«Народная игрушка».

Автор: Пардаева Наталья Николаевна

Образовательное учреждение: ГБДОУ «Детский сад №43 комбинированного вида Невского района

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

Тема: Проект в средней группе «Народная игрушка».

Раздел библиотеки: Педагогическая лаборатория

Методическая разработка проекта в средней группе на тему «Народная игрушка» конспект занятия в средней группе на тему:«Народная игрушка» Гипотеза Если знакомить дошкольников с народными промыслами России, мастерством русских умельцев и русским фольклором, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. Проблема: В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, т. к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные системы активно их рекламируют. Родители практически не покупают современным детям народные игрушки. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Цель: Приобщение детей к народной культуре, через ознакомление с народной игрушкой. Задачи: Социально – коммуникативное развитие: Знакомить с разнообразием народной игрушки (глиняная, деревянная, тряпичная, соломенная, берестяная и др., с разными видами декоративно – прикладного искусства. Познакомить с содержанием игр с народными игрушками, возможностью использования их в разных видах детской деятельности (подвижные, сюжетные, театрализованная деятельность, изобразительное творчество по мотивам народной игрушки) Речевое развитие: Формировать диалогическую речь. Продолжать развивать артикуляционный аппарат, работать над дикцией, совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний, интонационную выразительность речи. Воспитывать культуру речи, обогащать и расширять словарный запас детей. Формирование умения выражать свою точку зрения, обсуждать со сверстниками различные ситуации Познавательное развитие: Продолжать работу по формированию интереса к русскому фольклору, способствовать накоплению эстетического опыта Учить использовать эталоны как обозначенные свойства и качества предметов (цвет, размер, вес и т. д.); подбирать предметы по одному – двум качествам (цвет, размер, материал); учить осуществлять анализ объектов: выделять целое, затем его части, детали и их пространственное расположение. Художественно – эстетическое развитие: Развитие продуктивной изобразительной деятельности детей. Развивать творческие навыки в процессе изготовления игрушек; формировать умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоновских узоров; учить выделять элементы городецкой росписи. Совершенствовать умения выразительно двигаться под музыку в соответствии с художественным образом. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыкальное произведение. Физическое развитие: Развивать организованность, самостоятельность, инициативность, умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками. Совершенствовать навыки общей и мелкой моторики, используя разные материалы. Актуальность проекта: Народная игрушка – это игрушка развивающая, вобравшая в себя игровую культуру многих поколений. Она и эстетически привлекательна, и эмоционально комфортна, и многофункциональна. Несмотря на кажущуюся простоту, народная игрушка заставляет ребенка прилагать определенные физические и интеллектуальные усилия, чтобы получить радующий, положительный результат, поднимающий по ступенькам развития. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своих предков. Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств. Следует отметить роль народной игрушки в процессе обучения дошкольников практически всем видам детской деятельности. Формы реализации: Беседы; Сюжетно – ролевые, театрализованные игры, инсценировки; Творческая и продуктивная деятельность; Показ иллюстраций, картинок; создание мини – музея; Взаимодействие с музыкальным руководителем; Чтение художественной литературы; Дидактические и конструктивные игры; Проблемные ситуации, использование ИКТ технологий Оснащение предметно — развивающей среды; Работа с родителями. Продукты реализации: Оформление выставки творческих работ «Народная игрушка» Оформление в группе игротеки «Народная игрушка», картотеки народных игр Изготовление кукол, игрушек для сюжетно – ролевых и народных игр ; Музыкально – развлекательный вечер развлечений совместно с родителями «В гостях у бабушки Забавушки» Презентация проекта; Предполагаемый результат: — Знание разнообразных видов народных игрушек и народного фольклора; — Умение организовывать совместную и самостоятельную игровую деятельность с народной игрушкой; — Устойчивое желание играть с народной игрушкой План реализации: ЭТАП: ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: 1. Целеполагание Подготовка необходимого материала для реализации проекта; Анкетирование детей на тему: «Зачем нужны игрушки и как с ними играть?» Беседа «Какие народные игрушки ты знаешь?» 