Автор: Шабаринова Ирина Владиславовна
Образовательное учреждение: МАОУ СОШ №9
Населенный пункт: г. Улан-Удэ, Республика Бурятия
Тема: Обеспечение преемственности начального и среднего образования.
Раздел библиотеки: Статьи
Дата публикации: 05.04.2019
Успешность адаптации школьника к обучению в 5-6-х классах зависит от реализации преемственных связей между начальным общим и основным общим образованием. Для этого необходимо:
— учитывать психологические особенности данного возраста, уровень познавательной деятельности, с которым ребенок перешел в 5-ый класс;
— анализировать причины неуспешного адаптационного периода и возможности коррекции трудностей адаптации школьника.
Признаками дезадаптации учеников к условиям обучения в 5-6 классах являются: снижение успеваемости, падение интереса к учебе, нарастание тревожности учащихся, рост депрессивных состояний, снижение самооценки, резкое нарастание дисциплинарных трудностей. Вот следствие того, что переход из начальной в основную школу не построен, не стал предметом педагогического осмысления и действия.
В чем возникают трудности преемственности перехода?
переход на кабинетную систему;
переход от безотметочного обучения на пятибалльную систему оценивания;
множество учителей — предметников;
незнание возрастных возможностей и ограничений детей 10-12 лет;
незнание о целях, средствах и результатах образования начальной и основной ступенях;
незнание технологии развивающего обучения.
Реализация преемственности по системе Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова.
Определенные трудности в обеспечении преемственности РО связаны с тем, что система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, ориентированная на формирование учебной деятельности учащихся, в целом полностью разработана на содержательном и технологическом уровне только для начальной школы, в частности, по русскому языку.
Поэтому, в реализации перехода по системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова мы обращаем внимание:
на разработку единых требований к уровню подготовки выпускников начальной школы в системе РО;
на предметно- содержательном уровне – разработке комплексных программ, технологических карт, выстраиванию логики предметного содержания с 1 – 6 классы;
на создание механизмов отслеживания «компетентностей» младшего школьника – как умения учащихся осуществлять перенос известных способов действия из одной области знаний в другую при решении конкретно-практических задач;
на разновозрастное сотрудничество как условие обеспечения перехода из начальной школы в основную;
на безотметочное обучение;
на создание «портфолио» как образовательного пространства.
1) На каждой ступени образования общая задача по воспитанию универсальных способностей личности через индивидуализацию образовательного процесса будет конкретизироваться по-разному.
Цель начального этапа – формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников. Основными результатами обучения в начальной школе являются:
общеучебные умения и навыки: организация деятельности, читательская и естественно-научная компетентность;
желание и основы умения учиться: умение видеть границу между известным и неизвестным; соотносить результат с образцом; находить ошибки и устранять их; вырабатывать критерии для оценки учебной работы и производить оценивание с их помощью; обращаться к взрослому с запросом; склонность искать недостающие способы и средства решения задач, а не получать их в готовом виде;
приемы и навыки учебного сотрудничества:
умение регулировать конфликты, умение понять точку зрения другого, содержательно оценить достоинства и недостатки действий и суждений одноклассников, умение скоординировать разные точки зрения и достигнуть общего результата.
Цель подросткового этапа – формирование учебной самостоятельности подростков. При создании педагогических условий для решения поставленных задач по окончании основной школы можно говорить о следующих результатах:
понимание ценности образования;
умение учиться: не только определять границы и дефициты своего знания, но и находить способы и пути преодоления своих трудностей, проблем и дефицитов; умеет переносить способы действия из одной предметной области в другую, в социальную жизнь;
развитые формы мышления, способствующие решению большого круга предметных, социально-ориентированных и личностных задач;
социальный опыт, позволяющий ориентироваться в быстро меняющемся мире и взаимодействовать с людьми с разными ценностными и культурными установками;
готовность осуществить индивидуальный ответственный выбор собственной образовательной траектории.
