как звучит клест.

Слайд 18

Ребята, помните!

Нельзя разорять гнёзда птиц.
Стрелять в них из рогаток!
Птицы охраняют наши леса, сады, огороды от вредных насекомых, мышей, съедающих около четверти всего урожая, обгрызающих плодовые деревья в саду.
Без птиц никогда не было бы хорошего урожая.
Слайд 19

Лес населен птицами, которые играют важную роль в его жизни. Так, например, многие птицы являются распространителями семян деревьев. Также птицы украшают собой наши леса. Регулируя взаимодействие растений и птиц, можно повысить ценность лесов и улучшить лесное хозяйство.

-Птиц надо беречь, охранять, не беспокоить, а зимой в трудное голодное время, подкармливать.

-Ребята, а вы помогаете нашим друзьям?

-Какую помощь вы оказываете им?

(Ответы детей)

— Делаем кормушки и развешиваем в садах, парках, скверах.

— Кладём корм: семена подсолнечника, семена арбуза, тыквы, дыни.

— Несолёное сало.

-Крошки белого хлеба.

Следим, чтобы постоянно был корм в кормушках.

— Ребята, помните!

Не холод страшен птицам зимой, а голод.

Закрепление

Игра «Прилетели птицы».

— Я сейчас буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь, и вы услышите что-то другое, то можно хлопать. Начинаем:

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи… (Дети хлопают в ладоши)

Учитель: — Почему мухи?

Ученики: Мухи – насекомые.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Аисты, вороны,

Галки, макароны… (Дети хлопают в ладоши)

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

лебеди, куницы,

Галки и стрижи,

Чайки и моржи… (Дети хлопают в ладоши)

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Сойки и ужи… (Дети хлопают в ладоши)

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Чайки, пеликаны,

Майки и орланы… (Дети хлопают в ладоши)

Голуби, синицы,

Цапли, соловьи,

Окуни и воробьи… (Дети хлопают в ладоши)

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Утки, гуси, совы,

Ласточки, коровы… (Дети хлопают в ладоши)

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Галки и стрижи,

Аисты, кукушки,

Лебеди, скворцы…

Все вы молодцы!

Итог занятия
-Перечислите, каких жителей леса мы сегодня изучали?

— Какое значение имеют птицы?

— Какую помощь мы можем оказать птицам?

Молодцы ребята! Берегите природу!