Сценарий воспитательного мероприятия «Волнуется природа неспроста».

Автор: Алейникова Галина Николаевна

Образовательное учреждение: МБУ ДО ДДТ

Населенный пункт: г. Гуково, Ростовская область

Тема: Сценарий воспитательного мероприятия проведенного в экологическом кружке ко Дню экологических знаний — занятие-игра «Волнуется природа неспроста».

Раздел библиотеки: Внеклассные мероприятия

Дата публикации: 06.04.2019

Цель: способствовать углублению экологических знаний и воспитанию гуманного отношения к природе.

Вводная часть.

Педагог. Ребята, 15 апреля – очень важная для всех людей нашей планеты Земля дата. – Кто знает из вас, что это за дата? (ответы детей)

— Запомните, дети, 15 апреля – День экологических знаний.Это – напоминание всем людям, живущим на планете об экологических проблемах, грозящих вымиранию человечества. Это – привлечение внимания каждого человека задуматься, что он может сделать, чтобы сохранить природу для будущих поколений.

Основная часть.

Педагог. Я хочу прочесть вам стихотворение, ребята, в котором Природа обращается к людям с предупреждением опомниться и изменить свое к ней отношение. Называется оно «Волнуется природа неспроста». Послушайте.

Волнуется природа неспроста.

Не существует лишнего в природе,

Природа гармонична и сложна,

И если катаклизмы на подходе,

Волнуется природа неспроста.

Она предупреждает человека:

Пора остановиться, не спешить;

Заботиться от века и до века –

Старается всегда предупредить.

Но Человеку надо слишком много:

Он черпает скорее и до дна.

Берет с собою жадность на подмогу,

А эта дама подведет всегда.

Приходит день – опомнится бедняжка:

Куда спешил, зачем ломал дрова?

И трудно жить становится и тяжко –

Так наступает жуткая пора.

А может и такое вдруг случиться,

Что все живое превратится в прах.

Вот это Человеку не простится!

Как не пугает Человека страх?!

Лишь миг, всего одно мгновенье –

И все живое сгинет без следа.

Что многие создали поколенья,

Все разнесет глобальная беда.

О Люди! Надо быть мудрее!

Любите, берегите шар земной,

Терпимей будьте, мягче и добрее

И навсегда покончите с войной.

О, царь Природы, дорогой мой Человек,

Каким коротким может быть твой век!

Уж сколько лет молва в народе ходит,

Что жадность до плохого лишь доводит.

— Какие чувства у вас вызывает это стихотворение? (ответы детей)

Педагог. — У меня лично – чувство вины, стыда перед природой. Может, вы слышали такое выражение: матушка-земля; матушка-природа?Объясните, как вы его понимаете. (ответы детей)

— Верно. Природа, как мать родная позаботилась о людях: дала все необходимое для человека, чтобы он ни в чем не нуждался. И вот как он отплатил «своей матери» — загрязнил землю, воду, воздух. Существуют уже Черная и Красная Книги природы. И если не исправить ошибки, допущенные человеком, то может исчезнуть все живое на планете.

— Сегодня мы с вами, ребята, будем учиться любить и беречь наш природный дом. Для этого нужно хорошо знать его, понимать, что угрожает ему, а также будем учиться находить пути решения возникших в природе проблем. Я приглашаю всех вас на игру «Знатоки природы». Участвовать будут 2 команды. Правильные ответы будут оцениваться в 1 балл.

1. Тур – Вода – символ жизни на Земле

1. Какого цвета больше на глобусе? Что это означает? (моря, океаны, реки, озера)

2. Почему нужно тогда беречь воду? (пригодна для питья только пресная вода, которая содержится только в реках и озерах и ее совсем немного на земле)

3. Назовите источники загрязнения воды. (сточные воды заводов, мусор, разлив нефти)

4. Какую помощь по защите воды и бережному ее использованию можете оказать вы? (не бросать мусор в водоемы, реки; бережно использовать в быту)

5. Какой экологический знак можно установить на берегу наших водоемов? (перечеркнутый красной чертой мусор)

Оценка

Пусть на Земле не умирают реки,

Пусть стороной обходит их беда,

Пусть чистой остается в них навеки

Студеная и вкусная вода.

