Актуальность педагогического опыта.
13 января в нашей стране празднуют День Российской прессы. Среди десятков тысяч средств массовой информации в настоящее время существует особое его направление – школьные периодические издания.
Слова «школьная газета» ранее ассоциировались с вывешенным на стене листом ватмана, наполненного самодеятельными рисунками и рукописными текстовками. Сегодня в школах выпускаются многотиражные издания – газеты, журналы, альманахи – отпечатанные и размноженные на принтерах и ксероксах, а нередко – и в настоящих типографиях. Роль их трудно переоценить.
СМИ называют четвёртой властью: именно через средства массовой информации современный человек, школьник получает возможность расширить кругозор, быть в курсе происходящих событий, быть информированным в сфере политики, права, экономики, культуры. Еще важнее, на мой взгляд, другая возможность прессы, и в частности школьной, — это возможности самореализации и социализации личности обучающегося, участвующего в ее работе.
Важный процесс социализации личности проходит как в результате воспитания, целенаправленного воздействия на ребёнка, так и в результате самостоятельного осмысления действительности подростком.
Особенно важна социализация для обучающихся, склонных к девиантному поведению. Поведение этих подростков обращает на себя внимание нарушением норм, несоответствием получаемым советам и рекомендациям, оно отличается от поведения тех, кто укладывается в нормативные требования семьи, школы и общества. Это поведение, характеризующееся отклонением от принятых нравственных, а в некоторых случаях и правовых норм. Чаще всего такое поведение — реакция подростков на трудные обстоятельства жизни. Возможность появления отклонений в поведении связана также с особенностями физического развития, условиями воспитания и социального окружения.
И еще: в последнее время особо акцентируется обучение умению самостоятельно добывать нужную информацию, вычленять проблемы и искать пути их рационального решения, уметь критически анализировать получаемые знания и применять их для решения все новых задач.
- Ведущая идея опыта.
Все выше перечисленное явилось для меня причиной связи таких понятий как школьная пресса и обучающийся, состоящий на внутришкольном контроле.
Применяю разнообразные формы работы: индивидуальные: консультация, беседа, советы, пожелания, совместный анализ, встреча «Родители- дети», контроль успеваемости, посещения занятий, поведения, привлечение к общественной работе, анкета, диагностика;
и коллективные: групповая работа, (профилактическая) беседа, викторина, игра, элементы тренинга, дискуссия, информация, разговор, обучающее занятие, круглый стол, встреча (с инспектором).
Формы работы традиционные и повторяются из года в год, хотя и являются достаточно действенными. Являясь одновременно руководителем школьного пресс центра, я ясно увидела, что формы работы с подростками, состоящими на контроле, нужно и можно разнообразить и сделать для ребят более значимыми и полезными.
3, Цели и задачи, решаемые педагогом.
Таким образом, мною была создана профилактическая программа
«Пресс центр-приложение. Профилактический листок «Имею право!»
В ней с целью содействия самоопределению и социализации учащихся с девиантным поведением посредством участия в работе Пресс центра школы определились задачи:
В области воспитания:
-содействовать выработке собственной позиции по вопросам морально-нравственной направленности;
— корректировать умение контролировать свое поведение, принимать решения;
— способствовать не только формированию адекватного представления о здоровом образе жизни и вредных привычках, но и пропаганде ЗОЖ.
В области обучения:
-дать знания о некоторых законах, о правах и обязанностях подростка;
-учить умению пользоваться компьютером, оформлять газету, буклет,
способствовать развитию информационной грамотности.
В области развития:
-создать представление о профессии журналиста и об основах журналистики;
-помочь определить и развить свои творческие способности.
Не менее важны были и ожидаемые от программы результаты.
Из программы: Ожидаемый результат:
К концу учебного года учащиеся, состоящие на учете, будут:
- Заняты в свободное время социально-значимой деятельностью в Пресс центре школы.
2.Знать некоторые Законы РФ и уметь информировать о них.
3.Знать права и обязанности гражданина РФ и уметь защищать себя.
