Автор: Людмила Николаевна Калиничева
Образовательное учреждение: СПб ГКУЗ «Центр восстановительного лечения»
Населенный пункт: г. Санкт-Петербург
Тема: Методы и приёмы работы с детьми с низким уровнем развития.
Раздел библиотеки: Коррекционная педагогика
В наше время очень остро обсуждается вопрос о реализации инклюзивного воспитания и образования. Рассмотрим этот вопрос несколько односторонне, касаясь лишь возможности воспитания и обучения детей с умственной отсталостью.
Работая с данной категорией детей, понимаешь острую необходимость индивидуального подхода при их воспитании и обучении. Своеобразие психического развития умственно отсталого ребенка ( замкнутость, обидчивость, вспышки возбуждения, дурные привычки и т.д.) требует от воспитателя углубленных знаний детской психиатрии (т.к., воспитывая и обучая ребёнка, воспитатель должен знать, каковы последствия той или иной болезни).
Воспитание и обучение глубоко отсталых детей в специальных учреждениях проводилось по разному. На сегодняшний день практика показывает, что дети с данным диагнозом всё чаще становятся учащимися специальных детских учреждений. Существуют ряд причин, по которым их принимают.
Во — первых, не так легко провести грань между дебильностью глубокой отсталости и имбецильностью.
Во — вторых, имбецилы являются всё же в некоторой мере обучаемыми детьми. Они могут за несколько лет выучить буквы,научиться кое-как читать, писать и усвоить легкие виды ручного труда. Поэтому понятна и оправдана настойчивость родителей, добивающихся обучения их детей. Без обучения они становятся тяжелым бременем для общества и остаются несчастными.
Понимая озабоченность родителей по поводу будущего своих детей, и осознавая, что подобных детей становится всё больше, было принято решение попробовать обучать данную категорию детей. Эти дети значительно отличаются от сверстников не только развитием познавательной деятельности, но и своеобразной эмоциональностью. В психиатрическом заведении для них не выделены отдельные группы, они свободно общаются с другими ребятами своей возрастной категории. С ними работают воспитатели с обязательным сопровождением логопеда, дефектолога, психолога ( а также специалистов медицинского профиля).
Воспитатели, педагоги, дефектологи, врачи разных специальностей, в зависимости от типа учреждения — это необходимая основа, реализующая на практике возможность воспитания и обучения детей с ОВЗ. В таком виде детские образовательные учреждения готовы к реализации принципов социального воспитания и образования.
Принципы, определяющие характер и особенности организации коррекционного воспитания и образования детей с особыми образовательными потребностями:
1.Принцип педагогического оптимизма.
Этот принцип основан на современном гуманистическом мировоззрении, признающим право каждого человека независимо от его особенностей и возможностей жизнедеятельности, быть включенным в воспитательно — образовательный процесс. При этом, под обучением понимается не столько освоение знаний, сколько способность к освоению доступных социально и личностно значимых навыков.
2. Принцип ранней педагогической помощи.
Современное специальное воспитание и образование предусматривает максимальное сокращение периода между моментом выявления первичного нарушения в развитии ребенка и началом целенаправленной коррекционно — педагогической помощи.
3.Принцип коррекционно — компенсирующей направленности образования.
Этот принцип предполагает построение воспитательно — образовательного процесса с использованием сохранных функций и систем организма в соответствии со спецификой природы недостатка развития. Коррекционно — компенсирующая направленность обеспечивается системой специальных технических средств, особой организацией воспитательно — образовательного процесса.
4.Принцип социально — адаптирующей направленности образования.
Позволяет сформировать социальную и психологическую подготовленность к жизни в социокультурной среде. Недостаток развития и ограничение возможностей максимально компенсируются, в ходе работы воспитателя, позволяя вести независимый социально и материально достойный человека образ жизни.
5. Принцип развития мышления, языка и коммуникации как средство специального образования.
Обычно, нормально развивающийся ребенок с первых месяцев жизни, находясь в языковой среде и активно взаимодействуя с предметами и социальным окружением, обладает всеми необходимыми условиями для развития речи и мышления, освоения коммуникативных умений. Но у детей с ОВЗ, у каждого, свои специфические проблемы в развитии речи, мышления, коммуникации, поэтому важнейшей общей для них воспитательно — образовательной потребностью является потребность в коррекционно — воспитательной и педагогической помощи.
6. Принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании.
Чему обычного ребенка можно научить на словах, для ребенка с особыми образовательными потребностями становится доступным только в процессе собственной деятельности, специально организованной и направляемой воспитателем.
