Автор: Малинкина Ольга Александровна
Образовательное учреждение: МКУДО ДООЦ «Детский оздоровительно- образовательный (социально-педагогический) центр»
Населенный пункт: г. Муром, Владимирская область
Тема: Коррекция дизорфографии у детей младшего школьного возраста с ОНР.
Раздел библиотеки: Коррекционная педагогика
Дата публикации: 01.04.2019
В последнее время у школьников младших классов при письме наблюдается огромное количество ошибок. Отмечается стойкость и большая распространенность орфографических ошибок детей с общим недоразвитием речи (ОНР). Большинство авторов связывают неуспеваемость по русскому языку, прежде всего с уровнем недоразвития речи.
Нарушение усвоения орфографии оказывает отрицательное влияние на речевое развитие детей, а также на развитие познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, что затрудняет процесс их школьной адаптации в целом.
Учитывая психологическую структуру процесса усвоения правил правописания, формирование орфографического действия осуществляется при взаимодействии и взаимообусловленности речевых и неречевых психических функций.
Работа строится поэтапно: 1) развитие зрительного гнозиса, мнезиса, оптико-пространственных представлений; 2) формирование ряда мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, сопоставления; 3) развитие моторных компонентов письма, навыков чтения и каллиграфии. Для лучшего усвоения и закрепления материала используются схемы, таблицы, условные обозначения.
В процессе работы в занятия включены различные виды речевой деятельности. Развиваются ее устные и письменные формы с учетом особенностей становления операций порождения речевых высказываний. Также создаются условия для освоения грамматических знаний, правил правописания, способы проверки слов, овладение умения применять их в письменных работах, выработки навыков самоконтроля. Они являются компонентом «орфографического чутья» и позволяют актуализировать словоформы имеющего «орфографического поля». Дети с ОНР не умеют прогнозировать и определять «ошибкоопасные» места слов до их написания, поэтому формирование орфографических навыков будет направлено не на исправление, а на предупреждение ошибок.
Коррекционная работа со школьниками с ОНР строится с учетом психологической структуры процесса овладения орфографией. Прежде всего, у детей формируются предпосылки успешного усвоения навыков правописания. Фонематические, морфологические и синтаксические обобщения усваиваются сначала на практическом уровне, а потом – на уровне осознания.
Формирование орфографически верного письма у детей с ОНР предполагает не только устранение нарушений фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон речи и неречевых процессов. Оно направлено на практическое овладение сложными языковыми закономерностями и рядом мыслительных операций, усвоенными на уроках чтения, развития речи, внеклассного чтения и чистописания.
Этапы становления орфографических действий:
Выполнение орфографических действий с помощью экспериментатора, их материализация (использование наглядных пособий).
Закрепление орфографических знаний с использованием различных схем, графических изображений.
Выполнение орфографических действий при громком разъяснении детьми выполняемых действий в виде рассуждений и выводов.
Интериоризация полученных знаний, умений и навыков, перевод их в умственный план, их девербализация.
У детей формируются различные звенья речевой функциональной системы, их взаимосвязь и взаимодействие. В работе используются синтагматические отношения, характеризующие уровень практического овладения речью. При усвоении школьниками с ОНР отдельных языковых закономерностей, выработке умения сравнивать, сопоставлять и противопоставлять фонематические и морфологические единицы словоформ, выделять в них сходное и различное, формировать парадигматические отношения. Данные грамматические явления в большей степени соответствуют уровню анализа языка и позволяют изучать язык на более высоком уровне, с абстрактными грамматическими понятиями, правильно ставить грамматические вопросы и овладевать грамматическими категориями.
Коррекция дизорфографии у учащихся младших классов с ОНР строится с учетом индивидуального подхода, программных требований, уровня речевого развития детей с данной патологией, характера и структуры их устной речи, имеющихся нарушений фонетико-фонематической стороны речи, дислексии и дисграфии.
Направления коррекционной работы с детьми младших классов, имеющих общее недоразвитие речи:
Этап 1 Формирование гностико-практических функций
Цель: развитие зрительного анализа, синтеза, оптико-пространственного гнозиса и праксиса, рече-зрительных функций, восприятия и воспроизведения ритма, зрительной и рече-слуховой памяти.
Особое внимание на занятиях отводится совершенствованию навыков мелкой моторики пальцев рук, выработке четкого каллиграфического письма.