2) На предметно- содержательном уровне учителями начального и среднего звена разрабатываются комплексные программы, технологические карты, выстраивается логика предметного содержания с 1 – 8 классы, благодаря чему осуществляется плавный переход в основную школу.
Обучение русскому языку по системе Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова с 1 по 8 классы осуществляется по УМК В.В. Репкина.
3) Традиционно в нашей школе на методическом совете собираются учителя начального звена, учителя средней школы, администрация школы, психологи, где есть возможность отследить уровень «компетентностей» младшего школьника. Одним из механизмов является создание папки достижений учащихся четвертых классов по формированию УД, по ЗУНам. По результатам работы методического объединения можно скорректировать работу по плавному переходу в среднее звено.
4) Чтобы научиться учить себя, быть учителем самого себя, школьнику нужно поработать в позиции учителя по отношению к другому. В современной школе разновозрастное учебное сотрудничество подростков и младших школьников может стать средством решения двух задач. Во-первых, работа в позиции учителя может служить одной из мер профилактики подросткового негативизма в его школьных проявлениях (дисциплинарных, учебных, мотивационных). Во-вторых, работа в позиции учителя продолжает формирование учебной самостоятельности школьников, основанной на способности, удерживая точку зрения другого человека (младшего, незнающего, неумелого). Младший подросток может и должен на какое-то время стать учителем более маленьких ребят для того, чтобы окончательно утвердиться в собственной позиции учащегоСЯ.
Основные эффекты разновозрастного сотрудничества:
1. В мотивационном отношении работа детей в позиции «учителя» выгодно отличается от их работы в позиции «ученика». Ситуация разновозрастного учебного сотрудничества является мощным резервом повышения учебной мотивации в критический период развития учащихся.
2. Ситуация разновозрастного сотрудничества для младших подростков создает условия для опробования, рефлексии и обобщения известных им средств и способов учебных действий при работе в позиции «учителя»; помогает актуализировать средства и способы учебных действий. Ситуация разновозрастного сотрудничества становится важным фактором формирования у школьников учебной самостоятельности.
3. Ситуация разновозрастного сотрудничества способствует развитию у маленьких учителей способности понимать и учитывать интеллектуальную и эмоциональную позицию другого человека. В частности, пятиклассники начинают по-новому видеть труд собственных учителей.
4. Отвечая притязаниям младших подростков на равноправные, ответственные, «серьезные» отношения с миром взрослых, работа в позиции «учителя» может служить одной из мер профилактики подросткового негативизма в его школьных проявлениях (дисциплинарных, учебных, мотивационных);
5. Учебное сотрудничество между пятиклассниками и более старшими ребятами дает возможность учителю организовать образовательный процесс в пятом классе так, чтобы пятиклассники, инициативно выстраивая учебные отношения, например, с восьмиклассниками, могли бы сами определить границы своих знаний и построить собственные «карты» движения в учебном материале.
Например, пятиклассники на уроках русского начинают изучать тему «Чередования гласных в корнях слов». Для того чтобы ясно понять, что слова типа «растение» и «зоря» проверяются не так, как слова типа «пирог» и «ковер», пятиклассникам полезно поработать учителя на уроке во втором классе, где дети только что научились проверять слова «пирог» и «ковер», но еще не подозревают о каверзных словах с чередованиями гласных в корне. Осуществление разновозрастного сотрудничества возможно на уроках, целью которых является организация контроля и оценки (урок-диктант, урок-списывание, урок-проверочная работа по математике, урок-зачет и т.п.); уроках, на которых происходит конкретизация открытого младшими детьми способа действий; уроках-практикумах, на которых проводятся совместные практические, лабораторные, экспериментальные работы; уроках-конференциях, демонстрациях, на которых происходит предъявление результатов учебной или какой-либо другой деятельности.
