Профилактика девиантного поведения подростков посредством включения их  в социально-значимую деятельность (из опыта работы).

Актуальность педагогического опыта.

13 января в нашей стране празднуют День Российской прессы. Среди десятков тысяч средств массовой информации в настоящее время существует особое его  направление – школьные периодические издания.
Слова «школьная газета» ранее  ассоциировались с вывешенным на стене листом ватмана, наполненного самодеятельными рисунками и рукописными текстовками.  Сегодня в школах выпускаются многотиражные издания – газеты, журналы, альманахи – отпечатанные и размноженные на принтерах и  ксероксах, а нередко – и в настоящих типографиях. Роль их трудно переоценить.

СМИ называют четвёртой властью: именно через средства массовой информации современный человек,  школьник получает возможность  расширить кругозор, быть в курсе происходящих  событий,  быть информированным в сфере политики, права, экономики, культуры. Еще важнее, на мой взгляд,  другая возможность прессы, и в частности школьной, — это возможности самореализации и  социализации личности обучающегося, участвующего в ее работе.

Важный процесс социализации личности проходит как в результате воспитания, целенаправленного воздействия на ребёнка, так и в результате самостоятельного осмысления действительности подростком.

Особенно важна социализация для обучающихся, склонных к девиантному поведению. Поведение этих подростков обращает на себя внимание нарушением норм, несоответствием получаемым советам и рекомендациям, оно  отличается от поведения тех, кто укладывается в нормативные требования семьи, школы и общества. Это поведение, характеризующееся отклонением от принятых нравственных, а в некоторых случаях и правовых норм. Чаще всего такое  поведение — реакция  подростков на трудные обстоятельства жизни. Возможность появления отклонений в поведении связана также с особенностями физического развития, условиями воспитания и социального окружения.

И еще: в последнее время  особо акцентируется  обучение умению самостоятельно добывать нужную информацию, вычленять проблемы и искать пути их рационального решения, уметь критически анализировать получаемые знания и применять их для решения все новых задач.

  1. Ведущая идея опыта.

Все выше перечисленное явилось для меня причиной  связи таких понятий как школьная пресса и обучающийся, состоящий на внутришкольном контроле.

     

Применяю разнообразные формы работы:  индивидуальные: консультация, беседа, советы, пожелания, совместный анализ, встреча «Родители- дети», контроль успеваемости, посещения занятий, поведения, привлечение к общественной работе, анкета, диагностика;

и коллективные: групповая работа, (профилактическая) беседа, викторина, игра,  элементы тренинга, дискуссия, информация, разговор, обучающее занятие,   круглый стол, встреча (с инспектором).

Формы работы традиционные и повторяются из года в год, хотя и являются достаточно действенными. Являясь одновременно руководителем школьного пресс центра, я ясно увидела, что формы работы с подростками, состоящими на контроле, нужно и можно разнообразить и сделать для ребят более значимыми и полезными.

 

3, Цели и задачи, решаемые педагогом.

Таким образом, мною была  создана профилактическая программа

«Пресс центр-приложение. Профилактический листок «Имею право!»

В ней с целью  содействия самоопределению и социализации  учащихся с девиантным поведением посредством участия в работе Пресс центра школы определились  задачи:

В области воспитания:

-содействовать выработке собственной позиции по вопросам морально-нравственной направленности;

— корректировать умение контролировать свое поведение, принимать решения;

— способствовать не только формированию адекватного представления о здоровом образе жизни и вредных привычках, но и  пропаганде ЗОЖ.

В области обучения:

-дать знания о некоторых законах,  о правах и обязанностях  подростка;

-учить умению пользоваться компьютером, оформлять газету, буклет,

способствовать развитию информационной грамотности.

В области развития:

-создать представление о профессии журналиста и об основах журналистики;

-помочь определить и развить свои творческие способности.

 

Не менее важны были и ожидаемые  от программы результаты.

Из программы:  Ожидаемый результат:

 

К концу учебного года учащиеся, состоящие на учете,  будут:

  1. Заняты в свободное время социально-значимой деятельностью в Пресс центре школы.

2.Знать некоторые Законы РФ и уметь информировать о них.

