Сценарий праздника «Прощание с Азбукой».

Автор: Антонова Наталья Владимировна

Образовательное учреждение: МБОУ «СОШ №51»

Населенный пункт: г. Улан-Удэ, Республика Бурятия

Тема: Сценарий праздника «Прощание с Азбукой».

Раздел библиотеки: Внеклассные мероприятия

Цели: обобщить знания учащихся о звуках и буквах русского языка; учить отгадывать загадки; развивать внимание, память, речь; продолжить формирование навыка выразительного чтения стихотворений наизусть; воспитывать любознательность, интерес к чтению.

Оборудование: буквы у детей, презентация, книги, удостоверения.

Ход мероприятия

Ведущий:

Внимание! Внимание!

Здравствуйте, уважаемые зрители,

Детишки, педагоги и родители!

Праздник начинается,

Сюда все приглашаются.

Ученик.1

Хороша сегодня школа,

С радостью туда идем.

Мы на праздник наш веселый

Всех друзей зовем!

Ученик 2

Заходите, проходите!
Путь свободен к празднику.
Приглашаем вместе с нами
Попрощаться с Азбукой!

Ученик 3

Мы с вами собрались не зря,
Трудились мы немало!
Сегодня праздник Азбуки!
А Азбука всех книг начало.

Ученик 4

Нас научила Азбука читать,

Слова на слоги разделять,
Открыла тайны многих книг,
К ней любой из нас привык!

Ведущий: Праздник начался. А самой главной гостьи – Азбуки, нет. Давайте ее позовем! (Кричим: «Азбука»)

Азбука. Здравствуйте, первоклассники. Вы меня звали?

Я рада вас всех здесь видеть!

Появляется Кикимора.

Кикимора: Ой-ой-ой! Подумаешь Азбука! Вот я, Кикимора Неграмотная, две тысячи лет на болоте прожила, ни одной буквы не знаю – и ничего прекрасно себя чувствую!

Азбука: В самом деле, прекрасно? Это оттого, что ты живешь в болоте. А в болоте жизнь простая, некультурная – плюх-плюх, чав-чав, плюх-плюх, чав-чав. И все понятно! А культурные люди без азбуки, без книги и грамоты обойтись не могут.

Кикимора: Ой! Ну что вы такое говорите. Я не могу! Ну, скажите зачем, зачем мне знать грамоту! Не зачем и вам не советую!

Азбука: Ребята вам нужна грамота?

Дети: ДА!!!

Кикимора: Скажите, зачем мне какие-то буквы? Записки что ли Водяному писать? Даже если я в болоте перекупаюсь и охрипну, голос потеряю, то я все равно смогу жестами показать все, что мне надо! Ням-ням – есть хочу. Буль-буль – пить. Хрр-хрр – спать.

Ведущий: Показать то конечно можно, если ты и твой адресат находитесь рядом. А как ты пошлешь своему другу Лешему в соседний лес срочное сообщение?

Кикимора: А я картинку нарисую.

Азбука: И что это значит?

Кикимора: Не поняли? А еще грамотные? Это значит: Приходи ко мне в гости есть куриные окорока. А вот холодца из петушиных гребешков не будет. Зато покатаемся с горки.

Ведущий: Мне кажется, что письмо Кикиморы заставит Лешего поломать голову. Вот посмотри, Кикиморушка, как Леший прочел твое письмо.

Фонограмма: “Чем я Кикимора тебя обидел? Чем заслужил такое твое письмо? Ты мне написала: “Ах ты, Леший, ноги твои куриные, безголовый ты совсем! Придешь ко мне в гости — спущу с горки”. Не показывайся после такого письма ко мне на глаза! Твой бывший друг Леший!”

Кикимора: Ах, я несчастная! Ах, неграмотная я! Хотела написать одно, а получилось другое! Ой, горе мне, горе! Как же я жить буду?!

Ведущий: Не расстраивайся! Часто такое бывало, пока люди не придумали алфавит. А два брата Кирилл и Мефодий составили новую Азбуку для славян. Её так и назвали Кириллица – от имени одного из братьев. Конечно, со временем она изменилась, но в основе осталась прежней. И всем знакомые, родные буквы нашей азбуки – это буквы кириллицы.

Кикимора: Познакомьте меня с ними! Познакомьте скорее! Я тоже хочу знать алфавит.

Ведущий: Поможем ребята?

