Слоговая структура слова.

Автор: Данилевская Елена Владимировна

Образовательное учреждение: МАДОУ «Детский сад №264» г. Барнаула

Населенный пункт: г. Барнаул, Алтайский край

Тема: Консультация по коррекционной педагогике (старшая группа): «Слоговая структура слова».

Раздел библиотеки: Коррекционная педагогика

Нарушения ритмического рисунка слов сопутствует детям с проблемами речевого развития на протяжении долгого времени. Так, если по мере развития речи ребенок начинает хорошо произносить двух-, трехсложные слова, при произнесении более сложных слов со стечением согласных могут возникнуть трудности.

После того, как ребенок научился по заданию хлопать в ладоши 1,2,3 раза, научите сочетать число хлопков с количеством слогов в словах: ма-ма, ча-сы, ма-ши-на, ли-мо-ны и т.п.
Учите ребенка подбирать слова с заданным количеством слогов. Легче всего произносить слова, состоящие из слогов типа «согласный – гласный» (ма-ма, му-ка и т.п.), затем подбираются слова, где один слог оканчивается на согласный (ка-ток, мас-ка, бан-ка и т.п.), далее – слова, в которых оба слога оканчиваются согласным (лас-тик, бан-тик и т.п).
Упражняйте в распределении согласных между двумя соседними слогами. Наибольшие трудности возникают при произнесении стечения согласных: ста-кан, Мос-ква, гра-дус-ник.
Запишите в словарик слова, в которых ребенок переставляет или пропускает слоги.
Учите его считать количество слогов в слове, начиная с более простых – двусложных.
После того, как ребенок научится правильно выговаривать слово, обязательно надо следить за тем, как это слово им произносится во фразах, в речевом потоке. Это более сложный и длительный по времени вид работы, чем отработка изолированного произношения.
Дети, умеющие читать, легче воспроизводят ритмический рисунок слов, тем более со сложной слоговой структурой. Напишите слово (лучше на клейких листах), разрежьте его на слоги, перемещайте их. Предложите ребенку собрать (склеить) слоги, чтобы опять получилось слово. Сначала задание может выполняться с опорой на образец, а затем по памяти.

Такого рода задания не столько способствуют правильному воспроизведению слоговой структуры слов, но и формируют навыки контроля и планирования, необходимые в любой деятельности, особенно в учебной.