Артикуляционная гимнастика.

Автор: Руга Татьяна Владимировна

Образовательное учреждение: МБДОУ «Черлакский детский сад №2»

Населенный пункт: р.п. Черлак, Омская область

Тема: Артикуляционная гимнастика.

Раздел библиотеки: Педагогическая лаборатория

Зоопарк.

Жил – был на свете Язычок, и захотел он пойти в зоопарк.

А вместе с Язычком отправимся в зоопарк и мы: будем изображать всех животных, которых Язычок встретит.

Бегемотики.

Вот пришёл Язычок в зоопарк и видит, что в пруду сидит кто – то огромный, гора и рот широко открывает. Это был… бегемот.

Описание упражнения: открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении до счёта «пять», потом закрыть рот. Повторить 3-4 раза.

Рот пошире открываем,

В бегемотиков играем:

Широко раскроем ротик,

Как голодный бегемотик.

Закрывать его нельзя,

До пяти считаю я.

А потом закроем рот –

Отдыхает бегемот.

О. Перова.

Лягушки.

Посмотрел Язычок на бегемотиков и только хотел отправиться дальше, как слышит: ква –ква. Это были… Правильно, лягушки. Давайте изобразим, как лягушки улыбались.

Описание упражнения: улыбнуться, показать сомкнутые зубки.

Удерживать губы в таком положении до счёта «пять» (до счёта «десять»), затем вернуть губы в исходное положении. Повторить 3-4 раза.

Подражаем мы лягушкам:

Тянем губы прямо к ушкам.

Вы сейчас тяните губки-

Я увижу ваши зубки.

Мы потянем – перестанем

И нисколько не устанем.

М. Синицына.

Слон.

Идёт Язычок Дальше. Ой, кто это такой большой, с длинным носом? Да это же… слон! Давайте покажем, какой у слона хобот?

Описание упражнения: сомкнутые губы вытянем вперёд и удерживаем в таком положении до счёта «пять» (потом до счёта «десять»), вернуться в исходное положение.

Смотрит Язычок на слона, а тот стал набирать хоботом воду и поливать себя и слонёнка.

Описание упражнение: вытянуть вперёд губы трубочкой и «набирать»

Водичку, слегка причмокивая при этом.

Я водичку набираю

И ребяток поливаю!

Буду подражать слону!

Губы «хоботом» тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

М. Синицина.

Змея.

Полюбовался Язычок слоном и пошёл к другой клетке. А там никого нет, только длинный резиновый шланг валяется посредине. Но вдруг шланг зашевелился, и Язычок увидел, что это… змея. Давайте изобразим змею.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот; высунуть язычок из рта, затем спрятать. Повторить 3 -4 раза.

Подражаем мы змее,

С ней мы будем наравне:

Высунем язык и спрячем,

Только так, а не иначе.

М. Синицина.

Лошадка.

Понаблюдал Язычок за змейкой и пошёл дальше. Видит, лошадка детей катает. Захотел и сам Язычок прокатится: «Лошадка, покатай меня?».

А лошадка отвечает: «Конечно!»

Сел Язычок на лошадку, крикнул «но!» и поскакал. Давай покажем, как Язычок катался на лошадке.

Описание упражнения: улыбнуться, широко открыть рот, щёлкать языком громко и энергично. Стараться, чтобы нижняя челюсть была неподвижна, «прыгал» только язык.

Я – весёлая лошадка,

Тёмная, как шоколадка.

Язычком пощёлкай громко –

Стук копыт услышишь звонкий.

М. Синицына.

Расчёска.

Покатался Язычок на лошадке и вдруг увидел себя в зеркале: «Ах, какой я стал лохматый! Наверное, очень быстро на лошадке мчался! Надо причесаться! Достал Язычок расчёску и начал причёсываться. Давай покажем, как он это делал.

Описание упражнения: улыбнуться, закусить язык зубами. «Протаскивать» язык между зубами вперёд – назад, как бы «причёсывая» его.

С волосами я дружу,

Их в порядок привожу.

Благодарна мне расчёска.

А зовут меня… расчёска.

М. Синицына.

Часики.

Привёл Язычок себя в порядок и вдруг подумал: а не пора ли ему идти домой? Надо только узнать который час. Покажи, как работают часики!

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот. Тянуться языком попеременно — то к левому углу рта, то к правому. Повторить 5-10 раз.

Тик – так, тик – так.

Язычок катался так,

Словно маятник часов,

Ты в часы играть готов?

М. Синицына.

Шарики.