3.Знать права и обязанности гражданина РФ и уметь защищать себя.

  1. Знать, что такое вредные привычки и уметь бороться с ними.
  2. Знать, где можно получить интересующую информацию (в частности о различных профессиях) и уметь сообщать о ней.

6.Иметь навык работы в компьютерных программах: Microsoft Windows, Microsoft Publisher, Photoshop.

 

В настоящее время  накоплен определенный опыт деятельности по  программе, что и составляет суть данного представления.

 

  1. Накопление и систематизация опыта.

Согласно программе, мною был составлен план его реализации.

 

                          План реализации программы

  • Тематические газеты, приложения. О чем писать в тематической газете. Рубрики.
  • Планирование работы с приложениями в газете.
  • Внедренческий этап
  • Макет газеты. Программа Microsoft Publisher-программа газеты.  Как составить план номера.
  • Какие бывают жанры. Информационные жанры журналистики: информация, заметка, отчет, репортаж, интервью. Права и обязанности  подростков в  РФ. Почему нельзя прогуливать уроки?
  • Как писать, чтобы всем было интересно. Секреты журналистики. Конвенция ООН о правах ребенка.
  • Работаем в информационном жанре. Практика. Составляем информацию «Наши права и обязанности»».
  • Верстка и выпуск приложения (профилактического листка №1).
  • Газета и компьютер.   Программа Microsoft Word – наш помощник.
  • Каким должен быть журналист. Нравственные качества человека. Каким  быть нельзя (обман, слабохарактерность). Человеческие ценности.
  • Сбор и обработка результатов сбора общественного мнения.  Курение и алкоголь в среде подростков.
  • Какие бывают жанры. Аналитический жанр- корреспонденция, статья. Закон РФ «Об ограничении курения табака». Влияние табака  на юношей и девушек в подростковом возрасте.
  • Работаем в аналитическом жанре. Практика. Это должен знать каждый. Подготовка материалов для  буклета .
  • Как писать, чтобы всем было интересно. Секреты журналистики. Подготовка материалов для буклета.  Компьютерная программа   Microsoft Publisher- для изготовления буклета.
  • Верстка и выпуск буклета «Как избавиться от вредных привычек» для учащихся.
  • Верстка и выпуск  приложения (профилактического листка № 2).
  • Какие бывают жанры. Литературно- художественные: Очерк, литературный портрет, зарисовка. Закон об образовании: Права и обязанности родителей в РФ.
  • Работаем в литературном жанре. Практика. Моя семья.
  • Газета и компьютер. Возможности программ Microsoft Word   и  Microsoft Publisher.
  • Сбор и обработка результатов сбора общественного мнения.  Я и моя семья.
  • Как писать, чтобы всем было интересно. Секреты журналистики. Подготовка материалов буклета для родителей.
  • Верстка и выпуск буклета для родителей.
  • Закон Ярославской области «О гарантиях прав ребенка в Ярославской области». Подготовка вопросов для опроса учащихся.
  • Верстка и выпуск  приложения  (профилактического листка №3)
  • Сбор и обработка результатов сбора общественного мнения. «Я и закон. О гарантиях прав ребенка в Ярославской области.»
  • Верстка и выпуск  информационного плаката по результатам исследования.
  • Какие бывают жанры. Сатирические жанры:  Фельетон, юмористический очерк.   Разговор с учащимися: Для чего учиться?
  • Работаем в сатирическом жанре. Практика. Школьные зарисовки. Наши увлечения.
  • Мое будущее. Знакомство с учебными заведениями Ярославля.
  • Работаем в информационном жанре.  Подготовка информации для букета  «Профессии 21 века».
  • Верстка и выпуск информационного буклета «Профессии 21 века»
  • Программы Microsoft Word, Фотошоп.  Роль фотографии в газете.
  • Как фотографировать, чтобы было интересно. Идем фотографировать.
  • Из истории журналистики.  Примеры жизненного подвига.
  • Верстка и выпуск  приложения (профилактического листка №4)
  • Современные печатные издания. Газеты Ярославской области.
  • Беседа за круглым столом «Наши общие успехи». Что получилось? Кто и как проявил себя? Задание на лето. «Вокруг нас столько интересного!».