7. Принцип дифференцированного и индивидуального подхода.
Принцип направлен на создание благоприятных условий, учитывающих как индивидуальные особенности каждого ребенка (характер, скорость протекания мыслительных процессов, уровень сформированности, работоспособность, уровень развития эмоциональной сферы), так и его специфические особенности, свойственные детям с данной категорией нарушения развития.
8.Принцип необходимости специального воспитательно — педагогического руководства.
Особенности развития детей, с любым отклонением в развитии, заставляют вносить специальные изменения в содержание и способы их учебно — познавательной деятельности. Это требует отбора адекватного содержания коррекционно — педагогического воздействия и средств компенсаторного развития.
Анализируя выше сказанное, понимаешь, что реализация этих принципов для умственно отсталых детей является определяющей и неотъемлемой частью их процесса воспитания и обучения. Более подробно остановимся на принципе деятельного подхода в обучении и воспитании. Как уже говорилось выше, чему обычного ребёнка можно научить на словах, для ребенка с особыми образовательными потребностями становится доступным только в процессе собственной деятельности, специально организованной, направляемой воспитателем.
Деятельностный подход реализуется в зависимости от возраста обучаемых. Ведущей для умственно отсталых детей является игровая деятельность. Бывают дети, у которых мотивационный компонент не сформирован. Тогда воспитатель ищет чем можно ещё заинтересовать ребёнка, используя мотивацию поощрения или соревнования. В основном именно эти два вида мотивации могут подтолкнуть умственно отсталого ребенка к деятельности.
Очень большое внимание уделяется развитию мелкой моторике, т.к. эти дети характеризуются низким уровнем её развития. Им трудно координировать движение пальцев рук, манипулировать мелкими предметами, уметь производить точные движения на бытовом уровне (застегивание пуговиц, шнурков ботинок, застегивание молний и т.д.). Им трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, мозаикой. Таким образом, возможности освоения мира этим детям оказывается очень ограниченным. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. Остальные виды общей моторики у таких детей: способность делать координированные движения, маршировать, бег на месте, различные виды прыжков, а также умение бросать и ловить мяч и т.д., тоже страдают.
Для занятий по формированию сложнокоординированных движений рук рекомендую воспитателю соблюдают следующие правила:
— занятие нужно начинать с того уровня сложности, которое будет по силам ребенку и которое будет доставлять удовольствие.
— выполнение упражнений должно быть регулярным.
— занятия должны быть совместными, это необходимо для точного выполнения и не должно быть долгим, потому что внимание и интерес быстро иссякают.
— нужно соблюдать комфортный для ребенка темп выполнения задания.
— очень важны участие и ободряющее поведение воспитателя.
— ребенку предлагается инструкция с одновременным показом определённых действий для лучшего восприятия задания.
— повторение инструкций, а также проговаривание действий в процессе выполнения облегчает работу.
Примеры занятий, для развития мелкой моторики:
изготовление бус;
собирание пирамидок,матрешек, мозаики, пазл;
работа с пособиями по застегиванию пуговиц, молний,кнопок и т.д.
лепка;
аппликация;
обведение лекал, с последующей их штриховкой
работа с трафаретами;
работа со счетными палочками;
работа со шнуровками и т.д.
Остановимся на принципе коррекционно — компенсирующей направленности воспитания. Этот принцип предполагает использование сохранных анализаторов, функций и систем организма в соответствии со спецификой природы недостатка развития. Кроме общих положений, характерных для этого принципа, реализуемых через сенсорное развитие, которое играет огромную роль в психологическом и социальном становлении личности. Сенсорное воспитание предполагает развитие всех видов восприятия ребенка (зрительного, слухового, тактильно — двигательного), на основе которого формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, величине, положение в пространстве, их запах и вкус. Упражнения, направленные на развитие сенсорики, предлагают в процессе воспитания получение ребенком большого разнообразия впечатлений. Они позволяют стимулировать зрительную, слуховую. тактильную модальность (используется массированный поток информации на каждый анализатор и восприятие становится более активным).Такая активная стимуляция всех анализаторных систем приводит к повышению активности восприятия.
О реализации принципа необходимости специального воспитательного руководства в работе с детьми, скажем лишь, что они нуждаются в постоянной стимуляции и организующей помощи взрослых.
Таким образом, зная особенности каждого ребенка, воспитатель руководит отбором адекватного содержания коррекционно — педагогического воздействия и средств компенсаторного развития непосредственно для него. Работая с такими детьми, искренне радуешься, что хоть и семимильными шагами, но их развитие все же возможно.