Узнал Язычок, который час. К сожалению, было уже поздно: пора возвращаться домой. А подарок маме? Купил Язычок несколько воздушных шариков и стал их надувать, но, к сожалению, некоторые их них лопались. Покажи, как Язычок надувал шарики.

Описание упражнения: надуть одну щёку – сдуть. Затем надуть другую и сдуть. Надувать попеременно 4-5 раз.

Я надул волшебный шарик,

Укусил его комарик.

Лопнул шарик. Не беда!

Новый шар надую я.

«До свидания, зоопарк!» — сказал Язычок и пошёл домой.

Ты помнишь, как вместе с Язычком ходил в зоопарк?

Кого Язычок увидел сначала? А потом? Ты помнишь, кого раньше увидел Язычок: змею или лошадку?

А кого Язычок в зоопарке увидел позже: лягушек или бегемотика? А теперь попробуй рассказать и изобразить, кого видел и что делал Язычок в зоопарке.

Указание для взрослых: вы должны следить, чтобы ребёнок выполнял упражнения правильно и чётко, вначале – под счёт взрослого.

Сказка.

Весёлая прогулка.

Жил – был Язычок в своём домике. Проснулся он рано утром, открыл окошко, посмотрел, какая погода, а потом отправился опять в домик.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот; сильно высунуть язык и затем спрятать его (рот не закрывать!) Повторить 3-4 раза.

Потом посмотрел Язычок налево, посмотрел направо: гуляют ли дети на улице?

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, тянуться язычком то к левому, то к правому углу рта. Повторить 6-8 раз.

После этого посмотрел Язычок из окошка вниз: нет ли луж? А потом вверх: светит ли солнышко?

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, опустить язык вниз – к подбородку, затем поднять язык к носу. Повторить 4-5 раз. Следить, чтобы рот был всё время открыт, а нижняя губа не помогала языку подниматься вверх.

Ёжик, цветы.

Увидел Язычок, что погода хорошая, и побежал гулять во двор. Только сошёл с крыльца, как услышал, что в траве кто – то шуршит. Присмотрелся Язычок, повнимательней: из травы иголки торчат.

Это был… Ёжик. Он бежал в траве по кругу: то в одну сторону, то в другую. Давай покажем, как бегал ёжик.

Описание упражнения: совершать круговые движения языком между зубами то в одну сторону, то в другую. Рот при этом закрыт.

Убежал ёжик в клумбу с цветами. Цветочки были такие красивые, что Язычку захотелось их понюхать. Понюхал он один цветок и воскликнул: «Ах, как пахнет!» Понюхал другой и опять воскликнул: «Ах, как пахнет!».

Описание упражнения: вдох через нос – «нюхать» цветок; на выдохе произнести: «Ах, как пахнет!» Повторить 2-3 раза.

У меня в иголках шёрстка

И в норе запасов горстка.

Лучше ты меня не трожь!

Я – колючий серый ёж!

О. Перова.

Футбол.

Посмотрел Язычок по сторонам, увидел, что ребята в футбол играют, и захотел присоединиться к ним. Давай и мы со всеми поиграем в футбол.

Описание упражнения: рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку так, чтобы под щекой «надувались мячики».

Поиграли ребята с Язычком, а потом решили соревнование устроить: кто дальше мяч загонит.

Описание упражнения: вытянуть губы трубочкой и дуть на ватный шарик. Вдох – через нос, выдох – через рот. Следить, чтобы щёки не надувались.

Во дворе народ толпится.

Там идёт футбольный матч.

И вратарь наш, Генка Спицын,

Пропустить не должен мяч.

Потому что наблюдает

За игрой из окна

Катерина. Всякий знает:

Генке нравится она.

Н. Тегипко.

Качели.

После футбола захотелось Язычку покататься на качелях: вверх – вниз! Весело качаться с Язычком на качелях!

Описание упражнения: улыбнуться, открыть широко рот, на счёт «раз» — опустить кончик языка за нижние зубы, на счёт «два» — поднять язык за верхние зубы. Повторить 4-5 раз.

Сели дети на качели

И взлетели выше ели.

Даже солнышка коснулись,

А потом назад вернулись.

Н. Тегипко.

Индюк.

Слез Язычок с качелей и вдруг увидел грозного сердитого индюка. Индюк стоял посреди двора и страшно ругался. Давай покажем, как ругался индюк.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх, двигать языком по верхней губе вперёд- назад, произнести: была – была – была…

Я – индюк «балды — балда».

Разбегайтесь кто куда.

Месим тесто.