- Знать, что такое вредные привычки и уметь бороться с ними.
- Знать, где можно получить интересующую информацию (в частности о различных профессиях) и уметь сообщать о ней.
6.Иметь навык работы в компьютерных программах: Microsoft Windows, Microsoft Publisher, Photoshop.
В настоящее время накоплен определенный опыт деятельности по программе, что и составляет суть данного представления.
- Накопление и систематизация опыта.
Согласно программе, мною был составлен план его реализации.
План реализации программы
- Тематические газеты, приложения. О чем писать в тематической газете. Рубрики.
- Планирование работы с приложениями в газете.
- Внедренческий этап
- Макет газеты. Программа Microsoft Publisher-программа газеты. Как составить план номера.
- Какие бывают жанры. Информационные жанры журналистики: информация, заметка, отчет, репортаж, интервью. Права и обязанности подростков в РФ. Почему нельзя прогуливать уроки?
- Как писать, чтобы всем было интересно. Секреты журналистики. Конвенция ООН о правах ребенка.
- Работаем в информационном жанре. Практика. Составляем информацию «Наши права и обязанности»».
- Верстка и выпуск приложения (профилактического листка №1).
- Газета и компьютер. Программа Microsoft Word – наш помощник.
- Каким должен быть журналист. Нравственные качества человека. Каким быть нельзя (обман, слабохарактерность). Человеческие ценности.
- Сбор и обработка результатов сбора общественного мнения. Курение и алкоголь в среде подростков.
- Какие бывают жанры. Аналитический жанр- корреспонденция, статья. Закон РФ «Об ограничении курения табака». Влияние табака на юношей и девушек в подростковом возрасте.
- Работаем в аналитическом жанре. Практика. Это должен знать каждый. Подготовка материалов для буклета .
- Как писать, чтобы всем было интересно. Секреты журналистики. Подготовка материалов для буклета. Компьютерная программа Microsoft Publisher- для изготовления буклета.
- Верстка и выпуск буклета «Как избавиться от вредных привычек» для учащихся.
- Верстка и выпуск приложения (профилактического листка № 2).
- Какие бывают жанры. Литературно- художественные: Очерк, литературный портрет, зарисовка. Закон об образовании: Права и обязанности родителей в РФ.
- Работаем в литературном жанре. Практика. Моя семья.
- Газета и компьютер. Возможности программ Microsoft Word и Microsoft Publisher.
- Сбор и обработка результатов сбора общественного мнения. Я и моя семья.
- Как писать, чтобы всем было интересно. Секреты журналистики. Подготовка материалов буклета для родителей.
- Верстка и выпуск буклета для родителей.
- Закон Ярославской области «О гарантиях прав ребенка в Ярославской области». Подготовка вопросов для опроса учащихся.
- Верстка и выпуск приложения (профилактического листка №3)
- Сбор и обработка результатов сбора общественного мнения. «Я и закон. О гарантиях прав ребенка в Ярославской области.»
- Верстка и выпуск информационного плаката по результатам исследования.
- Какие бывают жанры. Сатирические жанры: Фельетон, юмористический очерк. Разговор с учащимися: Для чего учиться?
- Работаем в сатирическом жанре. Практика. Школьные зарисовки. Наши увлечения.
- Мое будущее. Знакомство с учебными заведениями Ярославля.
- Работаем в информационном жанре. Подготовка информации для букета «Профессии 21 века».
- Верстка и выпуск информационного буклета «Профессии 21 века»
- Программы Microsoft Word, Фотошоп. Роль фотографии в газете.
- Как фотографировать, чтобы было интересно. Идем фотографировать.
- Из истории журналистики. Примеры жизненного подвига.
- Верстка и выпуск приложения (профилактического листка №4)
- Современные печатные издания. Газеты Ярославской области.
- Беседа за круглым столом «Наши общие успехи». Что получилось? Кто и как проявил себя? Задание на лето. «Вокруг нас столько интересного!».
Аналитический этап
- Предварительная диагностика.
