Обучение связной речи детей с ОРН.

Автор: Луценко Наталья Александровна

Образовательное учреждение: МБДОУ детский сад №50

Населенный пункт: г. Ставрополь, Ставропольский край

Тема: Обучение связной речи детей с ОРН.

Раздел библиотеки: Коррекционная педагогика

Дата публикации: 02.04.2019

В течение последних лет углубленно работаю по теме «Обучение связной речи детей с ОРН с применением наглядности и моделирования».

Актуальной эту тему считаю потому что, при подготовке детей к школьному обучению формирование и развитие связной речи имеет особую важность и является одним из условий знаний, развития творческих способностей и других сторон психической деятельности. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, излагать свои суждения- всё это требует достаточного уровня развития связной речи. В старшем дошкольном возрасте дети полноценно овладевают навыками монологической речи только в условиях целенаправленного обучения. Вопросы формирования связной монологической речи при проведении коррекционной работы с дошкольниками, имеющими общее речевое недоразвитие особенно проблематичны.

Работая над формированием связной речи, я сделала вывод, что причиной отставания в развитии связной речи является несформированность деятельности программирования и затруднения в операциях перевода мысли в развёрнутое высказывание. При передаче содержания последовательных картинок дети нарушают логическое предложение рассказа: одни не могут их правильно разложить, другие затрудняются при оречевлении даже правильно разложенных. Несформированность речевых операций выражается и в том, что ребёнок не умеет лексически и грамматически правильно оформить мысль.

Это повлияло на выбор темы моей работы, я стала строить свою работу по пути поиска вспомогательных средств, облегчающих и направляющих процесс становления у ребёнка развернутого смыслового высказывания. Одним из таких средств является наглядность, на важность которого указывали П.Я. Гальперин, Л.В. Знаков, Н.Г. Салмин и другие, как средства расширяющего чувственный опыт детей и являющегося как бы внешней опорой внутренних действий, совершаемых ребёнком под руководством педагога в процессе овладения знаниями.

Значимость второго вспомогательного средства — моделирования плана высказывания — поддерживалась Л.С.Выготским, как процесса интериоризации – перехода внешних действий во внутренние. Таким образом, метод моделирования способствует формированию умения программирования вначале в наглядном плане, с последующим переводом его во внутреннее. В работе я опиралась на высказывания ряда авторов (Д.Б. Эльконина, В.Н. Балаевой, Т.И. Ткаченко, Л.Е. Журовой), которые уделяют большое значение данному методу обучения в разных видах учебной деятельности.

Поэтому, целью моей работы явилось применение наглядного моделирования как специфической формы опосредованной мыслительной деятельности в дошкольном возрасте.

Применение данного метода как вспомогательного средства в формировании связной монологической речи при проведении коррекционной работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи.

Исследования последних лет показали, что развитие способностей к наглядному моделированию является предпосылкой к успешному обучению в школе. По данным, проведенным социальным педагогом детского сада мои выпускники (90%) имеют отличные знания по русскому языку и литературе.