Как исправить недостатки в произношении звуков.

Автор: Мальцева Ольга Сергеевна

Образовательное учреждение: МБДОУ Ярсалинский Детский сад «Солнышко»

Населенный пункт: с. Яр-Сале, Ямало-Ненецкий АО

Тема: Консультация по логопедии: Как исправить недостатки в произношении звуков.

Раздел библиотеки: Коррекционная педагогика

Дата публикации: 07.04.2019

Работу по исправлению недостатков произнесения звуков необходимо проводить последовательно в три этапа: подготовительные упражнения, постановка (вызов) звука, закрепление звука в слогах, словах, предложениях и введение его в речь. Прежде чем приступить к подготовительным упражнениям, необходимо выяснить, может ли ребенок произнести тот или иной звук по подражанию. При этом предложите ему воспроизвести шипение змеи, жужжание жука и т.д. Если вызвать звук по подражанию не удается, надо проводить ряд подготовительных упражнений на развитие у ребенка правильного восприятия звука на слух (умение отличать правильно произносимый звук от неправильного), на укрепление и улучшение движений мышц артикуляционного аппарата(правильное движение языка, губ, нижней челюсти), на выработку сильной воздушной струи. Для подготовительных упражнений понадобиться каждому ребенку свое время, это зависит от состояния речевого слуха, от индивидуальных особенностей ребенка.

Исправление неправильно произносимых звуков – трудная задача, требующая усилий и большого напряжения со стороны, как ребенка, так и взрослого. Приступая к исправлению звуков, надо объяснить цель этих занятий. Ребенок не всегда способен выполнять то или иное задание, придать своему языку, губам нужное положение. Поэтому нельзя требовать от ребенка, чтобы он с первого раза выполнил то или иное упражнение или, тем более, сразу произнес правильно звук. Работу по исправлению дефекта надо организовать так, чтобы ребенок сам стремился как можно быстрее избавиться от своего недостатка. Необходимо проводить занятия систематически. Если ребенок произносит неверно сразу несколько звуков, то исправлять сначала надо те, которые у него лучше получаются. Занятия проводятся по следующей схеме:

*пальчиковая гимнастика;

*упражнения для губ;

*сочетание движений губ и выдоха;

*упражнения для языка;

*сочетание движений языка и выдоха;

*голосовые упражнения на материале гласных звуков;

*анализ правильной артикуляции изучаемого звука с использованием опорных схем для поз губ и языка. Для демонстрации правильной артикуляции звука полезно его произносить утрированно. Подключать надо свою руку и руку ребенка для показа положения языка и для того, чтобы контролировать ощущения от воздушной струи. Ребенок должен научиться слышать звук, находить его место в слове, поэтому включаются задания на выделение звука из слова, пусть ребенок определяет, где стоит звук – в начале, середине или в конце слова. Занимаясь с ребенком, надо поддерживать хорошее, доброе настроение, набраться терпения и не раздражаться, далеко не сразу будет все получаться с первого раза. Почаще надо хвалить ребенка и радоваться вместе с ним каждой, даже самой незначительной удаче.