Сценарий праздника «Прощание с Букварём».

Автор: Зарипова Наиля Мунировна

Образовательное учреждение: МБОУ «Заинская средняя общеобразовательная школа №4»

Населенный пункт: г. Заинск, Республика Татарстан

Тема: Сценарий праздника «Прощание с Букварём».

Раздел библиотеки: Внеклассные мероприятия

Ход праздника

Учащиеся входят под песню « Праздник Букваря».

Учитель. Праздник у нас с вами необычный – единственный, который никогда

не повторится, потому что мы его посвящаем удивительной книге

-Букварю. –

Мы в школе почти целый год отучились,

Мы много успели и много узнали.

Писать и считать мы уже научились

И первые книги свои прочитали.

А верным помощником в этом нам стала

Первая главная книжка.

И первые буквы она показала

Девчонкам своим и мальчишкам.

Буквы потом сложились в слова.

Слова — в предложенья и фразы.

Огромный и красочный мир тогда

Открылся, ребята, нам сразу.

Учителя. Вы прочитаете хороших книг немало,

Пускай года пройдут и много-много дней.

Вам Азбука хорошим другом стала,

Мы этот праздник посвящаем ей!

Песня «Учитель и Букварик»

Учитель. Да, сегодня у нас праздник. Мы прощаемся с первой учебной книгой — Азбукой. И радостно, и грустно. Радостно от того, что мы не стоим, не топчемся на месте, а двигаемся довольно успешно вперед по дороге знаний. Грустно потому, что к Азбуке мы привыкли и подружились с ней, а с добрыми, хорошими друзьями всегда тяжело расставаться.

Это сейчас дети учатся читать по азбуке, а раньше, много-много лет назад не было ни азбуки, ни других учебников. И вот более тысячи лет назад два брата Кирилл и Мефодий создали первую славянскую азбуку — кириллицу (по имени старшего брата). Создали — придумали знаки для обозначения звуков.

Первые её буквы назывались «АЗ» и «БУКИ». Получается «Азбука».

И еще — азбука и букварь — это одно и то же (слайд). Разные слова обозначают один предмет — это книга для обучения грамоте. Азбуку называют старшей сестрой букваря, т.к. само по себе это слово в русской речи появилось раньше — со времен Кирилла и Мефодия. А слово Букварь появилось позже. Но оба эти слова сложены из первых букв старославянской азбуки.

В 1574 году была составлена и напечатана «Азбука» первым русским книгопечатником Иваном Федоровым – Это был первый на Руси печатный букварь. В этом году «Азбуке» исполняется 445год. В Москве первопечатнику Ивану Федорову поставлен памятник.

И много лет учит она читать детей. И вам букварь помог: открыл для вас светлый путь в увлекательный мир знаний.

Звучит Заставка ( для выхода Азбуки)

Азбука. Вот и я, мои друзья!

Я вам рада очень!

Слышать добрые слова

Кто же не захочет.

Учитель. Уважаемая Азбука! Принимай парад войск от А до Я.

Азбука. Есть принимать парад!

А ну-ка буквы, встаньте в ряд!

Я- командир, вы мой отряд!

Гласные?

( Шаг вперёд, хором: «Здесь!» )

Согласные?

( Шаг вперёд, хором: «Здесь!» )

Буквы, которые не обозначают звуков?

( Шаг вперёд, хором: «Здесь!» )

Ведущий:

-Ребята, чтобы хорошо учиться нужно быть очень внимательными на уроках. Сейчас я вас проверю. Мы сыграем с вами в игру «Это я»! Я сейчас буду задавать вопросы, а вы дружно, хлопая в ладоши, отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья!» или, топая ногами, говорите: «Нет не я, нет не я, и не все мои друзья!» Итак, начинаем.

— Кто ватагою веселой каждый день шагает в школу?! (Это я …)
— Кто из вас своим трудом украшает класс и дом?! (Это я…)
— Кто мороза не боится, на коньках бежит как птица?! (Это я …)
— Кто из вас такой ловкач, лучше всех бросает мяч?! (Это я …)
— Кто из вас, скажите хором, занят в классе разговором?! (Нет, не я…)
— Кто из вас хранит в порядке книжки, ручки и тетрадки?! (Это я…)
— Кто из вас, скажите, братцы, забывает умываться?! (Нет, не я…)
— Кто домашний свой урок выполняет точно в срок?! (Это я…)
— Кто из вас приходит в класс с опозданием на час?! (Нет, не я…)
— Кто, играя в волейбол, забивает в окна гол?! (Нет, не я…)
— Кто из вас, скажите вслух, на уроке ловит мух?! (Нет, не я…)

Сценка «Буква Р»

Ученик. И зачем было идти?

