Тифлотехника дошкольного обучения. Игрушки для слепых.

Автор: Дементьева Любовь Романовна

Образовательное учреждение: ГБОУ «Школа-интернат № 1 для обучения и реабилитации слепых»

Населенный пункт: г. Москва

Тема: Тифлотехника дошкольного обучения. Игрушки для слепых.

Раздел библиотеки: Коррекционная педагогика

Дата публикации: 30.03.2019

Перед воспитателями, тифлопедагогом, конструктором стоят следующие задачи: они должны давать такие игрушки детям, которые бы помогли развивать заторможенную деятельность молодого организма, стимулировать целесообразное, практически полезное, использование имеющихся у него видов чувствительности, облегчить и ускорить образование необходимых в условиях жизни без зрения условных связей – навыков.

Тифлотехника должна помочь устранить вызванную слепотой скованность, поддерживать и развивать естественную потребность растущего организма двигаться, помочь развитию навыков ориентировки в пространстве и ориентировке вообще, в широком смысле этого слова.

Тифлопедагог и воспитатели всегда должны помнить об огромном жизненном значении для слепого самых ничтожных остатков зрения. Учесть это при создании игрушки тем более важно, что остаточное зрение может с течением времени полностью угаснуть, но зрительные представления, сформировавшиеся в раннем детстве, останутся на долгие годы, практически на всю жизнь. Образовавшиеся при этом условные связи на свет и цвета помогут в дальнейшем формированию зрительных представлений, уточняющих пространственные отношения окружающих предметов, что, в свою очередь, существенно облегчит образование навыков пространственной ориентировки.

Учитывая описанную особенность детей дошкольного возраста при создании игрушки, необходимо в самых широких пределах использовать контрастную окраску, преимущественно в ярких тонах. Все детали игрушки, которые выделены окраской в игрушках для зрячих, а данные игрушки широко используются для слепых, необходимо также выделять окраской, утрируя ее контрастность, а, где это не противоречит естественным цветам, заменять сходные оттенки контрастными.

Осязание слепого является основным каналом конкретного познания окружающего мира. Поэтому необходимо обращать особое внимание на особенности осязательных восприятий при конструировании игрушек. Игрушка, как правило, является моделью предметов, окружающих человека. Ввиду этого чрезвычайно важно, чтобы слепой ребенок, пользуясь игрушкой, уже получил бы, по возможности, правильное представление о том предмете, моделью которого она является. Вот почему поверхность игрушки должна, по возможности, имитировать натуру. С этой целью для покрытия следует применять материалы, повторяющие ощущения или создающие иллюзию прикосновения к натуральному. Так, кролик или котенок могут быть сделаны из резины, папье-маше, бархата или меха, последние два материала предпочтительнее. Грузовой автомобиль может быть сделан целиком из дерева, но все детали, соответствующие металлическим, должны быть окрашены краской (например, эмалевой) и вызывать иное ощущение от прикосновения к ним, чем к деревянным.

Все детали игрушки, существенные для познания и выделенные для зрячих только окраской, для слепых осязательно должны быть выделены либо рельефом, либо фактурой: глянцевой, шероховатой, шершавой или какой-либо другой.

Не следует при этом забывать и эмоциональные переживания ребенка, воспитывая в нем эстетическое чувство. В связи с этим нужно избегать всякого рода неприятных покрытий, режущие и вообще способные травмировать ребенка части должны быть устранены.

Любимый детьми строительный материал в виде кубиков, кирпичиков, брусочков, разнообразно окрашенный для зрячих, для слепых должен изготавливаться с дифференцированными поверхностями: гладкими, покрытыми выпуклыми точками, штрихами или простейшими фигурами (кружочками, квадратиками). Такая конструкция игрушки поможет усвоению понятий «выше», «ниже», «правее», «левее», а также научит понимать симметрию.

Для зрячих дошкольников широко применяют разнообразные мозаики, детали которых различаются по форме и цвету. Для слепых их контрастная окраска должна сопровождаться дифференцированной поверхностью. Следующая ступень – мозаика с законченным орнаментом. Для слепых она также приемлема, только орнамент должен быть наиболее простым и рельефным. Характерной особенностью мозаики для слепых и других подобных игрушек является то, что они должны укладываться на доску, снабженную бортиком для того, чтобы узор не смещался при ощупывании.

Еще более высокой ступенью игровых занятий ребенка являются кубики: для зрячих с картинкой, для слепых с орнаментом и максимально прямой картинкой. Здесь заметим, что каждая поверхность кубика должна нести в себе вполне законченную часть орнамента и тем более картинки, например: кружок с точкой в центре, сплошной треугольник, голова человека, цыпленка и т. д.

По этому принципу следует конструировать и фигурное детское лото, по степени сложности рисунков фигур соответствующее возрасту и развитию малышей. Материалом для этих игрушек – предшественников настольных игр для более старших – могут служить картон, фанера высокого качества и пластмасса.

