Причины нарушения произношения звука [Р].

Автор: Рощупкина Ольга Федоровна

Образовательное учреждение: ГБДОУ детский сад №101

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

Тема: Причины нарушения произношения звука [Р].

Раздел библиотеки: Коррекционная педагогика

Звуку [р] уделяется особое внимание. Именно его отсутствие или неправильное произношение вызывает у родителей большие опасения.

Чтобы произнести этот звук, мышцы артикуляционного аппарата ребенка должны обладать определенной силой, и сам ребенок должен достаточно ловко владеть и управлять ими. Эти навыки развиваются с возрастом, с опытом, поэтому нормой является не произносить [р] до 5 лет. До этого возраста дети часто пропускают или заменяют непослушный звук на [л], [й], [в].

Родителям стоит забеспокоиться, если малыш уже начал «рычать», но звук звучит непривычно, «не по-русски» (картавость, носовое [р] и др.), или заменяется на неправильные звуки. В этом случае помощь логопеда требуется до достижения ребенком пятилетия.

Как проверить произношение звука Р? Попросите ребенка повторить его несколько раз изолированно– Р Р Р, затем в словах в разной позиции вслед за вами: РАК, РУКА, ВОРОНА, ДОРОГА, ВАР, ТРАКТОР, ДРАКОН. Если ребенок неправильно произносит изолированный Р, то нужно будет сначала его поставить, затем закрепить произношение в словах и предложениях. Если Р изолированно звучит правильно, а в словах неверно, нужно будет только закрепить его произношение..

Основные причины неправильного произношения

* Нарушение подвижности органов речи;

Если вы замечаете, что движения у ребенка получаются неточные, а некоторые он повторить не может, научите его сначала выполнять специальные упражнения для губ и языка. Они называются артикуляционной гимнастикой и предназначены для улучшения подвижности речевых органов.

* Короткая уздечка языка;

Чтобы проверить длину уздечки языка, попросите ребенка открыть рот, как для произнесения звука Э, и дотянуться языком до основания верхних зубов. Если язык не дотягивается, уздечка считается укороченной. Ее достаточно просто растянуть с помощью регулярно выполняемых упражнений для языка — «Лошадка», «Грибок», «Гармошка».

* Нарушение речевого слуха;

Для проверки речевого слуха ребенка предложите ему «поймать» звук Р. Вы поочередно произносите разные звуки, слоги и слова, например: П, Л, Ш, Р, С,Р, ЛА, РА, МО, УР, МАМА, РАМА, ЛАПА, РОЗА, а ребенок должен хлопать в ладоши, когда услышит среди них Р.

* Если ребенок путает близкие по звучанию звуки: Р-Л, Р-Й, это говорит о нарушении речевого слуха.

* Неправильное речевое дыхание.

Когда звук Р звучит «по-французски», картаво, по научному это называется грассирование, имеет место нарушение речевого выдоха. Если он неправильный, то воздушная струя частично уходит в нос, а ее остатки рассеиваются во рту. В результате чего вибрирует не кончик языка, а маленький язычок над небом. Грассирование очень тяжело поддается коррекции, и как только вы заметили, что ребенок начал картавить, немедленно начинайте работу по исправлению речевого выдоха..

Почему это происходит и как помочь ребёнку

Так как для правильного произношения звука [р] требуется слаженная работа нескольких частей артикуляционного аппарата, в том числе точные движения разных частей языка, то и причин нарушения достаточно много.

Недостаточно длинная «уздечка» — подъязычная связка, мешающая языку подняться вверх. Это нарушение традиционно исправляется подрезанием «уздечки». Оперативного вмешательства можно избежать, занимаясь специальными упражнениями, растягивающими «уздечку» и развивающими мышцы языка.

В дополнение можно делать массаж: ухватив большим и указательным пальцами «уздечку» в самом низу, медленно проводить пальцы к кончику языка, слегка потягивая «уздечку». За один раз упражнении следует повторить несколько раз. Делается оно 4-5 раз в неделю.

Слабые мышцы языка. Этот недостаток легко исправляется с помощью артикуляционной гимнастики.

Недостаточное владение языком, неумение делать целенаправленные движения. Здесь также помогает специальная гимнастика.

Слабые легкие, не умеющие выдавливать воздух с достаточной силой. Такому ребенку можно купить свисток или дудочку. Можно предложить игры, где требуется сильно дуть: например, задувать ватные шарики в ворота.

Нарушения фонематического слуха. Это нарушение достаточно серьезное и требует кропотливой работы. На помощь опять приходят упражнения и игры. Очевидно, что в этих ситуациях лучшим решением будет обращение к специалисту – логопеду. Но если очевидных нарушений нет, если ребенок не страдает задержкой речевого развития, то в силах родителей помочь ребенку с произнесением этого сложного звука.