Я читаю лет с пяти.

Нужен этот первый класс!

Ухожу домой сейчас.

Попрошу купить компьютер,

Буду целый день играть,

В Интернете пропадать.

Учитель. Подожди, не торопись,

Лучше к школе приглядись,

А уйти всегда успеешь

И включиться в Интернет.

Грамотою не владеешь-

Подключаться толку нет.

Ученик. Как же так! Ведь я читаю,

Цифры знаю, буквы знаю!

Учитель (показывает на букву Р)

Эту тоже?

Ученик. Ну а как же!

Скажет каждый во дворе-

Перед нами буква «рэ»!

Буква Р. Я не «рэ», не «рэ», не «рэ»,

Хоть пишусь я во дворе!

Ты меня найдёшь в горах,

Тундре, речке, берегах.

Рокочу я громким громом

И реву звериным рёвом-

Вот тигриным, например.

Моё имя – буква «эр»!

Ученик. Извините, я не знал.

Но я правильно читал!

Учитель: Буквы-значки, как бойцы на парад,

В чётком равненье построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит,

И называется он алфавит!

А вы, ребята, хорошо знаете , как правильно читаются буквы алфавита. Давайте покажем Азбуке свои знания, а поможет нам в этом песенка- подсказка.

Песенка – подсказка « 33 родных сестрицы»

А, Б, В, Г, Д, Е, Ё- постирали всё бельё.

Ж, З, И, Й, К, Л, М- апельсинку быстро съем.

Н, О, П, Р, С, Т, У- прогулялись по мосту.

Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ- ах, какая чаща.

Ъ, Ы, Ь –не запомнятся никак.

Э, Ю, Я- это все мои друзья.

Учитель: Всем известно буква «Я»

В азбуке — последняя.

А известно ли кому

Отчею и почему?

Дети. Неизвестно!

Учитель. Интересно?

Дети. Интересно!

Учитель. Ну так слушайте рассказ.

Сценка «Буква Я»

Рассказчик.1 Жили в Азбуке у нас буквы.

Жили не тужили,

Потому что все дружили.

Где никто не ссорится –

Там и дело спорится.

Рассказчик.2 Только раз

Все дело встало

Из-за страшного скандала:

Буква «Я»…

В строку не встала.

Взбунтовалась буква «Я»:

— Я, — сказала буква «Я», —
Главная, заглавная!

Я хочу, чтобы повсюду

Впереди стояла я!

Не хочу стоять в ряду,

Быть желаю на виду!

Буква Ф. — Фу-ты, ну-ты! — фыркнул «эф»,
От обиды покраснев.

Буква С. Срам! — сердито «эс» сказало.

Буква В. «Вэ» кричит: -Воображала!

Буква П. Проворчало «пэ»: — попробуй,
Потолкуй с такой особой!

Рассказчик 1. «Я» затопала ногами.

Буква Я. Не хочу водиться с вами!

Буду делать все сама,

Хватит у меня ума!

Рассказчик 2. Буквы тут переглянулись.

Все буквально улыбнулись,

И ответил дружный хор:

Буквы (хором).

— Хорошо, идем на спор.

Буква А. Если сможешь в одиночку

Написать хотя бы строчку —

Правда, стало быть, твоя!

Буква Я. — Чтобы я да не сумела.

Я ж не кто-нибудь ,а — «Я»!

Буква Ф. Буква «Я» взялась за дело:

Буква С. Целый час она пыхтела,

Буква В. И кряхтела, и потела

Буква П. -Написать она сумела

Только: «Я-я-я-я-я!»

Буква X. Как зальется буква «ха»:

— Ха — ха — ха — ха — ха — ха — ха!

Буква О. «О» от смеха покатилось!

Буква А. «А» за голову схватилось!

Буква Б. «Б» схватилось за живот…

Буква О. Буква»Я» Сперва крепилась,

Буква Б. А потом как заревет:

Буква Я. — Я, ребята, виновата!
Признаю вину свою!

Я согласна встать, ребята,

Даже сзади буквы «Ю».

Буква Ю.- Что ж, — решил весь алфавит, —
Если хочет, пусть стоит.

Дело ведь совсем не в месте,

Дело в том, что все мы вместе!

Буква X. Буква»Я» Всегда была

Всем и каждому мила,

Но советуем, друзья.

Помнить место Буквы «Я»!

Вбегает Буква «Я».

Учитель. Буква «Я», а ты здесь как очутилась?