Испугался Язычок и убежал домой к маме. А в доме пахло чем- то вкусным: это мама готовила тесто для блинов и пирогов. Язычок стал ей помогать месить тесто и скалкой его раскатывать. Давай и мы поможем Язычку.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, покусать язык зубами – та – та – та…; пошлёпать язык губами – пя –пя – пя…; закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием.

Тесто мнём, мнём, мнём,

Тесто жмём, жмём, жмём,

После скалку мы возьмём,

Тесто тонко раскатаем, Выпекать пирог поставим.

Раз, два, три, четыре, пять,

Не пора ли вынимать?

О.Перова.

Блинчики.

Помог Язычок маме тесто месить, и стали они блины печь. Давай покажем, какой у Язычка получился блинчик.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать его неподвижно под счёт взрослого до пяти; потом до десяти.

Испекли блинов немножко,

Остудили на окошке.

Есть их будем со сметаной,

Пригласить к обеду маму.

О.Перова.

Вкусное варенье.

Стала мама, с Язычком блинчики есть, со сметаной и ароматным вкусным вареньем, да все губы испачкали.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, облизать языком верхнюю, а затем нижнюю губу по кругу. Выполнять в одну, а затем в другую сторону. Повторить 4-5 раз.

Посмотри внимательно, всё ли варенье слизали? Ой, немного на верхней губе осталось! Давай и это варенье слижем.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот; не закрывая рот, облизывать языком верхнюю губу; нижней губой стараться язык не поддерживать. Повторить 4-5 раз.

Блин мы ели с наслаждением-

Перепачкались вареньем.

Чтоб варенье с губ убрать,

Ротик нужно облизать.

М.Синицына.

Чашка.

Поел Язычок блинчиков с вареньем и решил чаю выпить. Давай покажем, какая у него чашка.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и тянуть его к носу. Стараться, чтобы бока язычка были загнуты в виде чашечки (чтобы чай не пролился).

Стараться не поддерживать язык в таком положении под счёт до пяти, потом до десяти.

Повторить 3-4 раза.

Вкусных мы блинов поели,

Выпить чаю захотели,

Язычок мы к носу тянем,

Чашку с чаем представляем.

М. Синицына.

Чистим зубки.

Попил Язычок из своей чашки, а мама ему и говорит: «Язычок, пора спать!»

Перед сном Язычок пошёл умываться и… правильно, чистить зубки.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, кончиком языка сильно «почистить» за нижними зубами (влево – вправо) под счёт взрослого (7-8 раз).

Затем поднять язычок вверх и почистить за верхними зубами (рот при этом широко открыт). Повторить 8-10 раз.

После того как Язычок почистил зубки, он принялся полоскать ротик. Давай ему поможем!

Описание упражнения: рот закрыть, имитировать полоскание рта.

Умылся Язычок и пошёл спать.

Зубки нужно чистить дважды:

Каждое утро и вечер каждый.

Приключения Язычка.

Лягушка и слоник.

Жил – был маленький Язычок. У него были друзья: лягушка и слоник.

Давай и мы будем превращаться то в лягушку, то в слона.

Описание упражнения: на «раз» — улыбнуться, показать сомкнутые зубки, удерживать губы в таком положении; на счёт «два» — сомкнутые губки вытянуть вперёд и удерживать в таком положении. Чередовать движения «лягушка — слоник» под счёт «раз — два». Повторить 5-6 раз.

Раз лягушка с толстым брюшком,

Два – большой и добрый слон.

Ежедневно на опушке, Посадив её в кадушку,

Как под душем, ту лягушку

Поливал из шланга он.

Н. Тегипко.

Киска сердиться.

У язычка была любимая кошечка. Когда киска сердилась, то выгибала спинку.

Давай покажем, как киска сердилась и выгибала спинку.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть за нижние зубы, «спинку» выгнуть, а боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счёт до восьми, потом до десяти.

Киска любила, когда ей гладим спинку. Тогда она перестала сердиться и становилась доброй. Давай погладим кошку.

Описание упражнения: язык в положении «сердитая кошка; прижать его верхними зубами и «почесать» в направлении от края языка к кончику. Повторить 5-6 раз.

Выгляни в окошко –

Там увидишь кошечку.

Кошка спинку выгнула,

Зашипела, прыгнула…

Рассердилась киска-

Не подходите близко!

М. Синицына.

Парус.

Пустил Язычок лодочку в ручеёк, а сам побежал по берегу, чтобы посмотреть, далеко ли она уплывёт. Вдруг Язычок увидел маляра, который ярко- синей краской красил крышу дома. Давай покажем, как маляр крышу красил.

