Автор: Духновская Юлия Николаевна
Образовательное учреждение: ГБОУ школа №430
Населенный пункт: г. Санкт-Петербург
Тема: Конспект занятия «Птицы – лесные жители».
Раздел библиотеки: Внеклассные мероприятия
Дата публикации: 02.04.2019
Занятие в группе продленного дня
Цели:
1. Познакомить детей с лесными птицами, с особенностями их поведения, местами обитания.
2. Развивать познавательный интерес к птицам.
3. Воспитать бережное отношение к птицам и ответственность за всё живое.
Задачи:
Познакомить детей с лесными птицами, с голосами лесных птиц, с особенностями их поведения
Развивать умение находить взаимосвязь в природе; способствовать формированию умений: выделять признаки предметов, проводить простые наблюдения. Развивать познавательный интерес к изучению нового материала
Воспитывать любовь к природе и бережное отношение ко всему живому.
Форма проведения: внеклассное мероприятие
Планируемые результаты.
Предметные:
называть признаки птиц, выделять главный из них;
учиться слушать и находить ответы в рассказе;
учиться работать с информацией, выводить умозаключения из полученной информации, преобразовывать одну информацию в другую;
учиться сравнивать, находить общее и различное.
Универсальные учебные действия.
Личностные:
развитие навыка сотрудничества с учителем и сверстниками;
учиться вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.
Коммуникативные:
уметь озвучивать правила и следовать им;
уметь представлять конкретное содержание и сообщать его в устной речи;
учиться оформлять свои мысли в устной форме;
учиться использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своих ответов.
Познавательные:
уметь ориентироваться в своей системе знаний;
умение давать определение понятиям;
учиться анализировать и сравнивать;
учиться выделять необходимый материал из текста, устного рассказа;
учиться делать выводы и умозаключения, преобразовывать одну информацию в другую.
Регулятивные:
уметь определять и формулировать с помощью учителя цель урока;
уметь планировать в соответствии с поставленной задачей.
Оборудование: карточки с буквами (птицы) 5 комплектов, презентация.
Ход занятия
1.Организационный момент
-Здравствуйте ребята, садитесь! Сегодня наше занятия будет проходит в небольших группах по 4 человека.
2.Сообщение темы занятия
-Здравствуй, лес,
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Кто в глуши твоей таится –
Что за зверь?
Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь, – мы свои!
— А чтобы узнать, кто таится в чудесном лесу, нам нужно с вами отгадать . На столе у вас лежат карточки с буквами, вам надо составить слово, и мы узнаем о ком сегодня мы с вами будем говорить.
-Ну что составили? Что у вас получилось(птицы)
– Задавали ли вы себе вопросы: кто такие птицы? Почему птицы летают? Сегодня мы попробуем приоткрыть тайны удивительного мира птиц, чтобы лучше их узнать и понять. Итак, тема занятия : «Птицы — лесные жители».
3. Объяснение материала
Лес — одна из основных сред обитания птиц. В любое время года больше всего пернатых встречается в лесу. Там птицы находят себе пищу, строят свои гнезда, откладывают яйца и выводят птенцов.
У каждой лесной птицы есть и особенности, позволяющие ей как можно лучше приспособиться к жизни в лесу.
Особенно звонкие и красивые песни поются весной. Прибывают перелетные , и лес наполняются их голосами.
Я подготовила для вас загадки, давайте вместе попробуем отгадать некоторых птиц обитающих в лесу.
Работа с презентацией.
Описание к слайдам.
Слайд 2
В красной шапке птица ходит.
И в коре жуков находит.
Это давний мой приятель.
А зовётся птичка …(Дятел)
Слайд 3
Дятел — это небольшая птица, большинство из них размером как две ладони. Тело птиц имеет вытянутую форму. Клюв продолговатый, острый и прочный. Лапы короткие — два пальца спереди и два сзади. Крылья небольшие, за счет чего дятел может очень просто передвигаться между деревьями. А также ползать по стволам и даже висеть вниз головой на ветвях деревьев. Голова дятла надежно защищена от сотрясений. Выглядят эти птицы очень по-разному — одна, пестрая с красным хохолком, другая — белая с серыми крыльями. Встречаются с полосатыми крыльями и пятнистыми шеями. Некоторые их перья имеют золотистый, или зеленый оттенок. Как украшение их окрас — красная шапочка на голове или румяные щечки.
Когда дятел стучит по дереву, он закрывает свои глаза, таким образом, защищает себя от щепок и древесной пыли. Нос птицы создан так, чтобы внутрь не попадали стружки. В любой момент можно услышать крики этих птиц вместе со стуком. Порой, звуки напоминают барабанную дробь.
Давайте прослушаем как стучит дятел.
Слайд 4
Прилетели, сели,
Песенку пропели,
Две подружки, две сестрички,
По прозванию…..(Синичка)
Слайд 5
Синица – ближайший родственник всем нам известного воробья, очень похожа на него внешне и повадками, издали их даже можно спутать, но только издали, посмотрите на фото, правда, дети синица очень красивая птица. Ярко желтое брюшко с черным «галстуком», на голове шапочка черного с синевой цвета, на горлышке тоже черный шарфик, щечки белые, спинка желто-зеленая, крылья и хвост серенькие с синевою.
Давайте прослушаем, как поет синичка!
Слайд 6
Для заросшей речки в мае
Этой птицы нет главней,
— Как он чудно напевает
Голосистый … (Соловей)
Слайд 7
Соловей -певчая птичка с весьма невзрачным оперением. Многие люди, слыша чистые трели соловья, ожидают увидеть яркий окрас, на самом деле, тельце представителей этого вида оливково-бурое. Хвост темный, с рыжеватым отблеском, брюшко белесое, бока серо-бурые. На зобе можно увидеть серо-желтое пятно. Размерами соловей немного больше воробья, весит около 25 грамм, длина туловища – до 20 см
Давайте прослушаем, как поет соловей!
