Мастер-класс «Стабилизация межполушарного взаимодействия».

Автор: Якимова Ольга Ивановна

Образовательное учреждение: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 19»

Населенный пункт: г. Чебоксары, Чувашская Республика

Тема: Мастер-класс «Стабилизация межполушарного взаимодействия».

Раздел библиотеки: Педагогическая лаборатория

Дата публикации: 08.04.2019

Первый этап.

Приветствие (создать положительный настрой, атмосферу психологической комфортности, настрой детей на сотрудничество).

Добрый день. Я рада приветствовать вас этим замечательным весенним днем! Давайте поприветствуем друг друга. Когда я скажу слова: «Добрый день…», помашем друг другу руками и улыбнемся. Похлопаем в ладоши, кому нравится весна!.. Потопаем ногами, кто любит улыбаться… Молодцы!».

Введение. В последнее время мы часто слышим о важности развития межполушарных связей у детей, и даже в продаже появились прописи для развития межполушарного взаимодействия. Попробуем разобраться: что же такое межполушарные связи, зачем они нужны, и как их развивать.

За открытие того, что оба полушария отвечают за разные мыслительные процессы, нейропсихолог Роджер Сперри, в 1981 году получил Нобелевскую премию. Компетенция правого полушария – это управление левой стороны тела. Гуманитарное. Это решение многозначных и творческих задач, к которым относят: выражение и считывание эмоций, понимание метафор, различение форм, копирование разных конструкций и создание музыки.

Компетенция левого полушария – это управление правой стороны тела. Математическое. Здесь формируется речь, логика, критическое мышление, аргументирование и манипуляции с цифрами.

Заставляя синхронно работать оба полушария мозга, можно получать состояние сверх обучаемости, в котором процесс обучения проходит намного легче и намного эффективнее.

Все мы знаем, что не переученные левши – личности более творческие.

Для формирования или развития межполушарных взаимодействий используют кинезиологические упражнения.

Кинезиология- наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий.

В прогрессивных школах всего мира в школьных расписаниях есть ежедневный урок — кинезиология.

Сегодня мы выполним несколько упражнений и заданий, которые улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма, способствуют стабилизации психоэмоционального состояния учащихся, а также для активизации слаженной работы полушарий головного мозга. В ходе систематических занятий у детей развиваются межполушарные связи, улучшается память, концентрация внимания, пространственные представления.

Все упражнения можно выполнять во время урока на динамической паузе.

Второй этап.

Упражнение «Растяжки» («Дерево», «Снеговик», «Росток» и др.). Выполнение растяжек способствует преодолению разного рода мышечных дистоний, зажимов и патологических ригидных телесных установок. Растяжки выполняются медленно, в щадящем режиме.

Сядьте на стул. Ноги вместе, спина прямая. Правой рукой держитесь за правую сторону спинки стула, а левой – за левую. Делаем глубокий вдох и медленно на выдохе поворачиваем верхнюю часть туловища вправо. Снова делаем глубокий вдох, и на выдохе поворачиваем верхнюю часть туловища влево. Выполнить два, три подхода.

Массаж ушных раковин. Данная процедура, не только прекрасное средство профилактики заболеваний, но еще она эффективно борется с плохим настроением, усталостью, укрепляет иммунную защиту организма, активизирует мозговую деятельность, обостряет внимание и память. Массаж ушных раковин производится одновременно с обеих сторон с помощью подушечек большого и указательного пальцев рук. При этом используются такие приёмы массажа: разминание, растирание, поглаживание. Время, необходимое для самомассажа обеих ушных раковин, не превышает 2 минут. Дыхание при самомассаже должно быть ровным и спокойным, тихим и комфортным.

Помассируем мочки ушей, затем всю ушную раковину. Затем разотрем уши руками.

Дыхательные упражнения («Ладошки», «Насос», «Бабочки», «Повороты»). Они улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность, повышается активность и концентрация.

Контролировать правильное дыхание поможет ваша собственная ладонь. Положите её на область диафрагмы (это место между грудной клеткой и животом). При вдохе стенка живота приподнимается, нижняя часть грудной клетки расширяется. При выдохе мышцы живота и грудной клетки сокращаются. Вдох — короткий, легкий, выдох — длительный, плавный.

Глазодвигательные упражнения («Горизонтальная восьмерка», «Фигуры», «Стрельба глазами», «Цифры» и др.). Позволяют расширить пространство зрительного восприятия. Движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетику мозга.

Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Движения совершаются в медленном темпе (от 3 до 7 секунд) с фиксацией в крайних положениях, причем удержание по длительности должно быть равным предшествующему движению. При отработке глазодвигательных упражнений для привлечения внимания ребенка можно использовать какие-либо яркие предметы, маленькие игрушки и т.д.

Вытяните перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставьте вытянутыми указательный и средний. Нарисуйте в воздухе этими пальцами знак бесконечности как можно большего размера. Когда рука из центра этого знака пойдет вверх, начните слежение немигающими глазами, устремленными на промежуток между окончаниями этих пальцев, не поворачивая головы.

Телесные упражнения (При выполнении телесных упражнений, развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Исследования показывают, что выполнение обычного действия «неудобной» рукой активизирует новые участки мозга и помогает развивать новые контакты между клетками мозга):

Упражнение «Кулак-ребро-ладонь».
Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости; ладонь, сжатая в кулак; ладонь ребром на плоскости стола; распрямленная ладонь на плоскости стола. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе.

Упражнение «Лезгинка».
Складываем левую руку в кулак, большой палец отставляем в сторону, кулак разворачиваем пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасаемся к мизинцу левой. После этого одновременно меняем положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.

Упражнение «Ухо-нос».
Левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот».

Упражнение «Зеркальное рисование».
Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально – симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуйте, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обеих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

Также можно использовать тренажеры для зеркального рисования (раздать тренажеры).

Рефлексия. Обратная связь (раздать бланки).

Что вам понравилось больше всего?

Какие упражнения были трудными для вас?

Что вы будете использовать в Вашей работе?

Что вы хотите пожелать друг другу?

Несколько слов педагогам. Сегодня вы познакомились с упражнениями на развитие и активизацию межполушарного взаимодействия. Стабилизацию психоэмоционального состояния учащихся. Эти комплексы имеют широкий спектр действия и несут в себе большие возможности развития интеллекта, физического и психического здоровья. Использование комплексов в повседневной деятельности и на уроках принесет пользу ребенку и взрослому. Спасибо за внимание.