Описание упражнения: Улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка проводить по нёбу от верхних зубов до горла и обратно. Выполнять медленно, под счёт до восьми.

Я сегодня утром встал

И посёлок не узнал:

Каждый столб и каждый дом

Был покрашен маляром.

Если хочешь жить, как в сказке,

Позови на помощь краски!

Н. Тегипко.

Гриб.

Пока Язычок смотрел, как маляр забор красит, лодочка с парусом уплыла далеко- далеко.

Бросился Язычок догонять лодочку. Вдруг в траве что – то мелькнуло. Остановился Язычок посмотреть и увидел, что это гриб.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, «приклеить» (присосать) язык к нёбу. Следить, чтобы при этом рот был широко открыт. Если не получается сразу «приклеить» язычок к нёбу, предложите ребёнку медленно пощёлкать языком. Пусть малыш почувствует, как язычок «присасывается» к нёбу.

Под берёзой, у дорожки

Гриб растёт на толстой ножке.

Мимо мы пройти не сможем,

Гриб в лукошке мы положим.

Дятел.

Насобирал Язычок полную корзинку грибов и вдруг слышит: кто – то стучит. Поднял голову вверх – а это дятел сидит на сосне и стучит по стволу клювом. Давай изобразим, как стучит дятел.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой «ударять» по бугоркам за верхними зубами и произносить звуки: «д-д-д».

Выполнять 10-20 секунд сначала медленно, затем всё быстрее и быстрее.

Следить, чтобы «работал» только кончик языка, а сам язык не прыгал.

Потом дятел стал стучать по – другому.: «д – дд – д -дд» (выделенный звук произносится сильнее). «Постучи » и так языком 1-15 секунд.

А потом вот так «дд — Д -дд».

Выполнять 10-15 секунд.

Дятел на стволе сидит,

Клювом по нему стучит.

Стук да стук,

Раздаётся громкий звук.

М. Синицына.

Комарик.

Послушал Язычок, как дятел стучит, и дальше пошёл. Вдруг кто – то тонко запищал над его ухом, и Язычок почувствовал, что кто – то укусил его за брюшко. «Ах ты, злой, противный комарик!» — закричал Язычок и стал ловить комарика. Давай покажем, как звенел злой комар.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть широко рот, поднять язык вверх и упереть его в бугорки. Пытаться произнести «дзззз», но не отрывисто, а протяжно, в течение 10-15 секунд. Помнить, что комар злой, поэтому нажимать языком на бугорки энергично.

Прилетает по ночам,

Не даёт он нам:

Зло звенит, над ухом вьётся,

Только в руки не даётся.

М. Синицина.

Гармошка.

Не поймал Язычок комарика и грустный пошёл домой. Вдруг он услышал весёлые звуки гармошки. «Интересно, кто это играет? Пойду, посмотрю!» — подумал Язычок и побежал на полянку.

Видит, заяц на пенёчке сидит и на гармошке весёлые песенки поёт.

Давай и мы сыграем на гармошке.

Описание упражнения: улыбнуться, широко открыть рот, «присосать» язык к нёбу. Не отпуская язык, сильно опустить нижнюю челюсть, закрыть рот и опять широко открыть, не меняя положения языка. Повторить 4 – 5 раз.

Ну — ка, рот пошире, крошки.

Поиграем на гармошке!

Язычок не отпускаем,

Только ротик открываем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Нам не трудно повторять!

О. Перова.

Заведи моторчик.

Сыграл зайчик свою весёлую песенку и говорит Язычку: «Помоги мне завести мотор в машине, а я за это тебе дам порулить!» И стал Язычок помогать зайцу мотор заводить. Давай и мы попробуем завести моторчик.

Описание упражнения: улыбнуться, широко открыть рот, поднять язык вверх, с силой ударить кончиком языка по бугоркам за верхними зубами и произнести: «дын – дын — дын» Повторять в течение 5-10 минут.

А теперь давай заведём мотор вот так: «Дын – дын, дын».

Повторить 4-5 раз.

Помог Язычок зайчику мотор завести, и поехали они к зайчику на огород поливать капусту.

По шоссе машина мчит,

Во все стороны рычит.

За рулём лихой шофёр,

«Дын – дын — дын» — гудит мотор.

Ну, давай поможем зайке:

Заведём скорей мотор.

И до солнечной лужайки

Довезёт его шофёр.

По ухабам серый зайка –

«Дын – дын — дын» — летит вперёд,

И успеет на лужайке

Прополоть он огород.

Н. Тегипко.