Мульт-культура: проекция в детскую игру.

Автор: Шеркунова Надежда Сергеевна

Образовательное учреждение: МБДОУ №14 «Гнездышко»

Населенный пункт: г. Зеленогорск, Красноярский край

Тема: Мульт-культура: проекция в детскую игру.

Раздел библиотеки: Педагогическая лаборатория

Воспитание играет важную роль в формировании ребенка. Для многих родителей процесс воспитания вызывает трудности, так как на сегодняшний день огромное количество информации находится в открытом доступе, информация может быть как нужной и полезной, так и вредной для развития детей. Из-за того, что некоторая информация бывает вредной, то у детей могут возникнуть другие ценности в жизни, поэтому современным родителям и педагогам гораздо сложнее воспитывать в детях нравственные качества. К счастью, выход есть. Следует обучить детей отличать добро от зла. В этом могут как раз помочь мультфильмы, так как многие фрагменты из мультфильмов приближены к реальности. Жизненные ситуации поведают ребенку, каким образом следует вести себя, а главные герои продемонстрируют, как надо поступать в той или иной ситуации. Мультфильмы обладают богатыми педагогическими возможностями. Расширяют взгляды об окружающем мире, знакомят с новыми явлениями, ситуациями. Помогают увеличить словарный запас ребенка, его круг интересов, развить память, фантазию и воображение. .Показывают примеры поведения, что способствует социализации, поскольку дети учатся, подражая главным героям. Формируют оценочное отношение к миру, развитие мышления, понимания причинно-следственных связей. Развивают эстетический вкус, чувство юмора. Мультфильмы помогают осуществить эмоциональные потребности. Хороший мультфильм является для ребенка незаменимым, легкодоступным источником знаний, который способен оказать родителям неоценимую помощь в воспитании ребенка. Преподносимые уроки малышу мультфильмом легко запоминаются. Роль мультфильма в процессе воспитания является вспомогательная, поскольку воспитанием ребенка занимается не экран, а тот взрослый, который больше всего проводит время с ребенком. Несмотря на это мультфильм является сильным средством воспитания, так как происходящие действия на экране живо воздействуют на воображение ребенка, на его чувства, образ действий, мышления и стиль речи. Главные герои мультфильмов являются примером для подражания, с них они копируют мимику, жесты, манеру поведения и общения. «Мультфильмы дают модели поведения персонажей. «Заразительность» действий, слов и поступков персонажей фильмов очевидна. Персонажи могут стать носителями моральных эталонов, как положительных, так и отрицательных. Соотнося свои действия с действиями героев, дети начинают осознавать себя и свои поступки, стремятся быть похожими на любимого персонажа». Сравнивая себя с любимыми героями, ребенок воспринимает себя с позитивной стороны, раскрывает в себе положительные качества, справляется с трудностями и своими страхами, уважительно относится к окружающим. События, происходящие в мультфильме, способствуют развитию мышления и воображения, а также формируют его мироощущения. Мультфильмы воздействуют на фантазию детей, дают новые представления и пример для подражания, и порой эти методы становятся более действенные, чем наставления родителей. Поэтому, мультипликационный фильм считается мощным средством воспитания подрастающего поколения. Речь идет, конечно, не обо всех мультфильмах, поэтому к выбору стоит отнестись со всем вниманием. Польза возрастет в несколько раз, если после просмотра обсудить сюжет с ребенком. Мультфильмы понятны детям дошкольного возраста, так как они доступно объясняют многие процессы, знакомят с окружающим миром, удовлетворяют эмоциональные и познавательные потребности. Мультипликация наиболее эффективный воспитатель, поскольку сочетает в себе слово и картинку, то есть включает два органа восприятия: зрение и слух одновременно. Поэтому мультфильм обладает сильным воспитательным потенциалом и считается одним из влиятельных и эффективных наглядных материалов. Для детей дошкольного возраста стоит подбирать мультипликационные фильмы в соответствии с психологическими требованиями, которые созданы в форме небольших притч, в которых под короткой занимательной историей спрятан глубокий духовный смысл, где добро всегда, при любых обстоятельствах побеждает зло. Чтобы все события происходили в светлом, понимающем мире, для того, чтобы не ранить психику ребенка. С помощью мультфильмов дети получают и эстетическое воспитание. В большинстве мультфильмов представлен окружающий мир и красота природы, которую герои учат любить, уважать и оберегать. Дети дошкольного возраста, склоны одушевлять явления природы, наделять человеческими свойствами животный и растительный мир, поэтому они легко понимают и принимают язык мультфильмов, сказок, былин. С помощью мультипликаций также можно развивать трудовое воспитание. Герои учат детей оказывать помощь друг другу, родителям, друзьям, и просто незнакомым людям, а тот, кто ленится, в мультфильме высмеивается другими героями и, в конце концов, понимает, что труд необходим в жизни любого человека. Также способствуют развитию речи. Слушая грамотную и красивую речь героев мультфильмов, дети пополняют свой словарный запас, обучаются говорить грамотно, и правильно формулировать свои мысли. Помогают развитию воображения, мышления и памяти. Ребенок учится исследовать сущность мультфильма, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Мультипликационный фильм пополняет фантазию ребенка, сохраняет яркие впечатления и может стать источником для детского художественного и словесного творчества. К сожалению, все чаще и чаще психологи, педагоги, а вслед за ними и родители задумываются о том, что мультфильмы способны причинить серьезный ущерб детской психике. В последние годы мультфильмы становятся приближенными к реальной жизни: у героев возникают те же проблемы, что