5) Контрольно – оценочная деятельность школы должна быть выстроена на всех ступенях школьного образования как единая оценочная политика. При переходе детей из начальной в основную школу сосредоточить работу в классе на способах «перевода» детских оценочных шкал в общепринятую пятибалльную систему оценивания (выработка критериев для балльной системы оценивания, зачетная система).
Безотметочное обучение, являясь одним из условий успешности реализации образовательной системы Д.Б. Эльконина — В.В.Давыдова в школьной практике, направлено на решение основной задачи развивающего обучения – развитие ребенка в процессе становления его как субъекта разнообразных видов и форм деятельности, заинтересованного в самоизменении и способного к нему.
Оно представляет собой обучение, в котором отсутствует пятибалльная форма отметки как форма количественного выражения результата оценочной деятельности.
В системе развивающего обучения контроль и оценка должны отражать, прежде всего, качественный результат процесса обучения, который включает не только уровень усвоения учеником знаний по предметам, но и уровень развития учащихся.
Конечная цель безотметочного обучения заключается в переводе внешней оценки во внутреннюю самооценку и в достижении (в перспективе) полной ответственности обучаемого за процесс и результат непрерывного самообразования.
Педагогические приемы формирования действий контроля и оценки
у младших школьников:
«волшебные линеечки» (изобретение оценочных шкал самими школьниками);
«прогностическая оценка» (оценка своих возможностей для решения задачи);
«задания-ловушки» (рефлексия освоенного способа);
«составление заданий с ловушками» (определение или видение возможных ошибкоопасных мест);
«составление задачи, подобной данной»;
«классификация задач по способу их решения» (выделение общего способа действия);
«обнаружение ошибки»;
«создание помощника»;
«обоснованный отказ от выполнения заданий» (умение обнаружить границу своих знаний);
«многоступенчатый выбор»;
«орфографические софизмы» (умение обнаружить и опровергнуть псевдологичное рассуждение при решении задач).
6) Учебный «Портфолио» для нас – «инструмент» и специальное образовательное пространство (место), где происходит совместная работа детей и учителя по накоплению, систематизации, анализу и представлению каждым учащимся своих результатов и достижений за определенный отрезок времени.
Оценочная составляющая «портфолио» — показать на все, что ученик способен;
«Инструментальная» составляющая «портфолио» — создание места для накопления способов и средств действия («инструментов») учащихся и изготовления с их помощью различных «справочников», «помощников», которые бы позволяли школьникам решать большой класс частных, практических задач;
Рефлексивная составляющая «портфолио»- создание места для построения «пути» (маршрута) движения класса и отдельного ученика в учебном материале с обязательной оценкой пройденного пути и места на этом пути, как всего класса, так и отдельных учащихся.
Заключение
Рекомендуемые способы организации образовательного процесса по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова на переходном этапе позволят:
— осуществить плавный, мягкий и нетравматичный переход школьников с начальной на основную ступень образования;
— воспитать у младших подростков стремление и, отчасти, способность самостоятельно расширять границы собственных знаний и умений;
— в значительной мере индивидуализировать контрольно-оценочные действия учащихся;
— создать предпосылки для индивидуализации учебной деятельности (умение работать с текстом, письменно выражать свое мнение, умение работать в позиции «взрослого»).
Список литературы
1) Воронцов А.Б. Организация образовательного процесса на переходе от младшего школьного к подростковому возрасту (методические рекомендации). 25с.
2) Воронцов А.Б. Организация контрольно-оценочной деятельности в образовательном процессе основной школы (методические рекомендации). 10с.
3) Кудрявцев В.Т. Преемственность ступеней развивающего образования: замысел В.В. Давыдова. // Вопросы психологии. 1998. № 5. с. 59-68.
4) Цукерман Г.А. Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема. //Вопросы психологии. 2001. № 5. с.19-34.
5) Шарапова О.Ю. К вопросу о преемственности начальной и основной школами (на материале программ и учебников по русскому языку).//Начальная школа. 1999. № 2. с.17-30.
6) Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования на основную. // Народное образование. 2004. №9.с.265-277