- Промежуточные диагностические исследования
- Завершающие диагностические исследования
- Мониторинг результатов обучения по дополнительной образовательной программе и
- результатов личностного развития ребенка в процессе освоения дополнительной образовательной программы объединения.
Связанные с журналистикой темы обычно изучаются повторно каждый год.
Ребята знакомятся с жанрами журналистики, получают представление о профессии журналиста. Они также обучаются умениям работать в компьютерных программах, учатся делать буклет, фотографировать и обрабатывать цифровые фотографии на компьютере, пользоваться Интернетом, искать и обрабатывать информацию.
Самое главное, что тематикой занятий, по сути, является профилактика их девиантного поведения, т.е. профилактическая информация, найденная, обработанная и представленная в газете ими самими.
На занятиях планируются ненавязчивые, в неформальной обстановке беседы о нравственных качествах человека, о человеческих ценностях, о будущем учащихся, о месте дальнейшей учебы.
В конце мая проходят срезы знаний учащихся по теоретической и практической подготовке, общеучебным умениям и навыкам, а так же тестирование уровня личностных качеств.
Однако, содержание газеты меняется, как бы подстраивается под значимые для определенных подростков темы. Учащимся школы предлагалось посетить кабинет социального педагога (одновременно руководителя пресс центра) с предложениями, вопросами, замечаниями в адрес содержания профилактического листка. В течение текущего учебного года к нам обратились 23 учащихся с вопросами и предложениями, которые были использованы в новом плане работы. В частности: учащиеся предложили рассказывать о ребятах, которые ранее состояли на внутришкольном учете в школе, печатать больше фотографий, рассказывать и дальше об увлечениях. Их интересует судьбы наших выпускников. Некоторые были заинтересованные. Так, по просьбе ребят, начата публикация тестов на определение способностей.
Учащиеся, состоящие на внутришкольном контроле в школе, подбирали материал, работая с Интернетом, изучая тексты законов, сведения об учебных заведениях, выбирали иллюстрации.
В газете полностью опубликована подборка «Права, обязанности и ответственность несовершеннолетнего». Оформлена одноименная листовка. Законы также напечатаны отдельно для использования учащимися и учителями. Ребятами были написаны статья об участии их в муниципальном профилактическом мероприятии, а также рассказ о проведенном в классе антиалкогольном классном часе.
Опубликованы сообщения о некоторых учебных заведениях, наиболее популярных среди бывших девятиклассников школы. На эту тему оформлен буклет «Профессии, которые мы выбираем».
Проведен опрос обучающихся 9-х классов «Алкоголь среди нас», вопросы которого были составлены вместе с обучающимися. Организационную работу и анализ мы так же проводили совместно. По итогам написана статья и составлен буклет.
Все материалы этого и предыдущих лет рекомендованы классным руководителям для работы с учащимися и родителями.
в определении своих способностей и наклонностей и их развитии.
Однако не все было осуществлено. Причины различны — от особенностей характеров данной категории детей до субъективных трудностей выполнения некоторых пунктов плана. Например, не проведен опрос среди родителей.
Все это учитывается при дальнейшем планировании, план корректируется в течение учебного года. Иногда он меняется по желанию подростков.
В течение учебного года ученики принимали участие в мониторинге личностного развития, который показал изменения в лучшую сторону таких качеств, как терпение, воля, самоконтроль, самооценка и т.д. Ребята приобрели теоретическую и практическую подготовку, определенные умения и навыки.
- Результативность опыта.
Несомненно, правильным в программе было учесть особенности возраста
ее участников.
Из программы: Учет особенностей подросткового возраста
Подростковый возраст имеет много противоречий:
Ведущей деятельностью подростка является общение, однако они не спешат к разговору по душам, не пускают никого в свою жизнь.
Важным здесь является приобретение чувства самоуважения и солидарности. Однако они зачастую не принимаются в классный коллектив.
Подчас они не имеют полезных увлечений, не знают чем заняться в свободное время, хотя именно в этот период активно развиваются их творческие способности.
