Воспитание чувства уважения к бабушке и дедушке.

Автор: Даукенова Светлана Владимировна

Образовательное учреждение: ГКОУ СО «Екатеринбургская школа — интернат №11»

Населенный пункт: г. Екатеринбург, Свердловская область

Тема: Родительское собрание «Воспитание чувства уважения к бабушке и дедушке».

Раздел библиотеки: Внеклассные мероприятия

Как воспитывать у внуков уважительное отношение к дедушкам и бабушкам? Над этим я стала задумываться с тех пор, как перешла работать воспитателем в детский сад. Спросите почему? Да потому что за большой занятостью родителей на работе в детский сад стали приходить и забирать внуков домой дедушки и бабушки, и приходится наблюдать, как эти внуки не слушаются их, требуют, чтобы они одевали их, проявляют недовольство, если не получают сладостей, могут высказать обидные слова в адрес своих бабушек и дедушек. В чем же причина такого отношения внуков к пожилым родным для них людей? Такое поведение детей к старшему поколению натолкнуло меня на мысль порассуждать на тему: какова роль родителей в современном семейном воспитании детей и как воспитывать уважение в них к дедушкам и бабушкам.

Отец и мать, а так же другие члены семьи – дедушка, бабушка, старшие братья и сестры – они формируют личность ребенка с раннего возраста. Мама и папа главные воспитатели своих детей. От матери и отца зависит, насколько эффективно участие в воспитании дошкольников членов семьи – дедушек и бабушек. Надо учить детей быть чуткими и внимательными к бабушкам и дедушкам, а для этого надо быть такими самим. Хочу привести несколько «картинок» из жизни: Папа с дочерью стоят на автобусной остановке. У мужчины зазвонил телефон, и он раздраженно говорит: «Что ты хочешь? Мама, я тебе сказал – прекрати мне звонить, я сам тебе позвоню. Все, хватит болтать, я занят. До свидания.» Следующий случай, которому я была свидетелем произошел в магазине. Мама покупает платье дочери. Девочка смотрит на платье и говорит маме: «Мама, зачем покупать платье, мне платье уже бабушка подарила на день рождения, ты, наверное забыла о нем?» «Не забыла», — отвечает мама. «У нашей бабушки вкуса не хватает вообще. Такое ужасное платье купила! Ты в таком не будешь ходить». «А что мы бабушке скажем?» – говорит девочка. «Я уже все сказала», — резко ответила мама.

Когда мы общаемся со своими родителями, то это общение не всегда бывает теплым, уважительным. Даже когда мы взрослеем, мы постоянно пытаемся что то доказать своим родителям, самоутвердиться. Мы им часто грубим.

Мама сказала бабушке, что у бабушки отвратительный вкус и она купила не то платье, папа сказал, что ему некогда ехать, чтобы навестить заболевшую свою маму. А дети все видят и слышат. Они чувствуют раздражение папы и мамы по отношению к своим бабушкам и дедушкам и воспитывают в себе такую модель поведения с родителями. И потом, мы видим в детском саду, как внуки относятся к бабушке и дедушке, которые, несмотря на свою старость, болезни: проглотив таблетку, потихоньку встав с дивана, идут за любимым чадом, который может сказать: «Не пойду с тобой домой, иди отсюда!», «Отстань от меня!», «Сама знаю!» и т.д.

Но страх бабушек и дедушек потерять даже такие минуты общения заставляют их терпеть выходки внуков. Молодые родители жалуются на то, что бабушки слишком балуют их детей, опекают внуков во всем, из-за этого стремятся даже оградить их от общения с ними. Возможно, бабушка где-то и не права, но во всяком случае в семейных отношениях должна стать сдержанность. Взаимные недовольства, разногласия, которые неизбежны в семейной жизни, должны разрешаться без детей и с уважительным отношением к старшему поколению.

Правда, за годы работы в детском саду я видела и много хороших и теплых отношений между внуками и бабушками, и дедушками. Как то раз мы читали рассказ В. Катаева Цветик-семицветик. После чтения текста я спросила у детей: «Какое желание вы бы загадали, если бы у вас был волшебный лепесток?» Желания детей были различными: «купил бы машинку», «хочу куклу» и т.д. И только Дима сказал: «Я хочу купить такое лекарство, чтобы у бабы Юли не болело сердце и не было давления». Эти слова меня растрогали до слез. Думаю, что в этой семье существуют семейные ценности, которые позволяют научить ребенка любить своих родных, который видит заботу своих родителей о бабушке. Дети считывают наше отношение к родителям. Поэтому именно то, как мы относимся к родителям и становится основой воспитания.

Одна моя знакомая молодая многодетная мама сказала: «Помню, как в детстве папа спросил меня: «Что делает бабушка? «А по телефону болтает» – сказала я. Папа строго посмотрел на меня и сказал: «Бабушка болтать не может, она может только разговаривать». Нет он меня не ругал, а тихо сказал, что я ошиблась и так не может быть. Это был самый важный для меня урок для меня. Этот принцип уважения к бабушке я воспитываю и у своих детей».

Сколько было эмоций радости в моей душе, когда однажды мой внук шести лет сказал мне: «Бабуля, ты такая хорошая – ты работаешь в детском саду, ухаживаешь за внуком, помогаешь маме, звонишь нам, чтобы узнать, как мы живем». Из его уст это была похвала моим детям за чуткое отношение ко мне, которое передались и внуку.

Надо учить детей быть чуткими и внимательными к сложным человеческим соприкосновениям, которые нередко ранят старческое сердце. Добро, которое делает бабушка и дедушка внуку, должно на всю жизнь остаться в памяти ребенка.

Хочу еще раз повторить: сколько бы мы педагоги ни заботились о воспитании у детей чувства уважения к старшему поколению, наших забот будет недостаточно. Это проблема очень тонких нравственных отношений в семье, все зависит от мамы и папы. Этому надо учить каждую минуту, час своим положительным примером, чутким отношениям к пожилому поколению.

Учить человечности это самое сложное и невероятно трудное дело, но его делать надо. Отношение к бабушкам и дедушкам должно быть только сердечным. От того, как относится ребенок к старшему поколению зависит, каким он станет человеком в этом мире. Я верю в могучую силу слова, примеру родителей. Слово – это тонкий педагогический инструмент, которым родители должны умело прикасаться к сердцам наших воспитанников.