Автор (ФИО): Тетерина Елена Николаевна
Образовательное учреждение: МОУ Бессоновская СОШ
Населенный пункт: с. Бессоновка Белгородского района, Белгородской области
Вид методической разработки: мастер-класс
Тема: Мастер-класс Применение творческих заданий познавательного характера на уроках ОРКСЭ как условие формирования духовной, нравственной культуры младшего школьника
Раздел библиотеки: Педагогическая лаборатория
Краткая аннотация: Цель мастер-класса:- передача опыта по использованию стратегий критического мышления в групповой работе, применение творческих заданий, как один из способов повышения познавательной активности детей. Задачи: создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов; распространение педагогического опыта. Выстраивание диалога.
Форма мастер-класса: лекция-беседа с использованием компьютерной презентации; практическое занятие.
Наглядность: — раздаточный материал (памятки для учителей, с полным описанием различных приёмов и методов); — материал для выполнения практической работы участниками мастер-класса;
Приёмы: проблемные вопросы и ситуации; творческие задания; вовлечение участников в групповую работу, рефлексия.
Ход мастер-класса
Организационный момент.
— Добрый день, уважаемые коллеги! Когда вы заходили в класс вы выбрали цветную ладошку. Те, кто выбрал оранжевую – того ждёт успех на занятии, фиолетовую предпочли те, кто захотел общения с коллегами, розовую – те, кто будет самым активным. Прошу до конца мастер-класса не потерять её.
- Упражнение — разминка «Нас с тобой объединяет»
Каждый участник, называя своё имя по кругу, обращаясь по очереди к соседу, находит общее между собой и тем человеком, к которому он обращается, заканчивая следующее предложение «Нас с тобой объединяет…»
Цель : снятие напряжение усталости, создание атмосферы психологического и коммуникативного комфорта, пробуждение интереса к коллегам по работе.
Участвуют все педагоги. Анализ упражнения: (обсуждение с коллегами). Чему способствует проведение данного упражнения?(в обсуждении плавно перейти к теме мастер-класса)
Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» объединил нас сегодня на мероприятии. Поэтому в начале мастер-класса предлагаю вам составить синквейн (пятистишье):
Курск ОРКСЭ
Нравственный, полезный
Учит, наставляет, помогает
Много подготовки к уроку.
Внутренний мир.
Мотивация
В своей педагогической практике наблюдаю, что у многих детей возникают проблемы в общении, трудно ребятам высказывать своё мнение, разобраться в своём внутреннем мире, низкий уровень воспитанности, нет мотивации к осознанному нравственному поведению. Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации во всех субъектах Российской Федерации проводится система мероприятий внедрения комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики».
Целью курса ОРКСЭ – является формирование, у школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России. Курс играет важную роль в расширении кругозора учащегося, в процессе формирования порядочного гражданин.
Курс ОРКСЭ выдержан в духе новых образовательных стандартов второго поколения.
Патриарх Кирилл говорил: «Школа обязана не только осуществлять передачу научных знаний, но и уделять должное внимание формированию мировоззрения, позитивной ценностной ориентации обучающихся, приданию обучению, труду, жизни нравственного измерения».
Я веду модуль «Основы мировых религиозных культур и светской этике». По окончанию изучения данного курса наблюдается положительная динамика: учащиеся умеют работать в группе, слушать и слышать друг друга, уважают мнение других, из большого объёма информации умеют выделять главное.
Теоретическая часть.
Данный курс новый, много вопросов, очень важно делиться опытом друг с другом, обсуждать возникающие проблемы. При подготовке к учебным занятиям я поняла, что очень важно найти ту струнку души ребёнка, чтобы вызвать не только интерес к предмету, но и побудить душевные размышления и сопереживания. Значит, традиционного преподавания предмета будет недостаточно. Переход к использованию современных образовательных технологий в преподавании курса требует овладения интерактивными методами обучения и овладения культурой работы и использования ПК, информационными технологиями, работа с интерактивной доской.
При подготовке урока использую такие технологии, как: проблемное и интерактивное обучение; технология познавательного конфликта; проектной и исследовательской деятельности; технология критического мышления.
На уроках осуществляю свою деятельность по следующим направлениям:
приобретение и использование учащимися знаний, полученных в повседневной жизни в ходе своего или на основе чужого опыта;
развитие познавательного интереса, творческих способностей, стремления к самостоятельному приобретению знаний, основываясь на жизненных интересах и потребностях своего ребёнка;
воспитание и уважения к истории и культуре своего народа и народов мира.
