Конспект логопедического занятия «Космос».

Автор: Изотова Любовь Николаевна

Образовательное учреждение: МБДОУ №176 «Маленькая страна»

Населенный пункт: г. Владикавказ

Тема: Конспект логопедического занятия «Космос» в старшей логопедической группе.

Раздел библиотеки: Коррекционная педагогика

Цель: Формирование представлений о космосе, освоении космоса людьми.

Коррекционно-образовательные цели. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Космос». Совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных с числительными, подбор слов-определений, однокоренных глаголов).

Коррекционно-развивающне цели. Развитие навыков речевого общения, связной речи, зрительного восприятия и внимания, ориентировки в пространстве, мышления, воображения, общей моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности.

Оборудование: буквы под номерами, образующие слово «Космос»; портрет Ю. Гагарина, 4 предметных картинки: ракета, космонавт, солнце, звезда. Картины космической тематики для оформления группового помещения (звездное небо, космонавт в скафандре, планеты, запуск ракеты, глобус, ракета, раскраска, карандаши, 10 звёзд.

Предварительная работа: Беседа с воспитателем на тему «Космос», о первых космонавтах, о празднике «День космонавтики», рассматривание иллюстраций в книгах с изображением космоса, космонавтов и космической техники.

Ход занятия.

1. Организационный момент:

Логопед приглашает детей встать в круг и взяться за руки.

логопед:

-Здравствуйте ребята, я очень рада вас видеть в этот солнечный весенний день! Мы сегодня будем говорить о космосе, потому что сегодня День Космонавтики – 12 апреля.

2. -Давайте вспомним стихотворение В.Степанова «Космонавт», которое мы учили по мнемотаблице. Дети хором рассказывают.

-Молодцы! А теперь, садитесь на свои места.

-А что такое космос, как вы думаете?

-Оказывается вы уже очень много знаете о космосе! Космос- это безвоздушное пространство вокруг нашей планеты, которая называется Земля.

3. Игра «Открой портрет»

На магнитной доске закреплен портрет Ю. Гагарина который закрыт 4 предметными картинками: ракета, космонавт, звезды, солнце.

логопед: -Ребята, давайте поиграем в игру «Открой портрет»!

Посмотрите внимательно на доску, портрет закрыт картинками, чтобы снять каждую картинку нужно подобрать к ней слова-признаки (какой? какая? какие) и тогда мы узнаем кто же изображен на потрете.

— Что изображено в правом верхнем углу? (Ракета)

— Ракета какая? (Быстрая, красивая, космическая.) Логопед снимает картинку закрывающую часть портрета.

-Молодцы! Что изображено в нижнем левом углу? (Солнце.)

-Солнце какое? (Яркое, горячее, лучистое) Логопед снимает картинку.

— Очень хорошо, не догадались еще кто изображен на портрете? (ответы детей)

-Давайте еще откроем картинки. Что изображено в нижнем правом углу? (Звезды.)

-Звезды какие? (Далекие, мерцающие, красивые) Убирается картинка.

Космонавт.

-Космонавт какой? (Смелый, выносливый, сильный.)

(логопед убирает последнюю картинку закрывающую потрет Ю. Гагарина)

-Ребята, знаете ли вы кто этот человек? (ответы детей.)

Логопед: Это потрет Ю. Гагарина этот человек первый побывал в космосе. 12 апреля 1961 года впервые совершил полет в космос на космическом корабле-спутнике «Восток-1». В память об этом событии каждый год 12 апреля отмечается праздник «День космонавтики»!

4. Упражнение «Полёт ракеты»

Помогите подобрать слова-действия, которые выполняет ракета совершая полё.

Ракета с Земли что сделала? (взлетела)

В космос что сделала? (полетела)

Землю вокруг что сделала? (облетела)

К Луне что сделала? (подлетела)

Луну что сделала? (облетела)

К Земле что сделала? (подлетела)

И на Землю что сделала? (приземлилась)

5. Упражнение «Сосчитай звёзды»

А теперь, ребята, предлагаю сосчитать звёзды, которые находятся на нашем ночном небе.

Одна звезда, две звезды, три…

6. Физкультминутка «Астрономическая считалка»

— Что-то мы с вами засиделись, давайте отдохнем! Встаньте рядом со своим местом и задвиньте стульчики, чтобы они вам не мешали. А теперь сосчитаем планеты солнечной системы.

На Луне жил звездочет, (складываем руки так чтобы получился телескоп, смотрим в него)

Он планетам вел учет. («считаем» указательным пальцем правой руки)

Меркурий – раз, (описываем круг руками)

Венера – два-с, (хлопаем в ладоши)

Три – Земля, (приседаем)

четыре – Марс. (встаем)

Пять – Юпитер, (наклон вправо)

шесть – Сатурн, (наклон влево)

Семь – Уран, (наклон вперед)

восьмой – Нептун, (наклон назад)

Девять – дальше всех – Плутон. (прыжок на месте)

Кто не видит – выйди вон. (развести руки в стороны) .

логопед: молодцы! (дети садятся на свои места)

7. Игра «Лишнее слово»

Хлопните, когда услышите лишнее слово.

1) Звезда, звезда, поезда, звезда.

Какое слово лишнее?

2) Планета, планета, ракета, планета. Спутник, спутник, путник, спутник, спутник.

Какое слово лишнее?

Кто такой путник (Тот, кто совершает далёкий путь пешком) .

Что такое спутник( 1. Космический аппарат. 2. Небесное тело, обращающееся вокруг планеты) .

3) Газета, газета, ракета, газета.

4) Карета, карета, комета, карета.

Что встречается в космосе: карета или ракета?

(комета – небольшое небесное тело, имеющее туманный вид) .

5) Пещера, пещера, Венера, пещера

8. Упражнение «Расставь буквы по местам»

Посмотрите, ребята, здесь на доске было слово, но наши буквы-шалунишки гуляли-гуляли и перепутали свои места. Помогите им найти своё место и прочитайте слово, которое было на доске.

9. Упражнение «Закрась все буквы Р»

В результате у детей получается ракета.

10. Итог занятия.