 

Аналитический этап

  • Предварительная диагностика.
  • Промежуточные диагностические исследования
  • Завершающие диагностические исследования
  • Мониторинг результатов обучения по дополнительной образовательной программе и
  • результатов личностного развития ребенка в процессе освоения дополнительной образовательной программы объединения.

 

Связанные с журналистикой темы  обычно  изучаются  повторно каждый год.

Ребята знакомятся с жанрами журналистики, получают представление о профессии журналиста. Они также  обучаются  умениям работать в компьютерных программах, учатся делать буклет, фотографировать и обрабатывать цифровые фотографии на компьютере, пользоваться Интернетом, искать и обрабатывать информацию.

Самое главное, что тематикой занятий, по сути, является профилактика их девиантного поведения, т.е. профилактическая информация, найденная, обработанная и представленная в газете ими самими.

На занятиях планируются ненавязчивые, в неформальной обстановке беседы о нравственных качествах человека, о человеческих ценностях, о будущем учащихся, о месте дальнейшей учебы.

В конце мая проходят срезы знаний учащихся по теоретической и практической подготовке, общеучебным умениям и навыкам, а так же тестирование уровня личностных качеств.

Однако, содержание газеты меняется, как бы подстраивается под значимые для определенных подростков темы. Учащимся школы предлагалось посетить кабинет социального педагога  (одновременно руководителя пресс центра) с предложениями, вопросами, замечаниями в адрес содержания профилактического листка. В течение текущего учебного года к нам обратились 23 учащихся с  вопросами и предложениями, которые были использованы в новом плане работы. В частности: учащиеся предложили рассказывать о ребятах, которые ранее состояли на внутришкольном учете в школе, печатать  больше фотографий, рассказывать и дальше об увлечениях. Их интересует судьбы наших выпускников. Некоторые были заинтересованные.  Так, по просьбе ребят, начата публикация тестов на определение способностей.

Учащиеся, состоящие на внутришкольном контроле в школе, подбирали материал,  работая с Интернетом, изучая тексты законов, сведения об учебных заведениях, выбирали иллюстрации.

В газете полностью  опубликована подборка «Права, обязанности и ответственность несовершеннолетнего». Оформлена одноименная листовка. Законы также напечатаны отдельно для использования учащимися и учителями. Ребятами были написаны  статья об участии их в  муниципальном профилактическом мероприятии, а также  рассказ о проведенном в  классе антиалкогольном классном часе.

 

Опубликованы сообщения о некоторых учебных заведениях, наиболее популярных среди бывших девятиклассников школы. На эту тему оформлен буклет «Профессии, которые мы выбираем».

Проведен опрос обучающихся 9-х классов «Алкоголь среди нас», вопросы которого были составлены вместе с  обучающимися. Организационную работу и анализ мы так же проводили совместно. По итогам написана статья и составлен буклет.

Все материалы этого и предыдущих лет рекомендованы классным руководителям для работы с учащимися  и родителями.

в определении своих способностей и наклонностей и их развитии.

Однако не все было осуществлено. Причины различны — от особенностей характеров данной категории детей до субъективных трудностей выполнения  некоторых пунктов плана. Например, не проведен опрос среди родителей.

Все это учитывается при дальнейшем планировании, план корректируется в течение учебного года. Иногда он меняется по желанию подростков.

В течение учебного года ученики принимали участие в мониторинге личностного развития, который показал изменения в лучшую сторону таких качеств, как терпение, воля, самоконтроль, самооценка и т.д. Ребята приобрели теоретическую и практическую подготовку,  определенные умения и навыки.

 

  1. Результативность опыта.

Несомненно, правильным в программе  было учесть особенности возраста

ее участников.

Из программы:  Учет особенностей подросткового возраста

Подростковый возраст имеет много противоречий:

Ведущей деятельностью подростка является общение, однако они не спешат к разговору по душам, не пускают никого в свою жизнь.

Важным здесь является приобретение чувства самоуважения и солидарности. Однако они зачастую не принимаются в классный коллектив.

Подчас они не имеют полезных увлечений, не знают чем заняться в свободное время, хотя именно в этот период активно развиваются их творческие способности.