Дети: Да!

Азбука:
В русском языке 33 буквы. Есть гласные и согласные, а есть буквы, которые не имеют звуков.

Ну- ка, буквы, стройтесь в ряд!

Вот сейчас все заговорят!

Гласные тянутся с песенкой звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать ребёнка,

Но не желают свистеть и ворчать.

(Входят «гласные»)

А: Буква А сладка на вкус,

Словно сахарный арбуз.

Е: Буква Е есть в слове «ель»,

Заметает ель метель.

Ё: Буква Ё есть в слове «ёж»

Ты легко её найдёшь.

И: И — игрушки,

И — игра.

Любит игры детвора.

О: О – похожа на колечко,

Словно шёрстка на овечке.

У: Замычит бурёнка: «Му-у!»

Узнаёте букву У?

Ы: Ы есть в слове «бык»,

Травку бык щипать привык!

Э: Этот дом похож на ваш-

У него один этаж.

Ю: Скачет Юля, как юла,

Хоть и ростиком мала!

Я: Ты твердишь всё: «Я да я!

Всех умнее я, друзья!»

Не забудь, что буква Я –

Самая последняя!

Ведущая:

-Ну- ка, гласные, встаньте в пары! (а-я, о-ё, е-э, у-ю, ы-и)

Ведущая: Вот вам буквы. Попробуйте, ребята, составить слово!

Что не получается! А почему?

Не хватает согласных! Давайте пригласим и эти буквы.

(Входят «согласные»)

Азбука:

А согласные … согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Й: Йогурт из малины

Самый наш любимый!

Л: Лето, ливень, листопад,

Я любой погоде рад!

М: Букву М узнал я рано,

Ведь она есть в слове «мама»!

Н: Н — скучать не будет,

Новости приносит людям!

Р: Р – рычит, как будто рысь,

Эй, меня остерегись!

Х: Веселится буква Х:

Хи-хи-хи, да ха-ха-ха!

Ц: Кап-кап-кап – за каплей капля

Мелкий дождик моросит.

Буква Ц, как будто цапля

На одной ноге стоит.

Ч: Чашки, чайник, сладкий чай,

Что за буква? Отвечай!

Щ: Буква Щ есть в слове «щит».

От удара он трещит!

Б: По полю барашек белый

Тёмной ночью брёл несмело.

Блеял он: «Боюсь я! Бе-е-е!»

Узнаёте букву Б?

В: Буква В есть в слове «вол»,

Я её легко нашёл!

Г. Что за грохот? Что за гром?

Букву Г принёс нам гном.

Зацепился он за гвоздь

И упал наш бедный гость!

Д: Буква Д, как будто дом,

Я в деревне жил в таком.

Ж: Узнаёшь знакомый звук?

Буква Ж жужжит, как жук.

З: З звенит, словно звонок,

Нас торопит на урок.

К: Буква К, как куколка,

Славненькая буковка!

П: П- прекрасные подарки

Принесли в пакете ярком.

С: С- свистит, словно свисток,

Удирайте со всех ног!

Т: Взял я толстую тетрадь,

Буду букву Т писать.

Ф: Я в лесу нашёл фиалку-

Только рвать фиалку жалко!

Ш: Я шуршу, как будто шина

Есть я в слове и «машина».

И собой я хороша! Вы узнали букву Ш?

Ведущий:

Согласные, найдите свои пары!

(пары: б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш.)

А вы почему не в парах?

Буквы: -А мы только звонкие! -Мы только глухие!

(«буквы» уходят, появляются «Ь» «Ъ»)

Ведущая: -А вы почему такие грустные?

Буквы Ъ и Ь: -Вы про нас забыли!

Ведущая: -Мы исправим ошибку. А что вы про себя расскажете?

Твёрдый знак:

Знак я очень твёрдый, оттого и гордый.

Буквы в слове разделяю,

Только жаль, меня теряют!

Мягкий знак:

Я – мягкий знак.

Меня найдёшь

И в слове «льёт»

И в слове «дождь».

Ведущий: Ребята, а теперь все буквы назвали? Давайте споём песню про них.

Б. Заходер

Песенка-Азбука

Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!
К вам они сейчас спешат,
Славные страницы, —
Очень просим всех ребят
С ними подружиться!

Очень просим всех ребят
С ними подружиться!

А, Б, В, Г, Д, Е, Ж

Прикатили на еже!

