НОД «Что такое микробы?»

Автор: Кузнецова Наталья Викторовна

Образовательное учреждение: БДОУ города Омска «Центр развития ребенка — детский сад №394»

Населенный пункт: г. Омск, Омская область

Тема: Конспект проведения НОД с элементами экспериментирования для детей старшей группы «Что такое микробы?»

Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий

Цель: — формировать осознанное отношение к своему здоровью.

Задачи:

Образовательные:

— дать детям простейшее понятие о микроорганизмах, об их свойствах (растут, размножаются, питаются), микроорганизмы бывают вредными;

— продолжать развивать речь как средство общения, закреплять умение строить высказывание;

Активизировать словарь детей словами: микроскоп, микробы, размножаются.

— закрепить умение лепить предметы пластическим способом, приемы лепки (скатывание, отщипывание);

Развивающие:

— развивать в ходе опытно-экспериментальной деятельности мышление, воображение, внимание, наблюдательность, любознательность, коммуникативные способности, мелкую моторику рук, координацию движений;

Воспитательные:

— воспитывать культурно — гигиенические навыки, отзывчивость, доброжелательность друг к другу.

Интеграция образовательных областей:

Познание

Коммуникация

Социализация

Здоровье

Художественное творчество

Методы и приемы:

— практические: дидактическая игра и упражнение, динамическая пауза, опыты – эксперименты, лепка из пластилина, пальчиковая гимнастика.

— наглядные: показ изображения микробов, показ микроскопа, рассматривание картинок.

— словесные: беседа, коммуникативная игра, словесная игра, ситуативный разговор.

Материалы и оборудование: мультимедиа, пластмассовые стаканчики с водой, помеченные полоской голубого и красного цвета, вареное яйцо, 2 яблока на тарелке, картинка с изображением микробов,

Ход занятия:

Коммуникативная игра «Давайте познакомимся», а теперь давайте поздороваемся игра «Давайте поздороваемся», т.е. пожелаем друг другу зд

В: Ребята, как вы думаете, что это? (предположение детей)

Это всего лишь капелька воды из крана, но только увеличенная в несколько тысяч раз. (под микроскопом). Видите, как много здесь точек, чёрточек, каких-то «головастиков»? Это микробы, мельчайшие живые существа.

У них нет ни рук, ни ног, ни рта и носа, но они так же, как мы, едят, дышат, передвигаются. Мир вокруг нас полон таких существ. (слайды)

Они везде – в воздухе, в воде, на земле, на нашем теле. Некоторые микробы передвигаются сами, как крохотные рыбки, а многих переносят ветер, животные, птицы, люди.

Сегодня мы с вами будем исследователями и будем работать в научной лаборатории. Перед нами стоит задача: нам необходимо доказать, что микробы есть везде.

Для работы нам необходимо одеть фартуки. Теперь мы с вами коллеги по научной лаборатории.

— Уважаемые коллеги, сейчас мы с вами будем исследовать воду

Опыт с водой. – Вот в стакане талая вода!! Посмотрите и скажите, вода в стакане чистая? (предположения детей) Почему Вы так думаете?

Давайте проверим, чистая ли вода? Мы из ваты и бинта смастерим простой фильтр (показывает – между бинтом кладётся вата) и пропустим через него воду. Что вы видите? (ответы детей) Правильно, в стакане вода прозрачная, но в ней мы видим помутнения и грязь, это и есть микробы

А теперь посмотрите, в стакане кипяченая вода, она отличается от воды не кипяченой? (ответы детей)

— Сейчас через другой фильтр пропустим кипячёную воду и посмотрим, есть ли в ней микробы?

— Давайте сделаем вывод, какую воду можно пить?

Как вы думаете, у нас руки чистые, есть ли на них микробы? (предположения детей)

Опыт с яйцом. – Вот яйцо (сама очищает), оно белое. Сейчас мы его передадим его из рук в руки. Дети передают вареное очищенное яйцо друг другу, рассматривают следы от рук на яйце

— Яйцо стало каким? (яйцо стало грязным).

— Почему? (У кого-то грязные руки.)

— На наших руках были микробы, и на этом яйце остались все микробы с наших рук, их так много, что мы смогли их увидеть, яйцо стало грязным.

— Что нужно сделать, чтобы с наших рук исчезли микробы? (помыть руки)

А чтобы наши руки действительно стали чистыми, я предлагаю протереть их влажными салфетками (все протирают руки). Теперь все микробы с наших рук остались на влажных салфетках. Что же мы с вами доказали в ходе нашего исследования (ответы детей). Правильно, на немытых руках всегда множество микробов, поэтому надо чаще мыть руки, а, если нет такой возможности, протирать их влажной салфеткой.

