Эссе «Я — Дефектолог».

Автор: Анисимова Юлия Вячеславовна

Образовательное учреждение: МБОУ ЦО №2

Населенный пункт: г. Тула

Тема: Эссе «Я — Дефектолог».

Раздел библиотеки: Педагогическая лаборатория

Дата публикации: 26.03.2019

Мир «особого» ребенка
Интересен и пуглив.
Мир «особого» ребенка
Безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен,
Добродушен и открыт
Мир «особого» ребенка.
Иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен?
Почему он так закрыт?
Почему он так испуган?
Почему не говорит?
Мир «особого» ребенка –
Он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребенка
Допускает лишь своих!

Окончив, ЛГУ имени А.С. Пушкина по специальности «психология», думала, буду работать педагогом-психологом, но случилось иначе: стала учителем-дефектологом. Учитель-дефектолог — гуманная профессия, которая гармонично сочетает в себе милосердие, знания основ медицины, мудрость педагогики и прозорливость психологии. Признаться честно, я далеко не сразу осознала особенность, сложность и значимость своей профессии.

Дети-инвалиды. Страшные диагнозы, которые пугают многих педагогов: выраженная задержка психо-речевого развития, интеллектуальное недоразвитие, болезнь Дауна, расстройства аутистического спектра, — часто осложненные дефицитарным развитием зрительного и слухового анализаторов, детским церебральным параличом… Как хочется всем помочь, всех спасти! Но чудеса в жизни встречаются не так часто, как бы нам хотелось. Известно, в педагогике вообще, а в коррекционной особенно, готовых «рецептов» не существует, и я в своей деятельности всегда руководствуюсь собственными жизненными принципами, моральными нормами, а так же уровнем знаний и умений, которые передали мне мои замечательные педагоги. Низкий им поклон.
Были и отчаяние, и разочарование, ощущение своего бессилия… За время моей работы не многие из приходящих педагогов оставались насовсем. А я осталась. Многое переосмыслила, пересмотрела, преодолевала трудности, сохраняла оптимизм и верила в свои силы.

И наступает момент, когда этот «особый человечек» принимает тебя, начинает тебе доверять, без опасения даёт свою руку и готов следовать за тобой – это победа, это многого стоит.

И сейчас, имея за плечами пятнадцатилетний стаж работы с детьми, я, наверное, могу объяснить свой успех. Ни одного малыша нельзя считать «несмышлёнышем». Ведь ребёнок – это полноценный индивидуум со своими предпочтениями, вкусами, даже мнениями. Начиная общаться с ним, начиная «воспитывать», обязательно надо учитывать «сопротивление личности». Нельзя сыграть заинтересованность, понимание, сочувствие. Необходимо интересоваться, понимать, сочувствовать. Обязательно быть искренним во всех своих проявлениях.

Каждый ребёнок требует к себе особого внимания и подхода, каждому надо протянуть руку помощи и принять его таким, какой он есть.
Каждый день помогаю детям преодолеть имеющиеся нарушения. Даже самый маленький успех моих малышей становится нашей большой победой! Я верю в каждого ребёнка! Терпеливо, шаг за шагом, мы с ними стараемся приближаться к поставленной цели. Этот путь долог и труден, но надо верить, что он обязательно завершиться успехом. Чрезвычайно важно грамотное и творческое применение методов и приёмов воздействия на ребёнка, последовательность и системность в работе, сплочённая совместная деятельность всех специалистов. И результат обязательно будет! Мы гордимся каждой своей победой. Родители гордятся и радуются нашим победам не меньше. Ведь мамы и папы, бабушки и дедушки – первые помощники в нашем нелёгком деле. Они знают и понимают, что во многом наш успех зависит и от их кропотливого труда, от желания помочь своему малышу. Тяжело видеть в глазах матери боль и страх за своего ребёнка. Приходиться выступать и в роли психолога. Я всегда стараюсь выстроить доброжелательные, доверительные отношения с родителями. Считаю своей обязанностью выслушать, научить, подсказать, успокоить каждого, дать понять, что они не одни, а главное – вселить надежду на успех. Чтобы каждый из них обязательно верил в то, что всё получится. Считаю необходимым дать понять, что недостаточно любить и жалеть. Надо любить и требовать! «Если от человека не требовать многого, то от него и не получишь много» (А.С. Макаренко).
И пусть мы идём миллиметровыми шажками, но мы идём вперёд. И даже, как мы определяем, «минимальная положительная динамика» – это уже победа.

Ежедневно продолжается поиск новых форм, методов работы, способствующих повышению качества воспитания, образования и развития «особых детей».

Наша задача не в том, чтобы сделать себя необходимым нашим детям, а, напротив, в том, чтобы помочь им научиться, по возможности скорее, обходиться без нас.

К.О. Конради.