Автор: Бригоцкая Юлия Андреевна
Образовательное учреждение: МКДОУ «д/с № 4» г. Пудожа РК
Населенный пункт: г. Пудож, Республика Карелия
Тема: Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Животные Африки».
Раздел библиотеки: Коррекционная педагогика
Дата публикации: 16.04.2019
Цель:
— формирование лексико-грамматических средств языка по теме «Животные Африки».
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные
— активизация и актуализация словаря по теме занятия;
— совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных; образование существительных при помощи суффиксов –онок-, -енок-,
-ат-, -ят-).
— закрепление знаний по сказкам К. И. Чуковского.
2. Коррекционно-развивающие
— развитие навыков звукового и слогового анализа слов;
— развитие общей и мелкой моторики, артикуляционной моторики;
— развитие фонематических представлений, зрительного гнозиса, логического мышления, внимания, памяти и воображения.
3. Коррекционно-воспитательные
— формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, эмпатии;
— воспитание доброжелательности, самостоятельности, любознательности, инициативности.
Оборудование:
Конверт и карточки с заданиями, картинки животных жарких стран, фишки для звукового анализа слов, аудиозапись «У жирафа пятна, пятна…», мяч.
Предварительная работа: чтение произведений К. И. Чуковского «Бармалей» и «Доктор Айболит»
Ход занятия
Вводно-организационный этап
— Доброе утро, ребята. К нам на занятие пришли гости, поздоровайтесь с ними.
Возьмитесь за руки, сделайте круг. Поприветствуем друг друга.
«В нашей группе все друзья,
Я , ты, он, она.
Обними соседа справа,
Обними соседа слева,
Улыбнись соседу справа,
Улыбнись соседу слева.
Все мы дружная семья,
Я, ты, он, она!»
Мотивационно-побудительный этап
Раздается стук в дверь.
Воспитатель: Кто это к нам пришел? (Воспитатель выглядывает за дверь, возвращается с конвертом).
В: Это был почтальон, он принес нам письмо из далекой Африки. Давайте же откроем его скорее (открывает конверт). Это письмо от страшного и ужасного бандита-разбойника Бармалея, живущего в Африке. Вот что он пишет (читает): «Ребята, я похитил Ванечку и Танечку, этих непослушных детишек, которые без спроса отправились в опасную Африку! Вы хотите им помочь? (Да!). Если вы выполните все мои задания, я их отпущу к родителям! Готовы? (Да!) В конверте лежат карточки с заданиями. Приступайте!».
Практический этап.
Логопед: Вот так Бармалей! Но мы с вами не оставим ребят в беде! Чтобы хорошо выполнить все задания, нам нужно быть смелыми и сильными. Так как на занятии нам нужно много говорить мы сейчас потренируем наш язычок.
Артикуляционная гимнастика.
Мы превратимся в некоторых животных и изобразим их. Выполним упражнения для губ и язычка.
Покажите, как оскалил зубы лев (упражнение «оскал»);
Слон вытянут хобот вперед (упражнение «хоботок»);
Бегемот разинул рот, булку просит бегемот (широко открываем и закрываем рот);
Жираф жует листочки (делаем жевательные движения);
Обезьянки качаются не лианах (упражнение «часики»);
Зебры резвые лошадки- бойко скачут по площадке (упражнение «лошадка»).
Задание 1.
В: Пришло время для выполнения первого задания (читает с карточки ): «Местные жители хорошо знают обитателей Африки. А как знаете их вы, мы посмотрим, когда вы выполните задание».
На доске вывешены картинки разных животных. (слон, верблюд, леопард….)
В: Я буду называть первый и последний звук в слове, а вам нужно отгадать, какое животное я загадала. Слово начинается на звук «С», заканчивается звуком «Н». Правильно, это слон.
Аналогично проигрываются и другие слова.
Задание 2. Игра с мячом в кругу.
Л: Молодцы! А вот и следующее задание (читает): «У каждого животного есть семья. Вспомните, как называются все члены семьи у зверей Африки».
Л: Папа лев, а мама? (ребенок ловит мяч и называет – львица); а детеныши? (львята); а один? (львенок); чья семья у льва? (львиная).
Аналогично проигрываются и другие слова.
Физминутка.
В: Молодцы, ребята. А теперь давайте немного отдохнем и потанцуем.
Звучит аудиозапись «У жирафа пятна, пятна…». Дети и взрослые выполняют движения под музыку.
Задание 3.
В: Как здорово мы с вами потанцевали! Готовы к очередному заданию от Бармалея? (Да!). Вот и оно: «Ребята, а как хорошо вы знаете сказки про меня, Бармалея, и Доктора Айболита? Вот сейчас и проверим. Ответьте на вопросы викторины».
Вопросы: — Царь зверей в Африке это? — Что у слона вместо носа? — Как звали людоеда, проживающего в Африке, злой ужасный… — Кто из сказочных героев лечил больных зверей? — Что болело у кузнечика в сказке К.И.Чуковского «Доктор Айболит»? — Кто проглотил Бармалея? — Как звали детей, которые убежали в Африку? — Чем лечил зверей Айболит? — Что болит у Бегемотов?
Задание 4.
Л: Осталось последнее задание: «Отгадайте, какие слова я зашифровал и выложите к ним схему».
На доске выставлены картинки (сок, лук , облако, ножницы).
Л: Определите первый звук в словах и прочтите, что тут написано.
Л: Слово мы расшифровали, а сейчас предлагаю составить звуковою схему к слову СЛОН. Кто догадался, сколько звуков в нашем слове? Какой первый, второй, третий, четвертый? Сколько гласных? Сколько согласных?
Заключительный этап
В: Ребята, вы молодцы! Мы обязательно напишем ответное письмо для Бармалея, чтобы он поскорее отпустил Танечку и Ванечку.
Л: Ну я вы заслужили небольшие подарочки. Если вы правильно, по порядку, соедините все точки, то у вас получится царь зверей Африки.
«Ребята, я похитил Ванечку и Танечку, этих непослушных детишек, которые без спроса отправились в опасную Африку! Вы хотите им помочь? (Да!). Если вы выполните все мои задания, я их отпущу к родителям! Готовы? (Да!) В конверте лежат карточки с заданиями. Приступайте!».
Задание 1.
«Местные жители хорошо знают обитателей Африки. А как знаете их вы, мы посмотрим, когда вы выполните задание».
Задание 2. Игра с мячом в кругу.
«У каждого животного есть семья. Вспомните, как называются все члены семьи у зверей Африки».
Задание 3.
«Ребята, а как хорошо вы знаете сказки про меня, Бармалея, и Доктора Айболита? Вот сейчас и проверим. Ответьте на вопросы викторины».
Вопросы: — Царь зверей в Африке это?
— Что у слона вместо носа?
— Как звали людоеда, проживающего в Африке, злой ужасный…
— Кто из сказочных героев лечил больных зверей?
— Что болело у кузнечика в сказке К.И.Чуковского «Доктор Айболит»?
— Кто проглотил Бармалея?
— Как звали детей, которые убежали в Африку?
— Чем лечил зверей Айболит?
— Что болит у Бегемотов?
Задание 4.
«Отгадайте, какие слова я зашифровал и выложите к ним схему».