Слайд 8
Нам часто слышится в леску
Между ветвей: — Ку-ку! Ку-ку!
Какая пёстренькая птичка
В чужом гнезде снесла яичко?
Кукушка
Слайд 9
Кукование кукушки раздаётся в лесу далеко. Его слышали все, хотя мало кто видел эту осторожную птицу. Она немного больше голубя. Оперение её серое с поперечными полосами, длинный хвост и короткие лапки. Кукушки прилетают к нам в середине весны и улетают в тёплые страны в конце лета.
Кукушка, единственная из всех птиц, подкладывает свои яйца в чужие гнёзда и никогда сама не выкармливает своих птенцов.
Но несмотря на это , кукушки –один самых полезных наших птиц. Когда в лесу появляется много каких-нибудь гусениц, которые не едят другие птицы, кукушки становятся незаменимыми: они уничтожают этих гусениц. Бывает случаи, когда всего несколько кукушек спасают большие участки леса от опасных вредителей.
Давайте прослушаем, как звучит кукушка!
Физкультминутка .
Руки подняли и помахали –
Это деревья шумят.
В сторону руки и помахали –
Это к нам птицы летят.
Быстро присели, руки сложили –
В норке зверюшки сидят.
Встали и тихо за парты все сели.
Дети учиться хотят.
Слайд 10
Белобокая красотка
Балаболит, как трещотка.
Все блестяшки издалёка
Тащит в гнёздышко..
(Сорока)
Слайд 11
Сорока имеет характерное оперение контрастного белого и черного цвета. У нее очень длинный черный с зеленоватым отливом хвост (прекрасный руль) и черные с синеватым отливом крылья. Голова, шея, зоб, спина и верх груди черные. У брюха, низа грудки и полос на плечах окраска белая.
Давайте прослушаем, как поет сорока!
Слайд 12
Днём спит, ночью летает, Ухает, людей пугает. В темноте горят глаза – кто это?.. Сова
Слайд 13
Сова – это хищная ночная птица. В зависимости от места жительства у нее может быть разная окраска оперения, маскирующая сову под окружающую местность. Голова совы круглая с большими глазами, когти длинные и острые, а клюв хищный и короткий.
Давайте прослушаем, как звучит сова!
Слайд 14
Красный клюв
И пестрый хвост –
Как красив поющий … Дрозд
Слайд 15
Дрозды- ловкие, подвижны, очень умные птицы, которые к тому же одарены незаурядными способностями к пению. Это очень общительные птицы, хотя их нельзя назвать миролюбивыми. Дрозды живут только в лесах, причем в любых Органы чувств развиты у дроздов очень хорошо. Достаточно сказать, что самых маленьких насекомых дрозды видят издалека. Слух у них очень тонкий, иначе бы они не смогли так великолепно петь.
Давайте прослушаем, как поет дрозд.
Слайд 16
Кто зимой средь хвойных веток
В феврале выводит деток?
Необычный клюв — крестом,
Птичку ту зовут … (Клестом)
Слайд17
Птица небольшая, до 20 см, относящаяся к отряду воробьиных, с плотным сложением, раздвоенным хвостом и необычным клювом. Его половинки загнуты и расходятся в разные стороны, в результате образуя крест. С таким клювом идеально вылущивать из шишек семена.
Давайте прослушаем, как звучит клест.
Слайд 18
Ребята, помните!
Нельзя разорять гнёзда птиц.
Стрелять в них из рогаток!
Птицы охраняют наши леса, сады, огороды от вредных насекомых, мышей, съедающих около четверти всего урожая, обгрызающих плодовые деревья в саду.
Без птиц никогда не было бы хорошего урожая.
Слайд 19
Лес населен птицами, которые играют важную роль в его жизни. Так, например, многие птицы являются распространителями семян деревьев. Также птицы украшают собой наши леса. Регулируя взаимодействие растений и птиц, можно повысить ценность лесов и улучшить лесное хозяйство.
-Птиц надо беречь, охранять, не беспокоить, а зимой в трудное голодное время, подкармливать.
-Ребята, а вы помогаете нашим друзьям?
-Какую помощь вы оказываете им?
(Ответы детей)
— Делаем кормушки и развешиваем в садах, парках, скверах.
— Кладём корм: семена подсолнечника, семена арбуза, тыквы, дыни.
— Несолёное сало.
-Крошки белого хлеба.
Следим, чтобы постоянно был корм в кормушках.
— Ребята, помните!
Не холод страшен птицам зимой, а голод.
Закрепление
Игра «Прилетели птицы».
— Я сейчас буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь, и вы услышите что-то другое, то можно хлопать. Начинаем:
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи… (Дети хлопают в ладоши)
Учитель: — Почему мухи?
Ученики: Мухи – насекомые.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны… (Дети хлопают в ладоши)
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
лебеди, куницы,
Галки и стрижи,
Чайки и моржи… (Дети хлопают в ладоши)
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Сойки и ужи… (Дети хлопают в ладоши)
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чайки, пеликаны,
Майки и орланы… (Дети хлопают в ладоши)
Голуби, синицы,
Цапли, соловьи,
Окуни и воробьи… (Дети хлопают в ладоши)
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Утки, гуси, совы,
Ласточки, коровы… (Дети хлопают в ладоши)
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Аисты, кукушки,
Лебеди, скворцы…
Все вы молодцы!
Итог занятия
-Перечислите, каких жителей леса мы сегодня изучали?
— Какое значение имеют птицы?
— Какую помощь мы можем оказать птицам?
Молодцы ребята! Берегите природу!