Учащиеся, состоящие на учете, имея различные особенности личности и поведения, не всегда воспринимают предлагаемые им одинаковые формы работы. Им неинтересны и скучны обычные формы: беседа, консультация и т.д. Для них характерно стремление к творчеству.
С другой стороны они стремятся к общению, стремятся самоутвердиться, отстаивая свою «взрослость».
Поэтому в основе программы лежат особенности подросткового возраста, а так же индивидуальные особенности самих учащихся.
Работая с учащимися, состоящими на учете, я изучала, на основании наблюдения, а также профессиональных методик и тестов, их склонности, интересы, особенности личности, условия, в которых они живут.
В текущем учебном году на учете состоит 2 учащихся, другие 6 входят в «группу риска». Для составления программы были учтены так же причины постановки учащихся на учет.
Что характерно для наших учащихся?
Интерес к спорту, пользование компьютером, Интернетом. Желание проявить себя, выделиться как личность. С другой стороны, для учащихся, состоящих на учете, особенно важным является социализация.Проблема социализации была актуальна вчера, актуальна сегодня и будет актуальна завтра. Обязанность педагога — создать ребенку «социальную ситуацию развития», среду общения, поле деятельности, адаптировать подростков к современным условиям жизни, воспитать гражданина-патриота, сформировать чувство коллективизма и умение жить и работать в коллективе, воспитать инициативу, самостоятельность, использовать профессиональную ориентацию, развить творческие способности, организовать интересный и плодотворный досуг. Учет особенностей обеспечил успешность каждого из подростков.
Не менее важным было то, что осуществились ожидаемые от программы результаты, приведенные выше.
Фактически:
К концу учебного года учащиеся, состоящие на учете:
- Были заняты в свободное время социально-значимой деятельностью в Пресс центре школы.
2.Узнали некоторые Законы РФ и научились информировать о них.
3.Узнали права и обязанности гражданина РФ и научились защищать себя.
- Узнали, что такое вредные привычки и научились бороться с ними.
- Узнали, где можно получить интересующую информацию (в частности о различных профессиях) и научились сообщать о ней.
- Сейчас они имеют навык работы в компьютерных программах: Microsoft Windows, Microsoft Publisher, Photoshop.
Считаю, что цель: содействие самоопределению и социализации учащихся с девиантным поведением посредством участия в работе Пресс центра школы в основном достигнута с помощью решения задач:
Работа в профилактической газете помогла выработке у подростков собственной нравственной позиции, они стали по-другому оценивать свое поведение.
Очень важным и актуальным результатом стала для них выработка способов борьбы с вредными привычками, в частности с курением, когда сам «курящий» подросток находил, обрабатывал и представлял в газете материал о вреде курения, его последствиях и т.д.
Многие получили знания о своих правах и обязанностях путем самостоятельного поиска и обработки информации для газеты.
Поскольку их возрастная группа в основном 8-9 класс, добытые ими знания о профессиях и способах их получения помогли определиться в профессиональном плане.
Подростки получили представление о профессии журналиста, а так же элементарные знания о жанрах, сборе информации, секретах журналистики, т.е. профессиональные знания о профессии.
Занятия способствовали повышению информационной грамотности, освоению компьютерных программ, используемых в журналистике.
Они получили практику в написании статей в смысле стиля и грамотности.
Занятия помогли им развить свои творческие способности.
Подростки на занятиях получили навыки самостоятельно добывать нужную информацию, вычленять проблемы и искать пути их рационального решения, уметь критически анализировать получаемые знания и применять их для решения все новых задач.
Самое главное, у них возникли возможности самореализации и социализации личности как в результате воспитания, целенаправленного воздействия на них, так и в результате самостоятельного осмысления своей деятельности.
Анализируя результаты срезов и тестирования данной группы ребят, да и просто их интерес к выпуску газеты, а в последнее время и к ведению страницы на сайте школы, делаю вывод об успешности работы программы.
Корсакова Марина Георгиевна