Как предотвратить развитие зависимости у детей от гаджетов.

Автор: Дурманова Наталья Александровна

Образовательное учреждение: МКДОУ «Детский сад «Солнышко»

Населенный пункт: г. Сухиничи, Калужская область

Тема: Как предотвратить развитие зависимости у детей от гаджетов.

Раздел библиотеки: Статьи

Дата публикации: 31.03.2019

Одна из ошибок молодых мам в том, что в один прекрасный день они делают «счастливое» для себя открытие о том, что ребенка можно на какое-то время занять, а самой делать что-то другое. И вот оно чудо! Наконец-то можно перевести дух и отдохнуть от занятий с ним! Это открытие очень коварно…и нужно быть очень внимательным к увлечениям своих детей!

Главная трудность нашего «общения» с гаджетами и телевизором в том, что мы нередко воспринимаем его как некое одушевленное существо. За экраном течет какая-то своя жизнь, и мы часто используем экран для того, чтобы оживить пустую квартиру. Между тем, это всего лишь одна из «вещей века», предмет, не обладающий ни волей, ни властью, и его легко можно переключить или выключить…Но у ребенка может возникнуть самая настоящая зависимость.

— Вы не можете оторвать ребенка от телевизора?
— Он часами сидит за компьютерной игрой?
— Если нет телевизора (телефона, планшета), — говорит, что ему скучно?

Это признаки развивающейся зависимости. Может быть, вы пока сомневаетесь в этом. Может быть, надеетесь, что само пройдет? Но реальность такова, что часто это не уходит, а переходит в более тяжелые формы зависимости. Так что нет, само не пройдет. Но это правда. Правда, которую не хотят принимать родители, потому что не знают, что с этим делать потом. Что же родителям делать в той или иной ситуации с ребенком?

Итак, 2 шага, которые нужно сделать, чтобы остановить развитие зависимости от гаджетов у ребенка:

1. Ограничьте время, проведенное ребенком перед ЛЮБЫМ экраном.

Ребенок 2-х лет может смотреть телевизор, видео не более 20 минут без перерыва. Перерыв должен быть несколько часов.
Ребенок 3-х — 5-ти лет — 30 минут.
Ребенок 5-ти 7-ми лет — 40 минут.

Это регламентировано Всемирной организации здравоохранения. Причин несколько:
1) высокий риск нарушения зрения (у детей еще не сформировался до конца зрительный аппарат);
2) высокие нагрузки на психическую деятельность ребенка.
Сегодня у детей вследствие информационного перенасыщения отмечают новую форму мышления — клиповое мышление. Ребенок получает куски информации, которые между собой не связаны, и не может переосмыслить все это.

Вы спрашиваете, КАК ОГРАНИЧИТЬ, если он требует, истерит, плачет…

Если речь о ребенке около года, то просто убирайте все гаджеты, чтобы он их не видел. И ЧТОБЫ РЕБЕНОК НЕ ВИДЕЛ ВАС ЗА ВСЕМ ЭТИМ!

Это ОЧЕНЬ ПРОСТОЙ ЗАКОН развития ребенка: ОН ЗА ВАМИ НАБЛЮДАЕТ и ВАМ ПОДРАЖАЕТ.

Вы можете бесконечно долго объяснять ребенку, что сидеть часами за планшетом — это вредно. Но если он сам наблюдает вас за ноутбуком — все бесполезно… Первое время, конечно, ребенок будет плакать. Он теряет вещь, занятие, которое ему нравится, но которое для него сейчас не полезно. Поэтому скажите, что хорошо его понимаете, но нельзя, потому что вредно для здоровья. Можете объяснить про зрение, привести еще доводы, «почему». Но достаточно просто того, что вы отвечаете за его здоровье и поэтому принимаете решение до такого-то возраста (не менее 3-х лет) закрыть доступ ребенка к гаджетам.

Если ребенок старше, но пересиживает по времени, задайте ему открытые вопросы:

— Что хорошего в этом занятии для него?
— Только ли таким образом он может это получить?
— Как считаешь, какие последствия могут быть?

Дальше сообщаете ему информацию о последствиях. Напоминаете, что вы отвечаете за его здоровье. Поэтому ставите ограничения в этой сфере. И предлагаете ему самому следить за временем (дети с любого возраста хорошо ориентируются по стрелке часов). Говорите, что будет, если он сам не завершит свою деятельность: (выключите компьютер, заберете гаджет). Если он отказывается останавливаться, тогда в следующий раз вы не даете ему такую возможность и т.п.

Можно за 5 минут до окончания предупредить о завершении игры или просмотра. Дальше либо ребенок сам прекращает свою деятельность, либо вы.

2. Дайте ребенку выбор из альтернативных видов деятельности.

Поспрашивайте, что бы ему было не менее интересно? Предложите ему другие интересные игры и занятия. Современные дети все чаще идентифицируют себя с выдуманными персонажами и все реже — с реальными людьми. Их воображение в большей степени захвачено миром телевизионных историй. Встает вопрос о том, насколько успешно они смогут приспосабливаться к жизненным ситуациям, воспринимать роли матери и отца, их взаимоотношения с друзьями и межличностные связи вообще.

Совет: ограничьте покупку игрушек и вещей с символикой того или иного мультфильма. Чтобы ребенок заинтересовался реальностью, надо привлечь к ней интерес: вместе ходить на прогулки и выставки, покупать игрушки, развивающие воображение. Будьте осторожны с агрессивными, жестокими изображениями, которые могут оказать негативное влияние на психику. Чтобы обезопасить ребенка, их нужно расшифровать, объясняя намерения и ухищрения их создателей. Научив ребенка не принимать на веру все, что показывает телевизор и компьютерные игры, вы поможете ему не путать чье-то представление о действительности с самой действительностью.