Самостоятельная работа как главная форма организации практической деятельности на уроке.

Автор: Корпенко Галина Васильевна

Образовательное учреждение: МОУ Куропатинская СОШ

Населенный пункт: с. Куропатино, Амурская область

Тема: Самостоятельная работа как главная форма организации практической деятельности на уроке.

Раздел библиотеки: Статьи

Дата публикации: 01.04.2019

Первый вопрос – ЧТО?

С течением времени несколько изменяются подходы учителя к преподаванию. В своё время основной этап урока назывался «Объяснение нового материала». Т.е. учитель объясняет – ученики слушают, фиксируют и пытаются воспроизводить.

Затем тип урока может быть комбинированный или урок получения новых знаний, основной этап урока стал называться «Изучение нового материала», который предполагает совместную работу учителя и ученика по изучению новой информации.

В связи с требованиями ФГОС сам урок называется «Урок усвоения новых знаний», этот этап урока теперь называется «Первичное усвоение новых знаний». Предполагается, что на последующих уроках знания могут закрепляться и применяться в разных ситуациях. Сейчас название урока относится к деятельности детей, а не к деятельности учителя. И это меняет роль учителя на уроке.

Передовые педагоги всегда считали, что на уроке учащиеся должны работать по возможности самостоятельно, а учитель — руководить их самостоятельной работой. Соответствующая организация самостоятельной учебной работы является одним из самых доступных и проверенных практикой путей повышения эффективности урока, активизации познавательной деятельности учащихся. Она занимает особое место на уроке, потому что ученик приобретает наиболее прочные знания только в процессе личной самостоятельной учебной деятельности.

Под самостоятельной учебной работой понимают любую, организованную учителем, активную деятельность учащихся, направленную на выполнение определенной дидактической цели в специально отведенное для этого время: поиск знаний, их осмысление, переработка, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знания.

Как дидактическое явление, самостоятельная работа, с одной стороны, является учебной задачей, которую должен выполнить ученик, с другой — форма проявления соответствующей деятельности: развития памяти, мышления, творческого отражения, расширение сферы действия ранее полученных знаний.

Самостоятельная работа, как форма организации учебной деятельности школьников, имеет множество классификаций.

Но, любая самостоятельная работа должна быть продумана учителем, предварительно подготовлена и организована на уроке. Рассматривая самостоятельную работу как форму организации этапа урока, в ней обязательно выделяют:

1) наличие цели самостоятельной работы;

2) наличие конкретной задачи;

3) четкое определение формы выражения результата (устная, письменная, практическая);

4) определение формы проверки результата самостоятельной работы;

5) обязательность выполнения работы каждым учеником, получившим задание.

Таким образом, саму образовательную деятельность можно рассматривать как хорошо организованную состоятельную работу школьников.

Второй вопрос – ГДЕ? Где место самостоятельной работы школьников в образовательной деятельности?

Самостоятельная деятельность может быть организована на любом этапе урока. Технологий, которые это описывают, множество: технология продуктивного чтения, технология критического мышления, групповые технологии, технология проблемного обучения и другие. Причем, приемы её организации в разных технологиях очень схожи.

На этапе актуализации знаний я использую методические приемы, «Перепутанные логические цепочки», «Найди соответствие», «Верные и неверные утверждения» и другие ПОИГРАТЬ. Инновация, в данном случае, заключается в том, что ученики, владея остаточными знаниями с прошлых уроков, могут отделить свои знания от незнания и хорошо определяют направление изучения нового материала – какая тема урока, что сегодня будем изучать и т.д.

На этапе усвоения новых знаний самостоятельная работа занимает больше времени и носит более основательный характер. Глубокая проработка новой для учащихся информации проходит при составлении информационного кластера, денотантного графа, определения алгоритма действий, составления логической схемы и другие формы. Инновационность организации самостоятельной работы на данном этапе заключается в обязательном публичном выступлении ученика. Каждый ученик должен принять участие в обсуждении результатов: это может быть не только новая предметная информация, но и оценочная деятельность. Ведь известно, что нельзя оценить правильность информации, если ею не владеешь. Записи в тетради, сделанные учениками во время изучения нового материала, помогут им на этапе первичного закрепления знаний и рефлексии.

Ну и последний вопрос – КОГДА? Кода самостоятельная работа на уроке может дать наибольший эффект?

Занимаясь несколько лет вопросами методической организации самостоятельной работы в классе и анализ результатов выполнения учениками большого числа таких работ, позволили мне выделить наиболее часто встречающиеся недостатки в их организации и дать небольшие рекомендации:

нет системы в организации самостоятельной работы. Использование данной формы от случая к случаю положительного эффекта не дает
уровень предлагаемой самостоятельности должен соответствать учебным возможностям ученика; Поэтому не всегда предлагаемые задания должны быть одинаковы для всех учеников класса. Особенно следует обращать внимание на занятость успешных детей и детей с ОВЗ.
самостоятельные работы должны быть разнообразны. Частые однообразные самостоятельные работы сильно снижают мотивацию к получению знаний.
Не нормированные во времени самостоятельные работы ведут к потере общего времени урока.
Задания для выполнения работы должны быть четко сформулированы.
Целенаправленное системное использование данной формы работы в свой образовательной деятельности позволило мне увеличить время, отводимое на самостоятельное выполнение заданий учащимися, без обращения к учителю. К концу 1 полугодия 1 класса дети самостоятельно могли выполнять работу в течение 5 минут. Через год эта работа составляла 8 минут. К концу 1 полугодия 3 класса самостоятельная работа учащихся без обращения к учителю, составляет 12 мин.

Качество работ, выполняемых учениками самостоятельно, изменяется в зависимости от сложности материала от 60 до 90 %. Я считаю, что остальные проценты отдаются учителю для коррекции знаний школьников.

Хорошо организованная самостоятельная работа учащихся невозможна без основательной дидактической подготовки учителя.