Слух в жизни слепого играет исключительную роль. Слух, как и зрение, дает возможность человеку воспринимать окружающие предметы на расстоянии, в том случае, когда предмет способен издавать звук или отражать его.

Звук является единственно возможным для слепого зондом пространства, которое выходит за пределы его непосредственной досягаемости. Только по звуку слепой судит о расстоянии до удаленных предметов, об их положении, о направлении скорости их движения.

Эту конкретную основу слуховых восприятий важно сообщить слепому как можно раньше – в начальном периоде его жизни без зрения. Если эти основы конкретизации заложены вовремя, то в дальнейшем слепой уже безоговорочно судит обо всем, совершающимся вокруг него. Вот почему так важно заниматься воспитанием слуха слепого ребенка в самом раннем его детстве, используя для этого все возможности, в том числе и игры. Важным фактором этой части воспитания слепого являются озвученные игрушки.

Всякого рода погремушки – первая забава для слепого ребенка. Для них следует разнообразить погремушки, делая их из различных материалов, звучащих по-разному.

Такие предупредительные меры очень важны по следующим причинам. Слепорожденный или потерявший зрение в первые недели жизни ребенок, как правило, в начале самостоятельной деятельности ведет себя так же, как и его зрячий сверстник. Он чувствует потребность двигаться и удовлетворяет ее. Он смело бегает, пока несколько крепких ударов, вызвавших сильные ушибы, не умерят его пыл и не заставят двигаться медленно и с опаской. С течением времени развивается боязнь движений, приводящая к характерной для слепых скованности, неуверенности движений, а это, в свою очередь, оказывается причиной ненормального развития молодого организма.

Нужно не только обезопасить свободные движения слепого, но и стимулировать их. Этому очень способствует игры с животными и движущимися игрушками. Для того чтобы щенок или котенок во время игры постоянно давали о себе знать слепому ребенку, на них следует надевать ошейник с бубенчиком, а заводные и движущиеся игрушки озвучивать.

Одной из самых любимых игрушек детей всех возрастов и чрезвычайно полезной для их физического развития является мяч. Слепой может пользоваться им только в специальных условиях и в очень ограниченных пределах. Слепой ребенок не может следить за мячом в полете; мяч перестает существовать для него, как только прекратит прыжки, покатится или остановится.

В продаже встречаются детские целлулоидные мячи типа пинг-понг с заключенными в них дробинками; их следует шире использовать для воспитания детей с нарушенным зрением. Необходимо использовать специальные резиновые звучащие мячи. Эти мячи сделаны из толстой и особенно упругой резины, с заключенным внутри бубенчиком.

Большим недостатком широко популярных среди детей заводных игрушек является то, что слепой ребенок встречается с трудностью, когда хочет, например, отыскать остановившийся автомобиль, перестающий звучать как только заканчивает движение.

Существуют занимательные игрушки, лишенные для слепых значения, но после некоторой реконструкции пригодные и для слепых. К таким игрушкам относят планер и парашют. Слепому мальчику дают в руки игрушку с парашютом и объясняют смысл игрушки и как ею пользоваться. Ребенок бросает игрушку вверх, и она перестает для него существовать. Однако будет иной результат, если подброшенный вверх парашютист будет звучать в полете, таким образом, ребенок сможет конкретизировать пространство над головой и может соревноваться, кто выше бросит, и сравнить скорость движения парашюта и свободно падающего тела. Словом, получит занимательную игрушку, обогащающую его новыми впечатлениями.

Игрушка слепого должна отвечать еще одной его особенности. Слепорожденному или ослепшему в раннем возрасте очень трудно устанавливать пространственные отношения между удаленными предметами, особенно большими; трудно ему даются представления о высоте деревьев, зданий и т. д. В литературе неоднократно отмечается тот факт, что слепые, даже старшего возраста, очень часто имеют весьма смутное представление о верхних этажах сооружений, даже верхних этажах здания, где он живут.

Для развития пространственного мышления полезно дать ребенку приспособительный строитель, из которого он мог бы создать стилизованные модели простейших сооружений, размещать материал на полу, в определенном порядке, совершая разнообразные игровые манипуляции.

Полезно применять простые и прочные модели типичных сооружений как сельского, так и городского типа. Посредством этих предметов дети под руководством воспитателя могут воспроизвести окружающее: детский сад, участок с другими строениями.

Литература

1. Сверлов, В. С. Тифлотехника / В. С. Сверлов.– М.: Учпедгиз, 1960.

2. Пальтов, А. Е. Психолого-педагогические основы применения

средств обучения детей с глубокими нарушениями зрения и слуха: Учеб-

ное пособие / А. Е. Пальтов.– М., 1986.