Проведем следующее исследование.

Опыт с яблоками. (Выкладывает два яблока)

— Ребята, перед вами лежат два яблока, одно помыли, а другое нет. Как вы думаете, какое из них мытое? Чем отличаются они?

— Правильно, мытые и немытые овощи выглядят одинаково. Что же мы должны запомнить? Правильно, любые фрукты и овощи нужно мыть перед едой.

А сейчас мы поиграем в игру «Это правда или нет?», вы должны отвечать «да» или «нет», но не словами, а движениями. Если ответ «да», попрыгайте, если ответ «нет» — присядьте. Будьте внимательны.

Вас прошу я дать ответ:

Это правда или нет?

Чтоб с микробами не знаться

Надо, дети, закаляться? (прыжки)

Никогда чтоб не хворать,

Надо целый день проспать? (приседание)

Если хочешь сильным быть

Со спортом надобно дружить? (прыжки)

Чтоб зимою не болеть,

На улице надо петь? (приседание)

И от гриппа, от ангины

Нас спасают витамины? (прыжки)

Будешь кушать лук, чеснок –

Тебя простуда не найдет? (прыжки)

Хочешь самым крепким стать?

Сосульки начинай лизать! (приседание)

Ешь побольше витаминов –

Будешь сильным и красивым? (прыжки).

Вот мы отдохнули и размялись, и готовы к новым открытиям. Уважаемые коллеги, прошу следовать за мной (переходят к столам и рассаживаются)

Способ размножения микробов.

— У микробов есть одно интересное свойство. Они не только питаются, но и размножаются. Это значит, что из одного микроба очень быстро получается много новых таких же, как он, микробов. Особенно быстро они размножаются в организме человека. Там тепло, много еды, много влаги, и они чувствуют себя очень хорошо. Как это происходит, давайте посмотрим.

— Отделите кусочек пластилина и скатайте из него шарик. Вот так выглядит микроб. Представьте, что он попал в организм человека. Как это может произойти, мы с вами уже знаем. Через некоторое время микроб просто делится пополам. Разделите шарик на две части. Получилось два новых микроба. Вначале они маленькие, но потом они питаются, растут. Оторвите ещё немного пластилина от общего куска и прилепите к нашим микробам. Вот наши микробы выросли. Что теперь с ними произойдёт? Правильно, они тоже разделятся пополам. Сколько их стало? Уже четыре. И эти скоро вырастут. Увеличьте размер своих микробов. Что будет дальше? Правильно они тоже вырастут и разделятся. Вот так их становятся всё больше и больше, и человек заболевает всё сильнее и сильнее.

Вот и закончился наш день в научно исследовательском центре. (давайте снимем фартуки и пройдем, сядем на стульчики).

Мы сегодня с вами в научной лаборатории провели много важных и нужных исследований и доказали, что микробы могут быть повсюду. Где же мы увидели и нашли микробов? (Ответы детей)

Многие микробы очень вредны для человека. Попав в наш организм, они начинают быстро размножаться и выделять яды. И человек начинает заболевать.

Как Вы думаете, как микробы могут попасть в наш организм?

Вот смотрите: (показ слайда)

Были микробы на яблоке, ребёнок съел немытое яблоко и вот микробы в организме;

Микробы были в земле и на траве, ребёнок играл на улице – микробы прилипли к пальцам, потом он пошёл домой и, не помыв руки, стал есть, и микробы снова в организме.

Упражнение «Продолжи предложение»

— Ребята, рассмотрите картинки и расскажите сами, как микробы попали внутрь организма детей. Начинать свой ответ можно так: — Микроб был ….(слайды)

— Правильно, микробы могут попасть в наш организм, если облизывать игрушки, от животных, от больного человека, если после туалета не мыть руки.

Рефлексия

Где мы сегодня были???? Кем мы были???

Что мы выяснили???

Какие правила нужно всегда помнить, чтобы вредные микробы не попали в наш организм? (ответы детей).

1. Пить надо кипяченную воду.

2. Надо чаще мыть руки, а, если нет такой возможности, протирать их влажной салфеткой.

В каких случаях нужно обязательно мыть руки?

3. Любые фрукты и овощи нужно мыть перед едой.

4. Носить маску, если рядом больной человек или если сам болеешь, чтобы от тебя не заразились другие?

Понравилось ли вам сегодня быть исследователями? Что было самым интересным? Что вы узнали нового? Спасибо вам, за то, что вы были такими активными и любознательными.