Учащиеся, состоящие на учете, имея различные особенности личности и поведения, не всегда воспринимают предлагаемые им одинаковые  формы работы. Им неинтересны и скучны обычные формы: беседа, консультация и т.д. Для них характерно стремление к творчеству.

С другой стороны они стремятся к общению, стремятся самоутвердиться, отстаивая свою «взрослость».

Поэтому в основе программы лежат  особенности подросткового возраста, а так же индивидуальные особенности самих учащихся.

Работая с учащимися, состоящими на учете, я изучала, на основании наблюдения, а также профессиональных методик и тестов, их склонности, интересы, особенности личности, условия, в которых они живут.

В текущем учебном году на учете состоит 2 учащихся, другие 6 входят в «группу риска». Для составления программы  были учтены так же причины постановки учащихся  на учет.

Что характерно для наших учащихся?

Интерес к спорту, пользование компьютером, Интернетом. Желание проявить себя, выделиться как личность.    С другой стороны,  для учащихся, состоящих на учете, особенно важным является социализация.Проблема социализации была актуальна вчера, актуальна сегодня и  будет актуальна завтра. Обязанность педагога —  создать  ребенку  «социальную  ситуацию развития», среду  общения,  поле  деятельности,  адаптировать  подростков  к современным  условиям  жизни,  воспитать  гражданина-патриота,  сформировать чувство коллективизма и умение  жить  и  работать  в  коллективе,  воспитать инициативу,   самостоятельность, использовать профессиональную   ориентацию,    развить творческие способности, организовать интересный и плодотворный досуг. Учет особенностей обеспечил успешность каждого из подростков.

Не менее важным было то, что осуществились ожидаемые  от программы результаты, приведенные выше.

Фактически:

К концу учебного года учащиеся, состоящие на учете:

  1. Были заняты в свободное время социально-значимой деятельностью в Пресс центре школы.

2.Узнали некоторые Законы РФ и научились информировать о них.

3.Узнали права и обязанности гражданина РФ и научились защищать себя.

  1. Узнали, что такое вредные привычки и научились бороться с ними.
  2. Узнали, где можно получить интересующую информацию (в частности о различных профессиях) и научились сообщать  о ней.
  3. Сейчас они имеют навык работы в компьютерных программах: Microsoft Windows, Microsoft Publisher, Photoshop.

 

Считаю, что цель:  содействие самоопределению и социализации  учащихся с девиантным поведением посредством участия в работе  Пресс центра школы в основном достигнута с помощью решения  задач:

 

Работа в профилактической газете помогла выработке у подростков собственной нравственной позиции, они стали по-другому оценивать свое поведение.

Очень важным и актуальным результатом стала для них выработка способов борьбы с вредными привычками, в частности с курением, когда сам «курящий» подросток находил, обрабатывал и представлял в газете материал о вреде курения,   его последствиях и т.д.

Многие получили знания о своих правах и обязанностях  путем самостоятельного поиска  и обработки информации для газеты.

Поскольку их возрастная группа в основном 8-9 класс, добытые ими знания о профессиях и способах их получения помогли определиться в профессиональном плане.

Подростки получили представление о профессии журналиста, а так же элементарные знания о жанрах, сборе информации, секретах журналистики, т.е. профессиональные знания о профессии.

 

Занятия способствовали повышению информационной грамотности, освоению компьютерных программ, используемых в журналистике.

Они получили практику в написании статей в смысле стиля и грамотности.

Занятия помогли им развить свои творческие способности.

 

Подростки на занятиях получили навыки  самостоятельно добывать нужную информацию, вычленять проблемы и искать пути их рационального решения, уметь критически анализировать получаемые знания и применять их для решения все новых задач.

 

Самое главное, у них возникли  возможности самореализации и  социализации личности как  в результате воспитания, целенаправленного воздействия на них, так и в результате самостоятельного осмысления своей деятельности.

 

Анализируя результаты срезов и тестирования данной группы ребят, да и просто их интерес  к выпуску газеты, а в последнее время и к ведению страницы на сайте школы, делаю вывод об успешности работы программы.

 

Корсакова Марина Георгиевна