Развивающее обучение как фактор социализации детей.

Автор: Шабаринова Ирина Владиславовна

Образовательное учреждение: МАОУ СОШ №9

Населенный пункт: г. Улан-Удэ, Республика Бурятия

Тема: Развивающее обучение как фактор социализации детей.

Раздел библиотеки: Педагогическая лаборатория

Дата публикации: 05.04.2019

Сегодня решить современные педагогические задачи и получить новые качества личности младшего школьника в рамках отдельных учебных дисциплин с использованием только классно-урочной формы организации образовательного процесса, провести оценку полученных результатов, используя только традиционную систему оценки, практически невозможно. Необходим поиск адекватных способов и форм организации образовательного процесса, с помощью которых можно достичь новых образовательных результатов. Одной из таких адекватных форм является проектная деятельность. На начальном этапе освоения этого рода деятельности мы реализуем систему проектных задач, которая подготовит ученика начальной школы к полноценной проектной деятельности в среднем и старшем звене. На наш взгляд, участвуя в решении проектных задач, с одной стороны, учащиеся имеют возможность в квазиреальной (модельной) ситуации осуществлять пробы, поиски, испытания способов и средств действия, конструируемых в ходе решения системы проектных задач, в разных, специально созданных ситуациях. И, с другой стороны, – учащиеся фактически осваивают способы проектирования как базу для будущей проектной деятельности в основной и старшей школе.

Выполнение проектной задачи носит групповой характер и задает общий способ проектирования с целью получения нового, до этого неизвестного результата. Благодаря проектным задачам уже в начальной школе у детей появляется не только возможность овладения культурными способами действий, но и возможность их использования в квазиреальных (модельных) ситуациях. Осваивается реальная практика произвольности поведения: самоорганизация группы и каждого внутри ее, управление собственным поведением в групповой работе.

Решение проектных задач способствует и формированию разных способов учебного сотрудничества. Здесь и:

— возможность учителю наблюдать за способами работы как отдельных учащихся, так и целой группы школьников.

— ещё один метод – встроенное наблюдение. Когда к такой работе можно привлечь детей старших классов. Эксперты на протяжении всех этапов наблюдают за процессом решения задачи, ни в коем случае не вмешиваясь в него, фиксируют свои наблюдения в экспертных листах. Таким образом, постоянный сбор и анализ данных позволяют учителю вести мониторинг формирования учебного сотрудничества.

Какие педагогические эффекты имеет подобный тип задач?

1. Задает реальную возможность организации взаимодействия (сотрудничества) детей между собой при решении поставленной ими самими задачи. Определяет место и время для наблюдения и экспертных оценок за деятельностью учащихся в группе.

2. Учит (без явного указания на это) способу проектирования через специально разработанные задания.

3. Дает возможность посмотреть, как осуществляет группа детей «перенос» известных им предметных способов действий в квазиреальную (модельную) ситуацию.

Таким образом, в ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

— рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки);

— целеполагать (ставить и удерживать цели);

— планировать (составлять план своей деятельности);

— моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели);

— проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи; вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи; отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Проектные задачи, встраиваясь в учебную деятельность, кардинально меняют практически все составные части образовательного процесса: систему оценивания, тип отношений школьников друг с другом и с педагогами, отбор учебного содержания, составление расписания учебных занятий и т. д.

Поэтому при грамотной разработке проектная задача может стать содержательной основой определения ключевых компетентностей, которая сводится к простой формуле: рефлексивно овладевать культурными средствами действия, чтобы участвовать в развитии общества и развивать свою идентичность.