Использование здоровьесберегающих технологий учителем-логопедом.

Автор: Валитова Люция Анваровна

Образовательное учреждение: МАОУ СОШ № 8 г. Белебей

Населенный пункт: г. Белебей, Республика Башкортостан

Тема: Использование здоровьесберегающих технологий учителем-логопедом.

Раздел библиотеки: Коррекционная педагогика

Дата публикации: 31.03.2019

Переход на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения меняет ориентацию педагогов в характере образования — в его направленности, целях, содержании на выявление и развитие творческих способностей учащихся, на инициативу, самостоятельность обучаемых. Но все же главным и неизменным в образовании остаются большие требования к сохранению здоровью учащихся.

Поэтому сейчас актуальны здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе, при которых формируются бережное отношение к своему физическому и психическому здоровью, важнейшие социальные навыки, способствующие успешной адаптации детей в обществе. Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать главным направлением в деятельности учителя-логопеда, работающего с детьми начальной школы, должен достигнуть определенного результата. Ожидания педагогов, родителей и самого ребенка приводят к росту психической нагрузки, нервным потрясениям, школьным стрессам. Это приводит к тому, что у ребенка пропадает всякое желание учиться и просто активно, интересно жить.

Задача формирования, сохранения и укрепления здоровья человека требует оценки и коррекции методических приемов и педогогических технологий с естественно-научных позиций. Это означает, прежде всего, учет психофизических особенностей младшего школьника на каждом этапе индивидуального развития и обязательное соблюдение физиолого-гигиенических нормативов при организации логопедических занятий.

Таким образом, перед педагогом стоит задача — раскрыть природные способности ребенка, помочь ребенку познать мир своим путем. Перед школой в целом – создать комфортные условия для реализации целей и задач современного образования, раскрывающие резервы организма, способствующие росту, развитию и сохранению здоровья.

Такова ситуация с одной стороны — в теории, идеале.

В последние годы отмечается значительное ухудшение состояние здоровья школьников в период обучения в общеобразовательном учреждении, в первую очередь с ограничением двигательной активности. Кроме этого, в школу дети поступают с разным уровнем готовности к обучению, каждый будущий школьник имеет свои индивидуальные способности и особенности. Не секрет, что в последнее время отмечается увеличение количества детей с различными нарушениями в развитии (мозговые дисфункции, которые влекут за собой не достаточное развитие психических процессов), с затруднениями в обучении, трудностями адаптации (тревожные дети, агрессивные, расторможенность поведения), с несформированной учебной мотивацией.

Учебная же программа рассчитана на определённый уровень развития функциональных возможностей организма, и ребёнок не может начать усваивать знания до тех пор, пока его организм и, в первую очередь, центральная нервная система и мозговая деятельность не будут готовы к этому процессу. А значит, значительно затруднит формирование «универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных сферах», как этого требует ФГОС НОО. А чтобы это было возможным, процесс психического развития младшего школьника должен опираться на гармоничное соответствие между психофизиологическими возможностями ребёнка и требованиями, предъявляемыми социальным окружением.

Известно, что основы знаний закладываются в младшем школьном возрасте, упущенное в этом возрасте трудно будет восполнить впоследствии. В связи с этим возрастает актуальность прогнозирования и коррекции умственного развития именно младших школьников.

Для преодоления имеющихся нарушений у детей, с которыми зачастую дети приходят в школу, предупреждения развития патологических состояний, укрепления психического здоровья необходимо проведение комплексной коррекционной работы, в любой школе.

Такие приемы как динамические паузы, физкультурные минутки, дифференцированное обучение, которое используются на практике для развивающей и коррекционной работы чаще всего направлены на организацию класса, носят ситуативный характер и не несут коррекционной направленности.

В работе с детьми, у которых наблюдаются трудности в овладении письмом, чтением, счетом, в усвоении и понимании текстов, логическом мышлении, традиционные методы психолого-педагогического воздействия на ребенка не приносят устойчивого положительного результата, т.к. не устраняют первопричину нарушений. В работе с данной группой обучающихся, педагогу необходимо владеть новыми технологиями коррекции и развития, учитывающими психофизиологию школьника, а как следствие и способствующие благоприятному обучению.

Слайд 2. При обучении и воспитании детей необходимо учитывать особенности развития головного мозга.

Развитием головного мозга через двигательные упражнения занимается наука кинезиология. Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики.

Одним из составляющих элементов такой работы является кинезиологическая коррекция. Слайд 3. Цель использования кинезиологических упражнений: развитие интеллектуальных способностей и сохранение психологического здоровья детей. Кинезиологические упражнения — комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие.

Слайд 4. При выполнении кинезиологических упражнений дети испытывают ряд трудностей, связанных с различными причинами:

1. При замедленном темпе приема и переработке информации, детям сложно принять инструкцию с первого раза.

2. При недостаточной ориентировке в схеме собственное тела – сразу найти правую руку, левое ухо и т.д.

3. При поражении двигательных систем дети испытывают трудности переключения с одного вида движений на другое.

4. При выраженной застреваемости на отдельных позах дети повторяют движения, делают между ними большие паузы.

5. При левосторонней недостаточности — дети путают последовательность движений или пропускают некоторые из них.

Слайд 5. Упражнения проводятся по специально разработанным комплексам. Комплекс упражнений каждый педагог может составлять самостоятельно, исходя из особенностей учащихся, режима. Длительность занятий по одному комплексу составляет одну учебную четверть, каникулы – перерыв. Педагог обязан сначала сам освоить все упражнения, а затем уже обучать учеников.

К таким упражнениям можно отнести следующие:

Слайд 6. «Колено – локоть». Активизируют зону обоих полушарий, образуется большое количество нервных путей (комиссур), обеспечивают причинно-обусловленный уровень мышления.

Слайд 7. Телесные упражнения. При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.

“Мельница”

Слайд 8. Упражнения для развития мелкой моторики. «Кулак». «Ребро». «Ладонь».

Слайд 9. “Лезгинка”

Эти упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют запоминанию, повышают устойчивость внимания, активизируют процессы письма и чтения.

«Энергетическая зевота», Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. Их множество.

Кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный, т.е. накапливающийся эффект.

Развитие межполушарного взаимодействия позволяет нам развивать и корректировать основные психические процессы обучающихся, которые лежат в основе интеллектуального развития каждого ребенка. Удивительно, но эти упражнения также поддерживают и усиливают у школьников позитивное восприятие мира и самого себя.

Подводя итог, следует отметить, что регулярное выполнение комплексов упражнений кинезиологической гимнастики, способствует активизации межполушарного взаимодействия, синхронизации работы полушарий. Оказывают положительное влияние на коррекцию обучения, развитие интеллекта и улучшает состояние физического здоровья и социальной адаптации детей, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, а в свою очередь и способствует коррекции недостатков речевого развития младших.

Слайд 14 Список литературы:

Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие / Под ред Л.С.Цветковой. – М., 2001.

Деннисон П., Деннисон Г. Гимнастика ума. — М., «Восхождение», 1997.

Зегебард Г.М., Ильичева О.С. Формирование графоматорных навыков. Методическое пособие. – М., 2008.

Цветкова Л. С. Методика нейропсихологической диагностики детей. Изд. 4-е, исправленное и дополненное. – М, 2002.

Цветкова Л. С., Цветков А. В. Нейропсихологическое консультирование в практике психолога образования. – М., 2008.

Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учебное пособие для высших учебных заведений. – М., 2002.

Шанина Г. Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков. М., ВНИИФК, 1999.