3, И, К, Л, М, Н, О
Дружно вылезли в окно!

П, Р, С, Т, У, Ф, X
Оседлали петуха, —

Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я —
Вот и все они, друзья!

Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!
Познакомьтесь с ними, дети!
Вот они — стоят рядком.
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними не знаком!

Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними не знаком!

А, Б, В, Г, Д, Е, Ж

Прикатили на еже!

3, И, К, Л, М, Н, О
Дружно вылезли в окно!

П, Р, С, Т, У, Ф, X
Оседлали петуха, —

Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я —
Вот и все они, друзья!

Кикимора: Молодцы! Действительно грамотные! Какие умные ребята все-все буквы знают! А давайте проверим их, точно ли они научились или только притворяются.

Ведущий: Я-то не сомневаюсь в этом. Но можно и немного поиграть.

Игра: «Исправь ошибки».
Лыжы, чясы, щюка.

Игра: «Буква потерялась».
Непонятно, как случилось,

Только буква заблудилась.

Заскочила в чей-то дом И хозяйничает в нём!

Но едва туда вошла буква-озорница,

Очень странные дела начали твориться.

Ребята, поставьте буквы на свои места.

— Ехал дядя без жилета,

Заплатил он штраф за это.

— На остров налетел ураган.

На пальме остался последний баран.

— Куклу, выронив из рук,

Маша мчится к маме:

Там ползёт зелёный лук

С длинными усами.

«Кроссворд».
Ребята, если вы отгадаете кроссворд, то узнаете, какая книга нас ждёт дальше.

Грамоты не знаю, а весь век пишу. (Ручка)
То я в клетку, то в линейку,
Написать на мне сумей-ка!

Можешь и нарисовать, что такое я? (Тетрадь) 3) Дом для ручек и карандашей. (Пенал)

Если ты его отточишь,
Нарисуешь всё, что хочешь. (Карандаш)

Не куст, а с листочками,
Не рубаха, а сшита,

Не человек, а рассказывает! (Книга)

Новый дом несу в руке,
Дверца дома на замке,

Там жильцы бумажные,

Все ужасно важные. (Портфель)

Ведущий: Какое слово у нас получилось? Правильно, «Литературное чтение». Вы теперь читаете сами, знаете слоги и слова.
Скажем Азбуке: «Спасибо»! Расставаться нам пора.

В день осенний, в день чудесный
В класс несмело мы вошли.

Азбуку, для всех в подарок

На столах своих нашли.

Вдоль картинок мы шагали
По ступенькам-строчкам шли.

Ах, как много мы узнали!

Ах, как много мы прочли.

Был наш путь не очень долгим,
Незаметно дни бегут.

А теперь на каждой полке

Нас другие книжки ждут.

Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать.

Не надо бабушку трясти:

«Прочти. Пожалуйста, прочти!»

Не надо ждать, не надо звать,

А можно взять и почитать.

Кикимора: Спасибо, ребята! На следующий год обязательно пойду в школу!

Азбука, а ты меня научишь читать и писать? Пойдём со мной.

Ведущий: Мы простимся с Азбукой, и рукой помашем,
И спасибо Азбуке дружно хором скажем!

Учитель: Наши одноклассники приготовили танец кукол. Посмотрим.

Учитель: Вы прочли Азбуку до корки.

Вам по чтению – пятёрка!

Позади нелёгкий труд

Слогового чтения…

И теперь без передышки,

Вы прочтёте любые книжки…

Вручение удостоверений и подарков.

Б. Заходер

Песенка-Азбука

Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!
К вам они сейчас спешат,
Славные страницы, —
Очень просим всех ребят
С ними подружиться!

Очень просим всех ребят
С ними подружиться!

А, Б, В, Г, Д, Е, Ж

Прикатили на еже!

3, И, К, Л, М, Н, О
Дружно вылезли в окно!

П, Р, С, Т, У, Ф, X
Оседлали петуха, —

Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я —
Вот и все они, друзья!

Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!
Познакомьтесь с ними, дети!
Вот они — стоят рядком.
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними не знаком!

Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними не знаком!

А, Б, В, Г, Д, Е, Ж

Прикатили на еже!

3, И, К, Л, М, Н, О
Дружно вылезли в окно!

П, Р, С, Т, У, Ф, X
Оседлали петуха, —

Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я —
Вот и все они, друзья!