Взаимодействие семьи и детского сада – это гармоничное развитие ребенка с ОВЗ.

Автор: Орехова Елена Александровна

Образовательное учреждение: ГБОУ Школа №329 с/п 11

Населенный пункт: г. Москва

Тема: Взаимодействие семьи и детского сада – это гармоничное развитие ребенка с ОВЗ.

Раздел библиотеки: Коррекционная педагогика

Одним из приоритетных направлений педагогической деятельности является работа с семьей. Анализируя данную проблему, мы пришли к выводу, что нельзя добиться больших успехов в воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья, если не будет создано единое образовательное пространство: семья и дошкольное учреждение.

Как показывает наш опыт, всем семьям, имеющим ребенка с ОВЗ требуется социально-психологическая поддержка. Необходимо, чтобы родители не оставались один на один со своей бедой, чтобы эта проблема не становилась личным делом семьи.

Ведь семья играет центральную роль в сознании ребенка. То, что обязана дать малышу семья, никто кроме нее не даст в полной мере. Мы решили помочь родителям осознать проблемы ребенка, и научить их принимать малыша со всеми его особенностями, ведь именно родители ответственны за воспитание их детей.

Проведенные анкетирования, беседы с родителями показали, что большая часть родителей наших воспитанников не знают, как именно они могут помочь своему малышу и что для этого необходимо делать.

Поэтому в своей работе мы постарались создать такие условия, при которых наше взаимодействие с родителями по данному вопросу стало бы обоюдно интересным и продуктивным, ведь у родителей возникает интерес к какой-либо деятельности или общению тогда, когда это касается лично его семьи или ребенка.

Мы хотим рассказать Вам о нашей системе взаимодействия с семьями.

В нашей работе, прежде всего, мы используем индивидуальные консультации, где специалисты предоставляют родителям информацию о возможностях их ребенка, помогают принять ситуацию и малыша такими, какие они есть. Часто родители категорично отрицают диагноз, завышают требования к ребенку, в итоге результат не соответствует ожиданиям родителей, возникают конфликты, поэтому работа проводиться очень деликатно.

Важное место в работе с родителями занимают родительские собрания. Наши встречи мы проводили по следующим темам «Будем знакомы!», «Воспитание добротой», «Знаете ли вы своего ребенка?», «Польза развивающих игр для детей», где в неформальной обстановке родители знакомились, делились проблемами, и постепенно у них появлялось чувство сплоченности между собой.

И я хочу сказать, какой бы теме не были посвящены все собрания, основная их цель — это формирование правильного понимания особенностей развития ребенка с ОВЗ и повышение уровня педагогической грамотности родителей.

Лучше познакомить родителей с теми или иными вопросами воспитания и развития позволяют средства наглядной информации и, конечно, папки с упражнениями, по которым родители смогут заниматься с детьми дома.

Большой интерес вызывает совместная продуктивная деятельность: например, конкурс «Новогодняя игрушка нашей семьи» или «Игрушка своими руками».

Особая роль отводится мастер-классам.

Стало уже традицией проводить родительские субботы.

Способствуют сплоченности родителей и детей по отношению друг к другу

проведение совместных прогулок, таких как «Вместе весело играть с мамами и папами».

С удовольствием родители посещают открытые занятия.

Образцы поведения на основе подражания закладываются в совместном труде на субботниках.

Дети, имеющие проблемы в развитии, — сложная и разнообразная группа. Очень непросто организовать совместную деятельность там, где находятся воспитанники с синдромом Дауна, аутизмом, умственной отсталостью, тяжелым нарушением речи, поэтому уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых является технология проектирования. В этом году в нашей группе был запущен проект «История семьи», где родители приняли самое активное участие. Структура проекта включала в себя следующие формы работы:

— сотрудничество с семьей ребенка с ОВЗ,

— психологический тренинг для родителей и совместный родителей с детьми,

— игротерапию,

— коррекционные занятия,

— проектирование и развитие самостоятельной деятельности детей.

Проект помог практически научить родителей выстроить свои взаимоотношения с ребенком, сделав их самыми заинтересованными активными и действенными участниками коррекционного процесса.

Таким образом, развитие ребенка в огромной степени зависит от семейного благополучия, участия родителей в жизни и становлении малыша, правильности воспитательных воздействий.