Для наиболее полного формирования активного, творческого, самостоятельного, духовнообогащённого, высоконравственного человека помогает мне в работе методы и приёмы технологии критического мышления.
Применение технологии критического мышления дает возможность вырабатывать у учащихся надпредметные умения:
умение работать в группе;
умение графически оформить текстовый материал;
умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию;
умение распределить информацию по степени новизны и значимости; умение обобщить полученные знания;
формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.
Использую такие письменные приёмы, как:
Приём «Написание эссе» (эссе – письменные размышления на заданную тему, соотнести свои мысли и чувства)
«Составление телеграммы» (научит отбирать наиболее важную информацию из прочитанного и представлять ее в сжатом, лаконичном виде)
«Стихотворение по алгоритму» (синквейна, хокку, диаманты – развивают поэтические способности учеников)
Прием «Нарисуйте счастье» (приемы психорисунка дают возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир через зрительные образы. Можно дать задание нарисовать совесть, месть, добро, зло и затем объяснить свои рисунки)
Прием «Письмо по кругу» (предполагает групповую форму работы. Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы.).
Один из приёмов технологии критического мышления – кластера.
Кластер – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».
Практическая часть.
Предлагаю вам обыграть фрагмент урока из модуля «Основы светской этике» по теме: «Семья – самое ценное в жизни человека» с использованием кластера. Послушайте китайскую притчу.
ЛАДНАЯ СЕМЬЯ (китайская притча)
Жила-была на свете семья. Не простая семья. Более 100 человек насчитывалось в ней. Мало ли таких семей? Да, не мало. Но это семья была особая. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки. И решил он проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его порадовалась: чистота и порядок, красота и мир. Хорошо детям, спокойно старикам.
Удивился владыка и решил узнать, как добилась всего этого семья. Пришел он к старейшине. «Расскажи»,- говорит. Долго писал что-то на бумаге старейшина. А, когда написал, протянул владыке. Всего 3 слова были написаны на бумаге: «ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ» А в конце листа: « СТО РАЗ ЛЮБОВЬ, СТО РАЗ ПРОЩЕНИЕ, СТО РАЗ ТЕРПЕНИЕ».
-И все?
-Да, – отвечал старик, – это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.- И подумав, добавил: “И мира тоже”.
Предлагаю для кластера взять образ дома, где строительство крепкой семьи начнётся с фундамента. Ключевое слово – СЕМЬЯ. По кирпичикам будем строить крепкую, дружную семью. Какие кирпичи нам понадобятся (любовь, прощение, уважение, терпение, радость, помощь) Закрываем крышей (защита) и через трубу выгоняет всё то, что может её разрушить.
Работа с пословицами и поговорками. А сейчас давайте поиграем. Уверена, что вы знаете много пословиц и поговорок об учебе. Поэтому вы легко сумеете собрать «рассыпавшиеся» пословицы и поговорки, объяснить их смысл. Конец — делу венец. Кончил дело – гуляй смело. Учись смолоду — пригодится в старости. Работаем над толкованием пословиц. Конец — делу венец. Венец-украшение на голову в виде короны, в данном случае украшение оконченного дела, то есть, важен окончательный результат. Кончил дело – гуляй смело — закончил дело, работу, выполнил учебное задание — можешь быть «свободен», гуляй и играй, не думая о деле. Учись смолоду — пригодится в старости. Пока молод, надо учиться разным наукам, все эти знания пригодятся в жизни. Пословицы могут использоваться как дидактический и воспитательный материал на разных этапах урока: на этапе подготовки к изучению нового материала, на этапе творческой работы учащихся или повторения изученного. В любой работе, направленной на воспитание детей невозможно обойтись без поддержки и помощи родителей. Стало традицией на классных родительских собраниях проводить беседы на нравственные темы. Организую такую систему занятий, чтобы родители «шли в ногу» с детьми. Спорим, рассуждаем, выслушиваем мнения и советы друг друга. Это помогает сблизиться и найти совместное решение различных проблем, как в воспитании, так и в обучении. В ходе работы с родителями мной используется дифференцированный подход, который строится на выделении 4 типов семей, сгруппированных по принципу возможности использования их нравственного потенциала для воспитания своего ребёнка, детей класса: В практике организации педагогической деятельности используются массовые, групповые, индивидуальные формы работы с родителями. Осуществляется данная деятельность по двум направлениям: 1.Психолого-педагогическое просвещение родителей, этому направлению отводится значительное место, используются такие формы работы как: индивидуальные и тематические консультации, родительские конференции, педагогические практикумы и дискуссии. 2. Вторым направлением деятельности с родителями является вовлечение их в учебно-воспитательный процесс в рамках преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики». Реализация данного направления осуществляется с применением таких форм деятельности как: Рассказы о семье, прозвучавшие в классе, стали еще одним объединяющим фактором в ученическом взаимодействии (например, интересными стали рассказы и рисунки учащихся о праздновании традиционных семейных праздников). |
Интерактивная игра «Виртуальный диалог с великими людьми» (4 минуты)
Участникам методической мастерской предлагаю порассуждать на данную тему в интерактивной игре «Виртуальный диалог с великими людьми». |
Как Вы понимаете эти высказывания? На что открывает глаза такое мнение великих людей? Спасибо за ваше мнение, коллеги!