Буква Я. Я знаю, я знаю, я слышала все.

Я — якорь на яхте в реке Лимпопо.

Ведущий. Постой, не волнуйся и так не спеши,

Ты нам по порядку все расскажи.

Буква Я. На яхте пиратской я в море плыла,

Я слышала все, я все поняла.

Там был ужасный и злой Бармалей.

Букварь он хочет отнять у детей.

Он буквы решил у ребят утащить

И в страшной реке Лимпопо утопить.

В зал вбегают Бармалей и Пираты.

Звучит «Песня Пирата» из м/ф «Голубой щенок»

Бармалей. Кто тут вспомнил Бармалея?

Я ужасный Бармалей.

Никого не пожалею,

Даже маленьких детей.

Пираты 1. Больно умные вы стали.

Не боится нас никто.

Пираты 2 Чтоб вы книжки не читали

-Все буквы сбросим в Лимпопо

Буква Я. Как же так? Да разве ж можно

Нас всех взять и утопить?

Ведь без нас на свете просто

Невозможно будет жить!

Бармалей. Ерунда! Я вот, представьте,

Не читаю, не пишу,

И без букв противных ваших

Я прекрасно проживу.

Баста! Хватит говорить! Мой приказ — всех утопить!

Пираты хватают буквы, то есть ребят, участвующих в сценке «Буква Я», и уводят с собой. Буква «Я» прячется среди ребят.

Азбука— Ну нет! Такому не бывать!

Надо буквы выручать!

Только как в огромном море

Их нам с вами отыскать?

Ой. я одна не справлюсь!

Входит Почтальон Печкин.

Печкин. Телеграмма! Телеграмма! (Читает.)

Срочно! Срочно! Помогите!

От погибели спасите!

Помогите нам, ребята, ,

Мы на острове Пиратов.

Плыть к нам очень нелегко

Вдоль по речке Лимпопо.

Ждет вас много испытаний, ,

Ждет немало вас заданий,

Чтоб вы нас смогли найти.

Высылаем план пути.

(Печкин достает из сумки большую карту)

Коль не справитесь за час,

Бармалей утопит нас.

Учитель: Ну что, друзья, поможем буквам?

Ну тогда смелей вперед!

(Показывает на карте, куда надо плыть.) ‘

Впереди пролив Загадок

Нас по плану с вами ждет.

Звучит музыка или шум ветра, плеск волн. Входит вопросительный знак.

Вопросительный знак. Я в проливе Загадок

Рад вас видеть, рад вам всем.

Вам задам сто тыщ вопросов:

Кто? Откуда? И зачем?

Да, загадывать загадки

Я, друзья, большой мастак.

Вы меня узнали, братцы?

Вопросительный я знак.

Что стряслось? Беда какая?

Я помочь готов всегда.

Буква Я. Бармалей украл все буквы,

Наша помощь им нужна.

Вопросительный знак: Знаю я, что вам поможет.

Вы должны с собою взять

Что-то важное, такое…

Не могу я вам сказать.

Я вам должен буду только

Лишь загадки загадать.

Ну а вы в ответ мне букву

Будете должны назвать.

Буквы в слово соберутся,

Без которого в пути,

Дети вряд ли обойдутся,

Чтоб товарища спасти.

Учитель: Нужно выделить букву, которая повторяется в данном стихотворении.)

Утром на траве росою

Эта буква заблестит,

А под вечер на крылечке

Рядом громко зарычит.

Дети. Буква «Р».

Учитель. Эта буква на морозе,

Как оса, ужалить может.

Ну а в мае на березе

Жук ее узнать поможет.

Дети. Буква «Ж».

Учитель. С этой буквой — добрым другом —

Долгою дорогой в дом

День за днем назло недугам

Даже под дождем идем.

Дети. Буква «Д».

Учитель. Эту букву паровоз

На свой трубе привез,

Губы вытяни в трубу

И получишь…

Дети. Букву «У»

Учитель. Буква эта знаменита —

Стоит в начале алфавита.

Дети. Буква «А».

Учитель. Эта буква бодрым шагом

В бой идет под барабан,

И бодает буква букву,

Будто баловник баран.

Дети. Буква «Б».

Учитель. Вот все буквы перед нами —

Каждый может их назвать.

А теперь нам надо с вами

В слово буквы все собрать.

Все буквы написаны на карточках, дети собирают из них слово дружба.

Азбука. Получилось слово «дружба».

С ней дорога не беда,

С ней любое испытанье

Будет по плечу всегда.

Учитель Что ж, за помощь вам спасибо,

Мы же дальше поплывем. {Показывает на карте.)