и у взрослых (деньги, борьба за власть, преступления). В данной ситуации стоит задуматься, а нужно ли показывать детям ту или иную сторону реальной жизни, насколько допустима демонстрация насилия. Добрые мультфильмы вызывают позитивные эмоции, дети начинают сопереживать героям — грустить, улыбаться и хмуриться, а после окончания просмотра — начинают испытывать воодушевление, охотно играют, шутят и смеются. Во время просмотра агрессивных мультфильмов дети находятся регулярно в напряжении, коротко посмеиваются, а после просмотра могут проявлять словесную и даже физическую агрессию. Мультфильмы созданы для того, чтобы формировать у ребенка первичные взгляды о добре и зле, но если главные герои мультфильма агрессивны — преставления о жизни формируются искаженные. Последствием может стать проявление жестокости, безжалостности в реальной жизни. Именно поэтому необходимо учитывать следующее: .Просмотр детских телепередач и мультфильмов должен соответствовать нормам СанПина. Ребенок не должен стать «пленником экрана», по этой причине следует не забывать, что начиная с четырех лет, просмотр ребенком мультфильма не может продолжаться 15-20 минут и не более двух раз в день, а к пяти-шести годам длительность каждого просмотра может быть увеличена до 30-40 минут. Следует обратить внимание на слишком яркие цвета. Поскольку психика детей еще не сформирована целиком, кричащие цвета с яркими вспышками света и громкими звуками оказывают давление на психику детей. Если смотреть подобные мультфильмы вечером, то ребенок перевозбудится, и родителям будет сложно уложить его спать. Помимо этого, они могут негативно отразиться на зрении ребенка, в том числе могут спровоцировать у больных детей приступ эпилепсии. .Фильтрация предлагаемых детских телепередач и мультфильмов. Следует оградить ребенка от агрессивных мультсериалов, так как насилие и жестокость на экране могут вызвать у ребенка два вида реакции: либо страх, ночные кошмары и раздражительность, либо инфантильное, равнодушное отношение к страданиям других людей. Это, в свою очередь может привести к проявлениям детской агрессивности, а потом и к полной деградации морали нравственных устоев. Как выбрать мультфильмы для детей дошкольного возраста: 1.Движения и мимика героев должны быть разнообразны и хорошо прорисованы. Если нет пластики движений и мимики, это вредит развитию детского телесного самоощущения, потому что экран — это ещё и отражение, в котором ребёнок видит пример для подражания. 2.Сюжет содержит значимые и актуальные для детства образы и переживания. Среди непременных сюжетных ходов — образы встречи, превращения, близкого и чужого, необычного. Немаловажно, чтобы в мультике присутствовали чувство ревности, страх и его преодоление, дружеские отношения, любовь, достижение желаемого через какие-то усилия. .Пугающие либо эмоционально напряжённые события чередуются с наиболее спокойными. Сюжет фильма не должен разворачивается слишком быстро, а его темп соответствует возрасту и индивидуальному развитию ребёнка — так, чтобы у него было время на осознание и переживание происходящего. .Мультфильм не должен разрушать базового доверия к миру. Этим в некоторых случаях грешат талантливые авторские фильмы для детей, предлагающие очень пессимистичную картину мира, в котором персонаж не получает никакой любви и помощи. Не обязательно, чтобы фильм был однозначно позитивным и веселым, но важно, чтобы в нём не существовало безысходности и безнадежности. . На сегодняшний день ребенок с самого рождения получает огромную массу информации: телевидение, интернет — все это приводит к разрушению нравственных норм и заставляет нас очень серьезно задуматься над проблемой развития детской субкультуры. Для того чтобы направить развитие детской субкультуры в нужное направление необходимо давать детям ту информацию, которая не воздействует пагубно на детскую психику. Для этого мы можем обратиться к мультфильмам, которые не включают в себя сцен насилия, преступлений и опасного поведения. То есть, если в мультфильме один герой совершает противопоказанные действия к другому, в таком случае данный мультипликационный фильм не должен быть допущен к просмотру. Поскольку ребенок видит, что происходит на экране и начинает подрожать этим героям сюжета. Мультипликационные фильмы, на которые стоит обратить внимание должны иметь не только красивую иллюстрацию, но иметь хорошее содержание, нести в себе тепло, добро и милосердие, а также приучали к трудовому, эстетическому воспитанию. В ходе данной работы был проведен анализ влияния мультфильмов на детскую субкультуры. Благодаря этому можно сделать вывод, мультфильмы несут как положительное, так и отрицательное влияние. Положительное влияние: ·Позволяют усваивать модели поведения, также ребенок учится выражать свое мнение. ·Познавательно-образовательное влияние (воспитывают эстетическое и трудовое воспитание, развивают мышление, память и воображение). ·Смена картинки на экране со звуковым сопровождением стимулирует зрительное и слуховое внимание, способствуя их развитию. ·Совместный просмотр мультфильмов с родителями помогает найти новые интересные темы для обсуждения, что развивает речь ребенка. ·Учат концентрировать внимание, благодаря яркости мультфильма (она позволяет привлечь внимание ребенка). Отрицательное влияние: ·Агрессия и насилие на экране. В некоторых мультфильмах существуют весьма подробные сцены драк с кровью, убийства. Подобные мультфильмы могут воспитать у ребенка агрессию и враждебность. ·Полная безнаказанность. К примеру, если плохой поступок персонажа никак не карается, а даже приветствуется, то в таком случае у ребёнка может сформироваться чувство вседозволенности. ·Неуважение к женщине, матери, пожилым людям, животным и растениям может вызывать агрессию и хамство детей. «Воспитательный» момент регулярного просмотра таких мультфильмов не заставит себя ждать.