Автор: Богданова Любовь Ивановна
Образовательное учреждение: ГБДОУ детский сад № 121 комбинированного вида
Населенный пункт: г. Санкт-Петербург
Тема: Конспект занятия «Автоматизация звука Р».
Раздел библиотеки: Коррекционная педагогика
Дата публикации: 15.04.2019
Цель: Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
Образовательные:
-Упражнять в правильном произнесении звука [Р] в слогах, словах и предложениях;
-Знать артикуляционные упражнения;
-Знать артикуляцию звука [Р] и его характеристику;
-Уметь определять место звука [Р] в словах;
-Знать графический образ буквы Р;
Развивающие:
-Развивать фонематический слух;
-Развивать навыки звукового анализа и синтеза;
-Развивать целостное восприятие;
-Развитие мелкой и общей моторики.
Воспитательные:
-Воспитание стремления овладеть правильной речью;
-Воспитание положительного интереса к логопедическим занятиям.
Оборудование: смайлики, панно «Настроения» тигренок (мягкая игрушка или картинка), буква Р, картинки со звуком [Р] , настенное зеркало, мяч, шарик, бусы с словами.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Приветствие
-Посмотрели друг на друга. Улыбнулись.
— У меня сегодня вот такое настроение (логопед выбирает смайлик).
— У меня такое настроение (выбирает и показывает воспитанник).
Смайлики прикрепляют на панно «Настроения».
Отгадывание загадки
-Отгадай загадку
С длинным хвостом, но не обезьяна,
Рычит, но не собака,
Полосатый, но не зебра.
— Да. Это тигр.
— Сегодня на нашем занятии будет присутствовать тигренок Рома, он хочет посмотреть, чем мы с тобой занимаемся на занятии. Пожалуйста, не волнуйся, но будь внимателен и следи за тем, что я тебе буду говорить.
2. Сообщение темы
Сообщение темы
Тигренок Рома хочет, чтобы ты сегодня повторил звук, но какой ты должен сказать сам.
Задание 1
Перед ребенком картинки
РАК РАКЕТА РЫБА.
— С какого звука начинаются слова, обозначающие предметы на картинках?
— Да. Будем повторять звук [Р].
Повторение правила
— Но сначала вспомним наше правило.
Говорим всегда красиво,
правильно, неторопливо
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать,
Все правильно и внятно,
Чтоб всем было понятно.
— А для этого нам надо выполнить гимнастику.
3. Гимнастика
Пальчиковая гимнастика
«Руки здороваются» — пальцы правой руки здороваются с пальцами левой.
«Лапки-царапки»
Тигренок Ромка
Красивенькая шкурка,
Мягкие лапки, (Ребенок кладет руки на стол и сжимает их в кулачки.)
А в лапках — цап-царапки. (Ребенок выпрямляет пальцы, в шутку царапается.)
Повторить по 2-3 раза.
Дыхательная гимнастика
«Попьем» 2-3 раза. Вытянуть губы «трубочкой» и втянуть в себя воздух.
Пьет апельсиновый сок
Из трубочки тигренок.
«Мой воздушный шарик». Требуется надуть воздушный шар, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его через рот.
Мой воздушный шарик, раз, два, три.
Легкий, как комарик, посмотри.
Носом я вдыхаю, не спешу,
За своим дыханием слежу.
— Давай подарим шарик нашему тигренку Роме.
Артикуляционная гимнастика
— Возьми зеркало. Сейчас мы будем выполнять артикуляционную гимнастику.
Упражнения для губ:
-«Улыбка»
-«Трубочка»
Упражнения для языка:
-Упражнение «Блинчик». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать под счет от одного до пяти – десяти.
-Упражнение «Почистим зубки». Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движение языком из стороны в сторону.
-Упражнение «Маляр». Рот открыт, губы в улыбке, широким кончиком языка проводить поглаживающие движения по небу (назад – вперед) от резцов в глубину рта и обратно. Следить, чтобы язык не сужался.
-Упражнение «Грибок». Поднять расплющенный язык к альвеолам. Удерживая его в таком положении опускать нижнюю челюсть, натягивая подъязычную уздечку.
-Упражнение «Барабан». Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами: д-д-д. Сначала звук – д – произносить медленно. Постепенно убыстрять темп. Губы сохраняют положение в улыбке. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.
4.Уточнение артикуляции.
— Сейчас мы рассмотрим положение артикуляционных органов при произнесении звука [Р].
Повторение правильной артикуляции, глядя на профиль артикуляции по плану:
— Посмотри внимательно на положение губ, они открыты, раскрой губы так же. Молодец.
— Зубки тоже открыты, открой зубки на небольшое расстояние.
— Кончик языка поднят к альвеолам за верхние зубки, а боковые края прижаты к коренным зубам. Кончик язык и боковые края загнуты и имеют форму чашечки. Показать рукой, какой язычок?
Что он напоминает? (чашечку).
— Мягкое небо поднято, прижато к задней стенки глотки. Закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот. Поработай с небом, смыкай и размыкай.
— Посередине языка идет воздушная струя, подуй так, чтобы струя воздуха шла посередине языка. Поставь ладошку, ощути ее.
— Голосовые связки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.
— Молодец. А сейчас мы с тобой немного отдохнем.
Физкультминутка
Мы с тигренком Ромочкой,
Громко хлопаем в ладошки!
Головой слегка качаем,
Руки кверху поднимаем!
5.Развитие фонетического слуха и фонематического анализа
Звук [Р].
— Хлопни в ладоши если услышишь звук [Р] а; и; у; р; с; и; а; р; м; н.
— Топни ногой когда услышишь звук [Р] в слогах: са-ра-на-вы-ры-два-дра.
-Подними руку, если услышишь звук [Р] к в словах: грузовик, автобус, вертолет, ракета, такси.
Произношение звук [Р] в словах.
Логопед: Запомни и повтори 3 слова со звуком [Р] и передай мяч.
-Нора, гора, кора
-Рак, рама, радио
-Руки, руль, рукав
-Кору, гору, дыру.
— Молодец, ты был внимателен.
Произношение звука [Р] в чистоговорках.
Сидя за столом катать мяч друг другу и произносить:
Ра-ра-ра — высокая гора
Ра-ра-ра — спать пора
Ра-ра-ра — дубовая кора
Ро-ро-ро — новое перо
Ру-ру-ру — скажи кенгуру
Ры-ры-ры — летают комары.
Произношение звука [Р] во фразовой речи.
— Посмотри, эти бусы рассыпались, как слова в предложениях. Давай соберем бусы и слова в предложениях.
Рыбак, ловит, рыбу.
Ребенок: Рыбак ловит рыбу.
Рая, моет, рамы.
Ребенок: Рая моет рамы.
Егор, несет, топор.
Ребенок: Егор несет топор.
Молодец! Все бусы собрали, и слова в предложениях соединили правильно.
6. Подведение итогов занятия.
— Давай тигренку скажем, чем мы сегодня занимались?
— Какой звук учились выговаривать? (Звук Р).
Домашнее задание сегодня будет такое, ты должен будешь разукрасить тигренка в индивидуальной тетради. Выполнить артикуляционную гимнастику.
Тигренок Рома очень доволен тобою. Ты хорошо сегодня работал.
Рефлексия
Посмотрели друг на друга. Улыбнулись.
— У меня в конце занятия вот такое настроение (логопед выбирает смайлик).
— У меня такое настроение (выбирает воспитанник).
Смайлики прикрепляют на панно «Настроения».