Автор: Сираченко Светлана Николаевна
Образовательное учреждение: ГБОУ Школа № 1080
Населенный пункт: г. Москва
Тема: Конспект занятия с педагогом-психологом: «Методы развития у родителей детей младшего дошкольного возраста рефлексии собственных воспитательных приемов».
Раздел библиотеки: Педагогическая лаборатория
Дата публикации: 07.04.2019
Одной из основных задач работы ДОО с родителями является: разработка методов развития у родителей рефлексии собственных воспитательных приемов. Для этого можно использовать: обсуждение разных точек зрения на вопрос, решение проблемных задач семейного воспитания, ролевое проигрывание семейных ситуаций, тренинговые игровые упражнения и задания, анализ родителями поведения ребёнка, обращение к опыту родителей, игровое взаимодействия родителей и детей.
Обсуждение разных точек зрения на вопрос настроит родителей на размышление. Вопрос может быть таким: в чем, по вашему мнению, заключается главный залог благополучия ребёнка — в незаурядной силе воли, крепком здоровье или в ярких умственных способностях?
Решение проблемных знак задач семейного воспитания побуждает родителей к поиску наиболее подходящей формы поведения, упражняет в логичности и доказательности рассуждений, развивает чувство педагогического такта. Для обсуждения предлагаются подобные проблемные ситуации. Вы наказали ребёнка, но позже выяснилось, что он не виноват. Как вы поступите и почему именно так? Или: ваша трёхлетняя дочь шалит кафетерии, куда вы ненадолго зашли, — смеется, бегает между столами, размахивать руками. Вы, думая об стальных присутствующих, остановили её, усадили за стол и сурово отчитали. Какую реакцию на действия родителей можно ожидать от ребёнка, который не умеет пока понимать потребности других людей? Какой опыт может получить ребёнок в данной ситуации?
Ролевое проигрывание семейных ситуаций обогащает арсенал способов родительского поведения и взаимодействий с ребёнком. Дается, например, такое задание: проиграйте, пожалуйста, как вы будете устанавливать контакт с плачущим ребёнком и др.
Тренинговые игровые упражнения и задания. Родители дают оценку разным способом воздействий на ребёнка и формам обращения к нему, выбирают более удачные, заменяют нежелательные конструктивными (вместо «Почему ты опять не убрал свои игрушки?» — «Я не сомневаюсь, что эти игрушки не слушаются своего хозяина»). Или родители должны определить, почему неконструктивны такие слова, обращенные к ребёнку: «Стыдно!», «Меня не устраивает твои «хочу», мало ли, что ты хочешь!», «Чтобы ты без меня делал(а)?», «Как ты можешь поступать так со мной!»и др. Задания могут выполняться в такой форме: воспитатель начинает фразу:«Хорошо учиться в школе — это значит…» или «Для меня диалог с ребёнком – это…» Мать или отец должны закончить предложение.
Анализ родителями поведения ребёнка помогает им понять мотивы его поступков, психические и возрастные потребности.
Обращение к опыту родителей. Педагог предлагает: «Назовите метод воздействия, который более других помогает вам налаживании отношений с сыном или дочерью?» Или: «Был ли подобный случай в вашей практике? Расскажите о нём, пожалуйста», или «Вспомните, какую реакцию вызывает у вашего ребёнка применение поощрений и наказаний» и т.п. Побуждение родителей к обмену опытом активизирует их потребность анализировать собственные удачи просчеты, соотносить их с приемами и способами воспитания, применяемыми ми в аналогичных ситуациях другими родителями.
Игровое взаимодействие родителей и детей в различных формах деятельности (рисование, лепка, спортивные игры, театрализованная деятельность и др.) способствует приобретению опыта партнёрских отношений.
Перечисленные методы предоставляют родителям возможность моделировать варианты своего поведения в игровой обстановке.