Автор: Усенко Анна Владимировна
Образовательное учреждение: ГБДОУ №17
Населенный пункт: г. Санкт-Петербург
Тема: Игры и упражнения по формированию грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста.
Раздел библиотеки: Педагогическая лаборатория
«Чудесный мешочек»
Цель: формировать умение называть правильно предметы одежды, их отдельные части, основные свойства.
Оборудование: кукла, платье, кофта, куртка, штаны, шорты.
Ход:
Воспитатель — к нам в детский сад пришла Маша. Маша, что у тебя в мешке? Можно посмотреть? Что это?
Дети — платье.
Воспитатель — какое платье?
Дети — красное, красивое и т.п.
Воспитатель — кладем платье на стол. А это что?
Дети — кофта.
Воспитатель — какая кофта?
Аналогичным образом воспитатель достает штаны, рубашку и др.
Воспитатель — теперь Маша с вами хочет поиграть. Она спрятала все вещи в мешочек. Маша опустит руку в мешочек, возьмет вещь и расскажет вам про нее, а вы должны догадаться, что у Маши в руке. Слушайте внимательно. Оно короткое, красивое. Что это?
Дети — платье
Воспитатель — Они длинные, черные. Что это?
Дети — штаны
Воспитатель — Она теплая, вязанная. Что это?
Дети — кофта
Воспитатель — Она большая, красная. Что это?
Дети — куртка
Воспитатель — Теперь найдите и положите в мешочек вещи. Что осталось?
Дети — шорты
Воспитатель — Это все — одежда. Спасибо, Маша, что пришла к нам. До свидания.
«Один — много»
Цель: формировать умение образовывать категорию множественного числа.
Оборудование: наглядные картинки с изображением предметов одежды: шапка, шуба, юбка, кофта, футболка.
Ход: В гости к детям приходит кукла Маша. Рассказывает, как она ходила в магазин и рассматривала вещи.
Шапка — шапки (много чего?) — шапок
Кофта — кофты — много кофт
Юбка — юбки — много юбок
Футболка — футболки — много футболок
Шуба — шубы — много шуб
«Назови ласково»
Цель: побуждать образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Ход: Воспитатель называет предмет маминой одежды, а ребенок Таниной.
— У мамы платье, а у Тани…платьице
— У мамы кофта, а у Тани…кофточка
— У мамы куртка, а у Тани …курточка
— У мамы шарф, а у Тани…шарфик и т. д.
«Дай — бери»
Цель: Побуждать образовывать повелительную форму глагола.
Оборудование: Кукла и предметы ее одежды.
Ход: Для этого варианта понадобится кукла и ее одежда. У педагога — кукла, у ребенка — ее одежда. Педагог, постепенно одевая куклу, просит у ребенка предметы одежды: «Дай чулки», «дай туфли» и т.д. В ответ на эти просьбы ребенок дает нужную вещь, сопровождая ее речью: «Берите» (или: «Берите туфли», «Возьмите туфли») Если у ребенка лишь лепетная речь, то он произносит короткое слово: «На».
При повторении игры роли меняются. Теперь уже ребенок просит у педагога или другого ребенка вещи куклы.
«Чьи вещи?»
Цель: Побуждать детей пользоваться простым распространенным предложением с дополнением, стоящим в родительном падеже.
Оборудование: Картинки: халат, мама, шорты, мальчик, рубашка, папа, куртка, дедушка, платок, бабушка, платье, девочка.
Ход: Педагог предлагает детям рассмотреть картинки, подумать и ответить на вопрос: «Чьи это вещи?». Педагог дает образец ответа, например: «Халат мамы». Дальше дети отвечают самостоятельно: «Шорты мальчика», «Платье девочки», «Куртка дедушки», «Рубашка папы», «Платок бабушки» и т.д.
«Какую одежду носит девочка?»
Цель: Побуждать детей правильно употреблять в речи нарицательные имена существительные в именительном и винительном падежах единственного числа.
Оборудование: Две куклы.
Ход:
Вариант 1. Педагог садится напротив детей. На столе две куклы: одна — в одежде девочки, другая — в одежде мальчика. «Посчитаем, сколько девочек в нашей группе»,— говорит педагог, показывает рукой на каждую девочку, называет ее имя и, наконец, указывает на куклу и говорит: «А вот еще одна девочка. Как хорошо она одета! Подойди, Лена, скажи, какая одежда на кукле». Лена называет, например: «Юбка». Следующий ребенок: «Белая кофточка». Третий: «Фартук с карманом». На девочках дети также находят юбку, фартук с карманами, кофточку, бантик. Подобным образом игра проводится и с куклой-мальчиком.
Вариант 2. Педагог задает вопрос следующим образом: «Что надела кукла?»
Образец речи детей: «Кукла надела кофту»; «Кукла надела юбку».
«Я — ты»
Цель: Формировать умение детей спрягать глаголы.
Оборудование: Картинки с одеждой
Ход: Педагог сообщает детям, что сегодня они отправятся в магазин «Одежды». Педагог убирает ширму, и дети подходят к столу, на котором картинки с одеждой. Педагог говорит детям о том, что он продавец, а они покупатели. Покупатели по очереди выбирают понравившуюся одежду. Педагог спрашивает: «Что ты купил?» Ребенок отвечает: «Я купил штаны». Затем покупатель поворачивается к детям и спрашивает у них: «Что я купил?» Один из детей отвечает: «Ты купил штаны» и т. д.
Самый активный из детей при повторении игры может стать продавцом.
«Магазин одежды»
Цель: Формировать умение детей выражать просьбу одним-двумя словами «дай то-то», закрепить название одежды.
Оборудование: Предметы детской одежды.
Ход: Раскладываются предметы одежды. К продавцу подходит покупатель и просит подать ему понравившуюся одежду. Продавец спрашивает: «Что вам надо?» Покупатель: «Дайте зеленые штаны» (красное платье, серую шубу, желтую юбку и т.п.)
«Что лишнее?»
Цель: Формировать представление об одежде, развитие логического мышления, внимание, развитие умения классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать.
Оборудование: Картинки
Ход: Педагог показывает детям картинки, просит назвать их, показать лишнюю картинку и объяснить, почему она лишняя.
— юбка, брюки, мяч, кофта. Что лишнее?
Дети: Мяч, потому что это игрушка.
«Зимняя или летняя?»
Цель: формировать умение детей классифицировать одежду по временам года
Оборудование: картинки с одеждой, картинки с характерными признаками времени года.
Ход: выставляются карточки с изображением сезонных изменений: солнце, снежинка, цветок, грибы. Ребенку надо подобрать одежду для времени года.
Снежинка — шуба, шарф, варежки, шапка
Солнце — футболка, шорты, юбка, панама
Грибы — куртка, шапочка
Цветы — кофта, куртка