Стержнем, основой духовной культуры является гуманное отношение человека к человеку. Поэтому формирование у детей позиции открытости, доверия, дружелюбия – непременное условие воспитания нравственной культуры. Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.
Итак, я предлагаю вам, коллеги, порассуждать: что же является основным источником нравственного опыта?
Это, прежде всего, учебная деятельность. Нравственное развитие на занятиях осуществляется через содержание программного и дидактического материала, самой организацией занятия: устные журналы, беседы, лекции, уроки вежливости, уроки хороших манер, анкетирование, диспуты, конференции, праздники вежливости и т.д.
Какие же особенности духовно – нравственного воспитания на занятии позволяют посеять ценные семена?
Это приобщение детей к истокам русской народной культуры, воспитание любви, сострадания, сочувствия, соучастия. Формирование представлений о духовно- нравственных ценностях (семья, честь, добро, любовь, верность). Это наши семена.
А чтобы наши семена дали дружные всходы, им необходима постоянная подпитка, особая атмосфера, климат. Какие, на ваш взгляд пути и средства на уроке будут способствовать духовно — нравственному развитию ребенка?
В модели появляются Капельки:
— продуктивная деятельность;
— взаимодействие с родителями;
— праздники и развлечения;
— игровая деятельность;
— индивидуальная работа;
— экскурсии.
Только на таких занятиях «появляются ростки»
Итоги мастер – класса. (3 минуты)
Положите свою ладонь на выбранную в начале нашей встречи заготовку. Прочувствуйте ситуацию. Каждый палец – это какая-то ваша позиция, ваше мнение о нашей встрече. В течение полминуты допишите любую фразу:
Большой палец – сегодня для меня было важно и интересно…
Указательный — я получил рекомендации…
Средний — мне было трудно…
Безымянный – моя оценка мастер-класса…
Мизинец — для меня было недостаточно…
Я считаю, что каждый ребенок в праве выбирать краски и кисти в создании своей судьбы. Но ему нельзя позволить «хватать» первое попавшееся. Он должен увидеть все. Задача педагога: направить ребенка к краскам и кистям — Доброго, Вечного, Прекрасного, а какие оттенки им будут выбраны — решать только ему.
1. Упражнение-разминка «Нас с тобой объединяет»
2.Синквейн Курс ОРКСЭ 3.Фрагмент урока ЛАДНАЯ СЕМЬЯ (китайская притча) ЛАДНАЯ СЕМЬЯ (китайская притча) Жила-была на свете семья. Не простая семья. Более 100 человек насчитывалось в ней. Мало ли таких семей? Да, не мало. Но это семья была особая. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки. И решил он проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его порадовалась: чистота и порядок, красота и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка и решил узнать, как добилась всего этого семья. Пришел он к старейшине. «Расскажи»,- говорит. Долго писал что-то на бумаге старейшина. А, когда написал, протянул владыке. Всего 3 слова были написаны на бумаге: «ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ» А в конце листа: « СТО РАЗ ЛЮБОВЬ, СТО РАЗ ПРОЩЕНИЕ, СТО РАЗ ТЕРПЕНИЕ». -И все? -Да, – отвечал старик, – это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.- И подумав, добавил: “И мира тоже”.
|
4. Работа с пословицами и поговорками
Венец, делу, конец — 1-ая группа. «Полезно учиться наукам и художествам, но необходимо жить по — христиански, по православному» (святой Тихон Задонский) 2-я группа. Как Вы понимаете эти высказывания? На что открывает глаза такое мнение святых людей? Рефлексия |