Экологический проект младшей группе.

Автор: Заянцева Ирина Борисовна

Образовательное учреждение: МДОУ д/с «Родничок»

Населенный пункт: с. Турочак, Республика Алтай

Тема: Экологический проект младшей группе: «Кто в домике природы живет?»

Раздел библиотеки: Педагогическая лаборатория

Тип проекта:

По доминирующей деятельности: творческо-информационный
По характеру контактов: внутри детского сада, в контакте с семьей.
По количеству участников: со всеми воспитанниками группы второго раннего возраста.
По продолжительности: краткосрочный
Проблема:

Дети мало знают о диких животных и среде их обитания.

Актуальность:

Слушая рассказы детей о тех впечатлениях, наблюдениях, которые они получают от родителей, от просмотра телевизора, в детском саду выяснилось, что чаще всего дети рассказывают о животных. У ребят появляется много вопросов о жизни животных, ответы на которые мы вместе ищем в научной и художественной литературе, из личных наблюдений и личного опыта. Считаю, что благодаря разработке и внедрению этого проекта дети познакомятся с описанием жизни, повадок животных в природе; получат научно-достоверные знания о животном мире; обогатится их речь, пополнится словарный запас.

Цель проекта:

Формирование основ экологической культуры, представлений об обитателях леса, их среде обитания, осознанно-правильного отношения к представителям животного мира.

Задачи:

Формировать познавательный интерес и представления о животном мире наших лесов.
Знакомить детей с животным миром через чтение художественной литературы о животных, прослушивание аудио записей.
Обучать навыкам художественного исполнения различных образов в инсценировках и играх.
Воспитывать эстетические чувства и эмоциональную отзывчивость.
Привлечь родителей к более тесному сотрудничеству в процессе проекта
Развивать связную речь детей, обогащать словарь детей.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

Формирование знаний об обитателях леса, их детенышах, повадках и среде обитания. Формирование основ экологической культуры
Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
Активное включение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
Воспитание бережного и осторожного отношения к живой природе.

Этапы проекта

1 Этап. Подготовительный.

· Выбор темы проекта.

Постановка целей, задач.
Определение методов.
Подбор художественной литературы: Стихи, потешки для развития мелкой моторики, загадки.
Подбор игр
Создание видеотеки видео мультфильмов с героями диких животных.

2 Этап. Реализация проекта.

В процессе организованной образовательной деятельности, в режимных моментах и в процессе игровой деятельности знакомить с обитателями леса, их детенышами, средой обитания.
Участие родителей в реализации проекта
Формы работы:

Дидактические игры
Подвижные игры
Пальчиковые игры
Речевые игры
Сюжетно ролевые игры
Театрализованная деятельность
Продуктивная деятельность
Чтение художественной литературы
Музыкально-ритмические движения

Реализация проекта в разных видах деятельности

Игровая: «Что за зверь?», «Кто в тереме живет?», «Кто лишний?», «Кого не стало?», «Чудесный мешочек», «Собери картинку», «Найди маму», «Зоопарк», «Кто где живет?», «Зайка серенький сидит», «У медведя во бору», «Мишка косолапый», «Лиса и зайцы», пальчиковый кукольный театр.

Физическое развитие: Пройди Мишкой, проползи Мышкой, «Зайка серенький сидит», «У медведя во бору», «Мишка косолапый», «Лиса и зайцы», пальчиковый кукольный театр.

Познавательное развитие: Чтение рнс с участием обитателей леса, потешек, стихов, загадок, беседы: «Знакомство с лесными жителями», «Кто живет в лесу», , «Кто самый большой, а кто самый маленький в лесу», «Какие лесные животные похожи на домашних».

Художественно – эстетическое развитие: Прослушивание детских песенок про диких животных и ритмичные движения под них («В траве сидел кузнечик», «Разморозною зимой» и тп.), звуков леса, изображение обитателей леса различными способами, создание книжек – малышек.

Содержание проектной деятельности.

Понедельник

1. Беседа «Знакомство с обитателями леса»

2. Пальчиковая гимнастика «Дикие животные»

3. Развитие речи «Лесные жители»

4. п/и «Зайка беленький сидит»

5. Чтение русской народной сказки «Кот, Петух и Лиса»,

6. Дидактическая игра: «Что за зверь?»

7. Сюжетно ролевая игра «Зоопарк»

8. Предложить детям раскраски по теме

Вторник

1. Беседа «Кто живет в лесу?».

2. Рисование «Следы»

3. п/и «Мишка косолапый»

4. Дидактические игры «Найди маму»

5. Рассказывание русской народной сказки «Маша и Медведь».