Дальше остров необычный

Буквоешки мы найдем.

Буква Я. Что за остров необычный?

Кто же это буквы ест?

Выходит Буква, вся перевязанная бинтами.

Буква. Это грозный Буквоешка —

Всех он съест в один присест.

Обглодал он все словечки,

Не оставил ничего

И теперь сидит на печке,

Вы не трогайте его.

Может быть, смельчак найдется

Наши буквы починить?

А иначе очень трудно

Будет вам по морю плыть.

Надо буквы дописать,

Чтобы фразу прочитать.

Учитель Рыдают буквы в каждой строчке:

От наших слов — одни кусочки.

У всех у нас одно начало,

И, как назло, оно пропало.

Но если вы его найдете,

То сразу все слова прочтете,

-абль

-жик

-зина

-обка

-мушка

Ответ: Начало всех этих слов: кор

Буква Я Удачи вам желаю

И счастливого пути!

И подруг моих, я знаю.

Вы сумеете спасти.

Учитель.. Надо нам поторопиться,

Времени осталось мало.

Запевайте-ка вы песню,

Чтобы веселее стало!

Песня. « В дорогу девчонки, в дорогу мальчишки»

Азбука Посмотрите, посмотрите,

Это что там впереди?

Реку камни перекрыли.

Как же нам вперед пройти?

Это вредные пираты

Нам преграды создают.

Что же делать? Неужели

Наши буквы пропадут?

Учитель Я скажу вам, как нам быть,

Как сквозь валуны проплыть.

Надо кубики вот эти

Правильно расположить.

(Подходит к столам с кубиками.)

Буквы пусть в слова сольются,

А словечки — в предложенье,

И магическая фраза

Нам откроет пусть движенье.

Ребята из кубиков складывают фразу:

«Знания — сила» или «Дружба горы может сдвинуть»

Учитель Мы смогли подвинуть камни

И продолжить путь вперед.

Нас волшебный остров Сказок

Впереди, ребята, ждет.

Выходят Сказочные герои, их костюмы перепутаны.

Буква Я. Здравствуйте, вы кто, ребята? Я узнать вас не могу.

Сказочные герои. Это злобные пираты

Перепутали все тут.

Буквы многие украли,

Сказки все перемешали.

Перепутали названья и героев всех.

Буратино нос сломали,

У кота сапог украли,

И в веселом королевстве

Не услышать смех.

Золушка — жена Кащея,

Стал Незнайка всех умнее,

Вытащил рыбак лягушку.

Серый волк везет старушку.

Достать Дюймовочку не просто —

С Гулливера стала ростом.

Пусть ребята нам помогут

Выправить названья в сказках.

Ну а мы дадим в дорогу

Вам за это ключ — подсказку.

Сказочные герои читают перепутанные названия сказок, а ребята исправляют их.

Снежная принцесса. (Снежная королева.)
Желтая кепочка. (Красная шапочка.)
Илья-царевич и Серый волк. (Иван-царевич и Серый волк.)
Спящая бабушка. (Спящая красавица.)
Стойкий железный человечек. (Стойкий оловянный солдатик.)
Приключения Знайки и его врагов. (Приключения Незнайки и его друзей.)
Гадкий цыпленок. (Гадкий утенок.)
9.Свеколка. (Репка.)

10. Сказка о рыбаке и рыбачке. (Сказка о рыбаке и рыбке.)

11. Конь-горбун. (Конек-Горбунок.)

12. Луковый мальчик. (Чипполино.)

Фея: Вот спасибо вам, ребята,

Навели у нас порядок.

И за это ключ – подсказку

Вам дают герои сказок.

Сказочные герои вручают палочку из свернутой в рулон бумаги.

Дети разворачивают и читают.

«Сказка — ложь, да в ней намек.

Добрым молодцам урок».

Чаще сказки вы читайте

И уроки извлекайте.

Если палочкой волшебной

К злым пиратам прикоснетесь,

Победит добро, как в сказке,

Вы тотчас домой вернётесь.

Фея: Вам до острова Пиратов

Остается так немного.

Ждут нас буквы с нетерпеньем,

Отправляемся в дорогу.

Звучит «Песня Пирата» из м/ф «Голубой щенок»

Выходят Пираты. Танцуют.

1 пират Ну что ж, друзья мои, пираты,

Пора нам к делу приступить.

Не забыли? Мы хотели

Эти буквы утопить!

Входят ребята, Буква «Я»

Бармалей. Я ужасный Бармалей!

Ненавижу я детей

Дружных и активных,

Добреньких, противных.

