Конспект занятия по развитию речи.

Автор: Бригоцкая Юлия Андреевна

Образовательное учреждение: МКДОУ «д/с № 4» г. Пудожа РК

Населенный пункт: г. Пудож, Республика Карелия

Тема: Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Животные Африки».

Раздел библиотеки: Коррекционная педагогика

Дата публикации: 16.04.2019

Цель:

— формирование лексико-грамматических средств языка по теме «Животные Африки».

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные

— активизация и актуализация словаря по теме занятия;

— совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных; образование существительных при помощи суффиксов –онок-, -енок-,

-ат-, -ят-).

— закрепление знаний по сказкам К. И. Чуковского.

2. Коррекционно-развивающие

— развитие навыков звукового и слогового анализа слов;

— развитие общей и мелкой моторики, артикуляционной моторики;

— развитие фонематических представлений, зрительного гнозиса, логического мышления, внимания, памяти и воображения.

3. Коррекционно-воспитательные

— формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, эмпатии;

— воспитание доброжелательности, самостоятельности, любознательности, инициативности.

Оборудование:

Конверт и карточки с заданиями, картинки животных жарких стран, фишки для звукового анализа слов, аудиозапись «У жирафа пятна, пятна…», мяч.

Предварительная работа: чтение произведений К. И. Чуковского «Бармалей» и «Доктор Айболит»

Ход занятия

Вводно-организационный этап
— Доброе утро, ребята. К нам на занятие пришли гости, поздоровайтесь с ними.

Возьмитесь за руки, сделайте круг. Поприветствуем друг друга.

«В нашей группе все друзья,

Я , ты, он, она.

Обними соседа справа,

Обними соседа слева,

Улыбнись соседу справа,

Улыбнись соседу слева.

Все мы дружная семья,

Я, ты, он, она!»

Мотивационно-побудительный этап
Раздается стук в дверь.

Воспитатель: Кто это к нам пришел? (Воспитатель выглядывает за дверь, возвращается с конвертом).

В: Это был почтальон, он принес нам письмо из далекой Африки. Давайте же откроем его скорее (открывает конверт). Это письмо от страшного и ужасного бандита-разбойника Бармалея, живущего в Африке. Вот что он пишет (читает): «Ребята, я похитил Ванечку и Танечку, этих непослушных детишек, которые без спроса отправились в опасную Африку! Вы хотите им помочь? (Да!). Если вы выполните все мои задания, я их отпущу к родителям! Готовы? (Да!) В конверте лежат карточки с заданиями. Приступайте!».

Практический этап.
Логопед: Вот так Бармалей! Но мы с вами не оставим ребят в беде! Чтобы хорошо выполнить все задания, нам нужно быть смелыми и сильными. Так как на занятии нам нужно много говорить мы сейчас потренируем наш язычок.

Артикуляционная гимнастика.

Мы превратимся в некоторых животных и изобразим их. Выполним упражнения для губ и язычка.

Покажите, как оскалил зубы лев (упражнение «оскал»);
Слон вытянут хобот вперед (упражнение «хоботок»);
Бегемот разинул рот, булку просит бегемот (широко открываем и закрываем рот);
Жираф жует листочки (делаем жевательные движения);
Обезьянки качаются не лианах (упражнение «часики»);
Зебры резвые лошадки- бойко скачут по площадке (упражнение «лошадка»).

Задание 1.

В: Пришло время для выполнения первого задания (читает с карточки ): «Местные жители хорошо знают обитателей Африки. А как знаете их вы, мы посмотрим, когда вы выполните задание».

На доске вывешены картинки разных животных. (слон, верблюд, леопард….)

В: Я буду называть первый и последний звук в слове, а вам нужно отгадать, какое животное я загадала. Слово начинается на звук «С», заканчивается звуком «Н». Правильно, это слон.

Аналогично проигрываются и другие слова.

Задание 2. Игра с мячом в кругу.

Л: Молодцы! А вот и следующее задание (читает): «У каждого животного есть семья. Вспомните, как называются все члены семьи у зверей Африки».

Л: Папа лев, а мама? (ребенок ловит мяч и называет – львица); а детеныши? (львята); а один? (львенок); чья семья у льва? (львиная).

Аналогично проигрываются и другие слова.

Физминутка.

В: Молодцы, ребята. А теперь давайте немного отдохнем и потанцуем.

Звучит аудиозапись «У жирафа пятна, пятна…». Дети и взрослые выполняют движения под музыку.

Задание 3.

В: Как здорово мы с вами потанцевали! Готовы к очередному заданию от Бармалея? (Да!). Вот и оно: «Ребята, а как хорошо вы знаете сказки про меня, Бармалея, и Доктора Айболита? Вот сейчас и проверим. Ответьте на вопросы викторины».

Вопросы: — Царь зверей в Африке это? — Что у слона вместо носа? — Как звали людоеда, проживающего в Африке, злой ужасный… — Кто из сказочных героев лечил больных зверей? — Что болело у кузнечика в сказке К.И.Чуковского «Доктор Айболит»? — Кто проглотил Бармалея? — Как звали детей, которые убежали в Африку? — Чем лечил зверей Айболит? — Что болит у Бегемотов?

Задание 4.

Л: Осталось последнее задание: «Отгадайте, какие слова я зашифровал и выложите к ним схему».

На доске выставлены картинки (сок, лук , облако, ножницы).

Л: Определите первый звук в словах и прочтите, что тут написано.

Л: Слово мы расшифровали, а сейчас предлагаю составить звуковою схему к слову СЛОН. Кто догадался, сколько звуков в нашем слове? Какой первый, второй, третий, четвертый? Сколько гласных? Сколько согласных?

Заключительный этап

В: Ребята, вы молодцы! Мы обязательно напишем ответное письмо для Бармалея, чтобы он поскорее отпустил Танечку и Ванечку.

Л: Ну я вы заслужили небольшие подарочки. Если вы правильно, по порядку, соедините все точки, то у вас получится царь зверей Африки.

«Ребята, я похитил Ванечку и Танечку, этих непослушных детишек, которые без спроса отправились в опасную Африку! Вы хотите им помочь? (Да!). Если вы выполните все мои задания, я их отпущу к родителям! Готовы? (Да!) В конверте лежат карточки с заданиями. Приступайте!».

Задание 1.

«Местные жители хорошо знают обитателей Африки. А как знаете их вы, мы посмотрим, когда вы выполните задание».

Задание 2. Игра с мячом в кругу.

«У каждого животного есть семья. Вспомните, как называются все члены семьи у зверей Африки».

Задание 3.

«Ребята, а как хорошо вы знаете сказки про меня, Бармалея, и Доктора Айболита? Вот сейчас и проверим. Ответьте на вопросы викторины».

Вопросы: — Царь зверей в Африке это?

— Что у слона вместо носа?

— Как звали людоеда, проживающего в Африке, злой ужасный…

— Кто из сказочных героев лечил больных зверей?

— Что болело у кузнечика в сказке К.И.Чуковского «Доктор Айболит»?

— Кто проглотил Бармалея?

— Как звали детей, которые убежали в Африку?

— Чем лечил зверей Айболит?

— Что болит у Бегемотов?

Задание 4.

«Отгадайте, какие слова я зашифровал и выложите к ним схему».