2. Тур – Леса – легкие планеты Земля

1. Почему леса называют «легкими планеты»? (лес – самый большой источник кислорода на Земле)

2. Где нужно собирать лекарственные растения – в лесу или возле дороги?

3. Назовите самое распространенное дерево речных водоемов, которое укрепляет берега? (ива)

4. Почему растения в лесу не мешают друг другу расти? (растут ярусами)

5. Почему сломанная ветка засыхает? (прекращается ее питание)

6. Почему у сосны нижние ветки отмирают, а у ели – нет? (сосна светолюбивое растение)

Оценка

Физкультминутка – «Ветер»

Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо. (Наклоны вправо-влево)

Ветер тише, тише, тише, (присесть, спина прямая)

Деревце все выше, выше. (Встать на носки)

Раз, два – выше голова, (поднять голову)

Три, четыре – руки шире, (руки в стороны)

Пять, шесть – тихо сесть. (Сесть за парту)

3. Тур –Какое небо голубое!

1. Этот газ занимает одну пятую часть объема воздуха, необходимого для дыхания всех живых существ. (кислород)

2. Какой газ является основным компонентом воздуха и занимает 78% его объема? (азот)

3. Где легче дышится: в лесу или в городе и почему? (в лесу – растения выделяют кислород)

4. Почему ласточки перед дождем низко летают? (холодный воздух гонит насекомых книзу, где теплый воздух)

5. Почему нельзя водителю на стоянке оставлять включенным мотор? (выходят вредные выхлопные газы)

6. Последнее время предупреждают людей о вредности использования баллончиков с освежителем воздуха, дезодорантов, лаков и многих других распыляющих веществ. Почему? (газ фреон, которым наполняют баллончики, разъедает озоновый слой, а также впитывается в клетки кожи)

Оценки

4. Тур – Почему нельзя?

1. Почему нельзя на лугу траву косить с края луга? (правильно косить с середины луга, давая возможность зверькам, насекомым, птицам покинуть место)

2. Почему нельзя шуметь в лесу, включать громкую музыку, разжигать костер? (звери и птицы могут покинуть свои места)

3. Чем опасен лесу мусор: бумага, пластик, консервная банка, стекло? (бумага разлагается 2 года, консервная банка – 70 лет, полиэтиленовые пакеты, одноразовая посуда – 100 лет)

4. Почему нельзя разорять муравейники? (муравьи уничтожают вредных насекомых)

5. Почему нельзя ловить бабочек? (бабочки опыляют растения)

6. Почему нельзя трогать гнездо птицы, брать в руки яйца или птенцов? (птицы могут покинуть свои гнезда)

Оценки

5. Тур –Твой выбор: экологические ситуации

1. Этот зверь, ребята, может проснуться и в нас при виде, например, огромной поляны цветов. Скажите, как вы поступите?

2. Вы отправились на природу, расположились на поляне, громко включили музыку и стали кричать. Как можно оценить этот поступок?

3. Вы нашли в лесу маленького беспомощного зверька (зайчонка или бельчонка) и взяли его с собой. Правильно ли вы поступили?

4. На озере вы увидели, что ребята ловят лягушек, чтобы уничтожить. Ваши действия.

5. Нашел грибник 1 боровик, а разрыл вокруг весь мох и подстилку, выискивая мелкие грибочки. Какой вред он нанес природе?

Оценки

Рассмотрев все эти ситуации можно сделать один вывод: человек действительно становится врагом природы. Вот почему нужно с раннего возраста учить детей правилам поведения в природе; воспитывать нравственные качества характера: доброту, сострадание, отзывчивость, бережное отношениек природе.Мы, люди, должны научиться жить в гармонии с природой.

Итоги конкурсов

Заключительная часть

Педагог.

Мне хочется закончить занятие словами из стихотворения И.Трофимовой:

Надолго ль хватит нам воды,

Коль растворен в ней яд?

Надолго ль хватит тех лесов,

Где топоры стучат?

Спасти поля, леса, луга

И чистую гладь рек – всю Землю

Можешь только ты,

Разумный человек!