Вы зачем сюда приплыли?

Что вы здесь у нас забыли?

Буква Я. Буквы наши отпускайте.

Вы их мучить перестаньте.

Если буквы вы бы знали.

Книжки б разные читали.

2 пират: Не нужны нам ваши книжки.

Все девчонки и мальчишки

Скоро буквы позабудут —

И пиратами все будут.

Учитель. Чудесные! Прекрасные!

Гласные! Согласные!

Звонкие! Глухие!

Родные такие!

Без них нельзя постичь науки!

Вы догадались? Это… звуки!

Песня Гласные и согласные, Подружки дорогого Букваря

Учитель. Сколько звуков в нашей речи? Чего больше — звуков или букв?

Дети. Гласных звуков 6, согласных звуков 36. Всего 42 звука. Их больше, чем букв.

Учитель. Сколько букв в алфавите между А и Я?

Дети. 31 буква.

Учитель. Каких букв больше в русском языке: гласных или согласных?

Дети. Гласных — 10, согласных -21.

Учитель. Какими буквами можно обозначить мягкость согласных звуков при письме?

Дети. Буквами е, ё, ю, я, н, ь.

Буква Я. Видишь, Бармалей. Дети хорошо знают и буквы, и звуки.

Отдавай нам наши буквы!

Бармалей. Вот ещё! Ишь чего захотели!

Фея: Нам без палочки волшебной,

Видно, тут не обойтись.

Ну-ка. Бармалей, сейчас же

Ты хорошим становись!

Дотрагивается до Бармалея

. Бармалей. Я… хорошим, добрым буду,

Буду книжки я читать.

А мальчишек и девчонок

Я не буду обижать.

Пираты приводят украденные буквы.

Азбука. Ну что же, зло мы победили,

Спасли все буквы, и теперь

В огромном океане Знаний

Для вас всегда открыта дверь.

Сколько вас ждет впереди чудесных открытий!

Девочка.

Буквы, слоги и загадки

В доброй Азбуке живут.

По ступенькам, постепенно

К миру сказок нас ведут.

Мальчик.

Мы теперь читаем сами,

Знаем слоги и слова.

Скажем Азбуке: «Спасибо!» —

Расставаться нам пора!

Девочка.

Нам она свои страницы открывала.

Обучая, развлекая, веселя.

Знаний нужных нам дала немало!

И теперь мы — лучшие друзья!

Беру букварь в последний раз,
Несу букварь в просторный класс.
И дорогому букварю
Я говорю: “Благодарю!
Ты книга первая моя,
Теперь читать умею я,
На свете много книжек есть,
Все книжки я могу прочесть!”

Книга
«Пожалуйста, не трогайте меня грязными руками. Мне будет стыдно, если меня возьмут другие читатели.

Не пишите на мне ни ручкой, ни карандашом — это так не красиво.

Если вы кончили читать и боитесь потерять место, где остановились, вложите в меня закладку, чтобы я могла удобно и спокойно отдохнуть.

В сырую погоду заворачивайте меня в бумагу, потому, что такая погода мне вредна.
Помогите мне остаться свежей и чистой, а я помогу вам пройти свой путь дорогою добра

Песня «Расстаёмся с Букварём»

Учитель: – Вот и подошел конец путешествию. Но мы прощаемся с первой вашей книгой, а впереди вас ждет множество путешествий по другим замечательным учебникам.

Теперь вы сможете прочитать много интересного про нашу Родину, про людей, про приключения, про все на свете узнаете из книг. Мы вас поздравляем с первой школьной победой! Успехов вам, ребята!

Азбуку прочли до корки

Всем по чтению «пятерки».

Одолели вы науку медленного чтения

И теперь вам выдают удостоверения.

В том, что «Азбуку» прочли,

Полный курс наук прошли.

И теперь без передышки

Мы прочтём любые книжки!

(выдача удостоверений)

Слова родителей : Дорогие ребята! Мы дарим вам эти книги. Пусть они станут маленькой тропинкой на пути к вашей большой и взрослой дороге Жизни.
Не забывай свою первую Азбуку, которая научила вас читать и познакомила с друзьями-Буквами, которые всегда будут рядом с вами и помогут узнать ещё много-много интересного.

Вручение грамот и книг.

Дорогие ребята! Мы дарим вам эти книги. Пусть они станут маленькой тропинкой на пути к вашей большой и взрослой дороге Жизни.
Не забывай свою первую Азбуку, которая научила вас читать и познакомила с друзьями-Буквами, которые всегда будут рядом с вами и помогут узнать ещё много-много интересного.