6. Сюжетно ролевая игра «Путешествие в лес»

7. Песня «Разморозною зимой»

Среда

Беседа «Кто в лесу самый большой, а кто самый маленький?»
Лепка «Миски трех медведей»
Дидактическая игра: «Кто, кто в теремочке живет?»
п/и «Лиса и зайцы»
Чтение стихов о животных.
Дидактическая игра «Кто в лесу живет».
Показ сюжетных картинок по сказке «Теремок»
Игра «Чудесный мешочек»
Четверг

1. Беседа «У кого какой домик?»

2.Дидактическая игра «Угадай, о ком я говорю»

3. Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка»

4. п/и «Пройди мишкой — проползи мышкой»

5.Драматизация сказки «Теремок»

6. Сюжетно ролевая игра «Зоопарк»

7. Предложить детям раскраски по теме «Медвежонок»

8. Песня «В траве сидел кузнечик»

Пятница

1. Беседа «Что мы узнали о диких животных наших лесов»:

2. Д/и «Собери морковку»

3. Пальчиковый театр «Колобок»

4. п/и «У медведя во бору»

5.Чтение рассказов В. Бианки «Лис и мышонок».

6.Прослушивание фонограмм: разучивание движений, передающих характер животных

Работа с родителями.

Изготовление масок для игр.
Оформление книжек – малышек «Обитатели наших лесов».
3. Итоговый этап.

Оформление фотовыставки по итогам проекта.
Создание выставки детских работ «Кто живет в лесу»
Создание книжек – малышек «Обитатели наших лесов».

ЛИТЕРАТУРА

1. С.Н. Николаева. Экологическое воспитание младших дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 96 с.

2. И.А. Морозова, М.А. Пушкарева. Ознакомление с окружающим миром. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 144 с.

3. О.А. Скоролупова. Домашние животные и дикие животные средней полосы России. – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2010.

Стихи о лесных животных:

Медведь

По завалам, по оврагам

Ходит мишка косолапо.

Любит он пчелиный мед

Да малину с веток рвет.

Лиса

Знает лисонька-лиса

В шубке вся ее краса.

Шубки нет в лесу рыжей

Зверя нет в лесу хитрей

Еж

Серый ежик весь в иголках

Словно он не зверь, а елка

Хоть колючий зверь лесной-

Ежик добрый, а не злой.

Заяц

Зайка серый под кустом

Вертит сереньким хвостом,

Серой лапкой носик трет,

Свою песенку поёт

«Ой как сильно я боюсь,

Вдруг лисичке попадусь!»

Загадки про животных.

Летом сер, зимою бел,
По характеру несмел.
По полянкам скачет ловко,
Любит сочную морковку. (Заяц)

У меня роскошный хвост,
А характер мой непрост —
Я коварна и хитра.
Глубоко моя нора. (Лиса)

Я оранжевый зверек,
Шубка тёплая, как грелка,
Хвостик мягкий, как пушок,
Я — старательная …
(Белка)

Серый я, живу в лесу,
Знаю рыжую лису.
Песню грустную тяну,
Громко вою на луну (Волк)

Важно я хожу по бору,
Съесть могу и мухоморы.
Не боюсь в лесу врага —
Есть копыта и рога! (Лось)

Хвост пушистою дугой,
Вам знаком зверек такой?
Острозубый, темноглазый,
По деревьям любит лазать.
Строит он свой дом в дупле.
Чтоб зимою жить в тепле.
(Белка)

Посмотрите, он каков!
Ходит посреди песков,
Бережет в горбах водицу —
В Каракумах пригодится. (Верблюд)

Есть в реке работники,
Не столяры, не плотники.
А выстроят плотину,
Хоть пиши картину.
(Бобры)

Серый, страшный и зубастый
Произвёл переполох.
Все зверята разбежались.
Напугал зверят тех…
(Волк)

Папа очень крепкий, рослый,
И рога ветвисты.
Сын, пока еще не взрослый, —
Рыжий и пятнистый.
Он рождается без рожек,
В шубке пестренькой в горошек. (Олень и олененок)

Лежала под елками
Подушечка с иголками.
Лежала, лежала
Да побежала.
(Еж)

Я скачу по лужам важно.
Там живу, где очень влажно.
Посмотрите, какова —
Вся зеленая, ква-ква! (Лягушка, жаба)

Из берлоги слышен храп —
Спит хозяин, косолап.
Всю округу замело,
Но ему во сне тепло. (Медведь)

Надели коняшки
морские тельняшки.
(Зебра)

Сев на ледяную глыбу,
Я ловлю на завтрак рыбу.
Белоснежным я слыву
И на севере живу.
А таежный бурый брат
Меду и малине рад. (Белый медведь)