Коррекция зрительно-слухо-моторных функций проводится в несколько этапов:
Формирование зрительного, слухового восприятия и представлений, уточнение и закрепление понятий и представлений окружающего пространства с использованием простых по форме упражнений и заданий, конкретного наглядного материала. Проводится активизация словаря.
Формирование обобщенного восприятия и представлений с опорой на процессы анализа, сравнения, сопоставления, классификация воспринимаемых предметов и изображений, развитие умения озвучивать действия.
Закрепление сформированных умений.
Этап 2 Развитие речи на сенсорно-перцептивном уровне
Цель: формирование рече-слухового восприятия, умения повторять серии слогов и дифференцировать звуки речи. Работа проводится в несколько этапов:
1 – развитие имитаций серий из 2-х слогов с меняющимся ударением.
2 – развитие имитаций серий из 3-х слогов с меняющимся ударением. Логопедическая работа направлена на развитие сенсорно-перцептивного уровня восприятия речи, уточнение слуховой дифференциации и закрепление произносительной дифференциации фонетически близких звуков.
Этап 3 Логопедическая работа над ударением
Логопедическая работа проводится в несколько этапов.
1 – определение и выделение ударения в ряду из 2-5 ударных и безударных гласных с опорой на различные анализаторы.
2 – развитие умения находить ударные и безударные гласные в сериях слогов.
3 – развитие умения находить ударные и безударные гласные в сериях слов.
Этап 4 Развитие языкового анализа, синтеза и представлений
Коррекционная работа включает формирование: анализа и синтеза предложения на слова; слогового анализа, синтеза, представлений, фонематического анализа и синтеза. При работе по подбору слогов, слов, предложений данной структуры используются схемы, фишки, раздаточный материал. Основной задачей логопедического воздействия является выработка количественного, позиционного и порядкового анализа и синтеза слов в предложении.
Этап 5 Коррекция нарушения грамматического строя речи
Направления коррекционного обучения:
— развитие навыков активного использования в речи детей предложно-падежных конструкций;
— употребление существительных в единственном и множественном числе, навыков согласования имен существительных и имен прилагательных в роде и числе;
— дифференциация глаголов единственного и множественного числа настоящего времени;
— различие глаголов прошедшего времени по родам;
— усвоение словообразовательных форм, находящихся в зоне ближайшего развития учащихся младших классов с ОНР.
Этап 6 Формирование лексики
Направления работы:
— совершенствование денотативного значения слов;
— формирование сигнификативного компонента лексического значения;
— развитие структуры значения слов;
— подбор синонимов и антонимов, способствовавших усвоению парадигматических отношений;
— составление предложений, которые в свою очередь формирует у детей возможность устанавливать синтагматические отношения между словами;
— развитие и совершенствование сигнификативной функции лексического значения.
Этап 7 Логопедическая работа над связной речью
В основе коррекционного обучения детей с дизорфографией лежит:
формирование внутреннего программирования связных высказываний и развитие внутреннего программирования отдельных высказываний, т. е. глубинно-семантического структурирования;
формирование языкового оформления основывается на предопределяющем развитии семантической стороны по отношению к формально-языковой;
Таким образом, у детей с ОНР вырабатываются умения: описывать предметы по основным признакам, с включением различных признаков (микротем), описывать предметы в сравнительном плане, пересказывать текст, работать с деформированным текстом.
Этап 8 Интеграция сформированных психологических предпосылок в процессе применения орфографических правил на письме
В процессе реализации каждого из направлений логопедического воздействия ставится задача: выработать соответствующие навыки при выполнении какого-либо действия, постоянно включать данные операции в процесс орфографического письма.
На заключительном этапе по коррекции дизорфографии осуществляется интеграция этих операций. Особое внимание уделяется формированию орфографически и грамматически верного письма, включающего определенную конструкцию выработанных автоматизмов, взаимодействие операций гностико-практического и языкового уровней.
Актуализация алгоритма орфографического действия проводится в процессе выполнения письменных работ:
— лексико-орфографические упражнения;
— грамматико-орфографический разбор;
— изложение;
— диктант;
— сочинения.
При написании слов, детьми озвучиваются правила написания орфограмм.
Выполняя регулярно с детьми упражнения и различные задания по коррекции дизорфографии, можно достичь высоких результатов. Предложенная структура коррекционной работы с младшими школьниками с ОНР способствует успешному преодолению трудностей в учебе.