«Как воспитать у ребенка любовь к природе».

Автор: Воробина Ольга Вячеславовна

Образовательное учреждение: МБОУ «Гуманитарно-математический лицей»

Населенный пункт: г. Тула, Тульская область

Тема: «Как воспитать у ребенка любовь к природе».

Раздел библиотеки: Педагогическая лаборатория

Не для кого не секрет, что охрана природы – одна из важнейших задач, от решения которой зависит успешное благосостояние и здоровье нынешнего и будущего поколения. Бережное отношение к природе нужно воспитывать у детей с ранних лет. Именно в детстве закладываются основы характера и жизненная позиция ребенка, маленький человечек учится познавать красоту и разнообразие природных богатств, беречь и охранять все то, что окружает нас. Для этого очень важен личный пример родителей, их заботливое отношение к природе. Важно показать детям как человек оберегает и умножает природные богатства, сколько труда вкладывает, чтобы зеленели поля и луга, в рощах пели птицы, в лесу росли деревья и цветы.

В воспитании у ребёнка бережного отношения к природе не может быть мелочей: сорванный просто так цветок, поломанное дерево, растоптанный жучок – всё это при безразличном отношении со стороны взрослых может привести к крайне нежелательным последствиям. Поэтому прежде всего нужно показать познавательную и эстетическую ценность природы. Благодаря этому со временем и разовьётся бережное отношение к окружающей природной среде.

Есть много способов, чтобы привить ребенку интерес к природным объектам, например, выращивание домашних растений. Детям свойственна любознательность, они с удовольствием будут наблюдать, как семена превращаются в маленькие ростки, а потом в цветы. Чтобы ребята своевременно их поливали, следует всячески поощрять их интерес к росту и развитию растений, появлению новых росточков, цветов, плодов. Доверяя ребенку жизнь зеленого питомца, вы развиваете в нем ответственность.

Большое значение имеют семейные поездки в лес, на реку или озеро. Ребёнок под благотворным влиянием родителей постепенно воспринимает красоту и прелесть природных ландшафтов, познает природные явления, сезонные изменения в природе. В непосредственном соприкосновении с природой у детей развивается наблюдательность, любознательность, интерес к природным объектам. Такие поездки можно использовать для формирования у ребенка экологической культуры: приучать детей не рвать без надобности цветы, не ломать кустарники, не портить деревья, не мусорить и не нарушать естественную среду обитания диких животных и птиц.

Также большое значение имеет чтение вслух книг о природе и жизни животных. То, что нельзя увидеть своими глазами, расскажут нам авторы детских книг: о лосях, рысях, совах и других лесных жителях, об их повадках и образе жизни. Вовлекая ребёнка в обсуждение прочитанного, взрослые разъясняют непонятные моменты, направляют его мысли и интересы на жизнь природы.

Все дети любят животных. Пушистые друзья дарят детям положительные эмоции, заставляют улыбаться и восхищаться их непосредственностью; доказано, что общение детей с животными благоприятно сказывается на их психоэмоциональном состоянии.​ Трудно переоценить воздействие, которое оказывает на формирование личности ребёнка общение, забота и уход за слабым живым существом. С животными ребёнок может эмоционально общаться — играть и разговаривать. Игры с братьями меньшими (особенно с собаками и кошками) тренируют детей физически. К сожалению, в условиях города не у всех есть возможность держать дома животных. В этом случае на помощь приходят контактные зоопарки. В них ребенок покормить и погладить животных, познакомиться поближе как с домашней живностью, так и с экзотическими видами.

Экологическое воспитание будет действенным только в том случае, если в семье существует постоянное, каждодневное общение взрослых с детьми. Не жалейте своего времени на игры с домашними животными, на ботанические эксперименты, на чтение добрых стихов и рассказов о природе, на прогулки. И тогда ваши дети и во взрослой жизни будут осознанно и заботливо относиться ко всему живому и неживому на Земле.