2. Введение в проект Предложить принести в группу свои любимые игрушки. Оценивание: Д/И «Назови любимую игрушку» (с помощью наводящих вопросов, объяснить почему именно эта игрушка любимая) Вызвать у детей желание познакомиться с разными народными игрушками, видами народного искусства, играть в хороводные и народные игры; Создание «Волшебного сундучка» с народными игрушками и предметами русского фольклора. 3. Работа с родителями Анкетирование родителей на тему: «Игры и игрушки, в которые ребенок играет дома»; Участие родителей в музыкальном вечере развлечений. Консультация для родителей «Роль народных игр и игрушек в воспитании дошкольников», «Народная игрушка как средство духовно – нравственного развития ребенка» Оказать помощь в создании мини – музея «Народно – прикладного искусства» Информационно – стендовые материалы «Как лепить свистульку», «Как сделать куклу» Составь маршруты выходного дня с посещением Этнографического музея. 4. Реализация (обучающая деятельность) Сюжетно – ролевая игра «Магазин игрушек», «Угостим матрешек чаем», «Мы пришли в гости» Беседа о труде взрослых, создающих предметы декоративно-прикладного искусства. Рассматривание иллюстраций предметов народных промыслов, игрушек. Дидактические игры: «Составь узор», «Разрезные картинки разных игрушек», «Матрешки», «Домик для моей игрушки», «Какая по счету», «Подарки»; «Поигрй –ка: мир народного творчества» Познавательные беседы: «Зачем игрушки нам нужны?», «Глиняная, деревянная, тряпичная игрушки»; «Кто делает игрушки?», «Веселые матрешки»; «Город мастеров»; «Праздник Светлой Пасхи», «Дымковские игрушки», «Вгостях у мастеров Городца». Экспериментально – исследовательская деятельность: опыты-сравнения деревянных, глиняных и волосяных игрушек (тяжёлая — лёгкая, холодная –тёплая, игра «В гости к сороке» Конструктивная деятельность: используя схемы и образцы построек и игрушки для обыгрывания «Домик для матрешек», «2 барашка на мосту», «Мишка в лодке» Проблемные ситуации: «Как бы ты поступил в этой ситуации?», «Как можно помочь другу» Слушание стихотворений Е. А. Никоновой «Семеновские матрешки», «Дымковская игрушка», «Узоры гжели», «Золотая хохлома»; потешки, поговорки Слушание рассказов и сказок: «У слоненка день рождения» Д. Самойлов, «Гуси-лебеди» рус. нар. сказка, «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» рус. нар. сказка, «Лиса – лапотница», рус. нар. сказка, чтение любимых сказок по желанию детей, «Театр народной игрушки»: «Теремок из матрешки», «Репка из матрешки», «Маша и медведь» (Маша – тряпичная кукла, Медведь – глиняная погремушка, «Мужик и медведь» (подвижные картонные игрушки-дергунчики) и др. Словесные игры «Придумай концовку сказки», «Доскажи словечко», «Я начну, а ты продолжи»; «Опиши любимую игрушку», «Придумай историю о твоей игрушке», отгадывание загадок, разучивание стихов и отрывков из сказок для драматизации и театрализованной деятельности; Провести игры и упражнения на воображение, на развитие эмоций, мимики, интонации, жестов: «Изобрази игрушку», «Грустный и веселый», «Как матрешку рассмешить» и т. д. Дыхательная гимнастика «Трубач», «Уточка», «Дуем, задуваем» Мультимедийная викторина «Угадай игрушки»; Русские народные подвижные игры «Растеряхи», «Жаворонок», «Гуси –гуси», «Золотые ворота». Хороводная игра «В небе жаворонок пел». Пляска «Мы матрёшки», «Оркестр народных игрушек» Подвижные игры: с мячиком на резинке, свистульками; соревнования с волчками; «Оркестр народных игрушек»: свистульки, погремушки, дудки, ложки, трещотки. 5. Реализация проекта (продуктивная деятельность) Художественное творчество: рисование «Матрешки», «Дымковская барышня», «Украсим тарелочку», «Моя любимая игрушка»; лепка: «Уточка- свистулька», «Дымковский конь»; аппликация: «Пасхальные яйца», «Украсим платочек или шарфик для любимой игрушки» «Мастерская» самодельных игрушек: трафареты и шаблоны, выкройки, схемы, рисунки и др. для изготовления свистулек, тряпичных кукол, игрушек из соломы и др. Изготовление игрушек для игр и подарка малышам. Создание книжки – самоделки «Игрушки» Оформление выставки творческих работ «Народная игрушка»; Оформление копилки рисунков и иллюстраций о любимых игрушках. Конструирование из бумаги героев из любимых сказок. 6. Итоги ; Музыкально – развлекательный вечер развлечений совместно с родителями «В гостях у бабушки Забавушки». Показ презентации и игра с использованием ИКТ «Декоративно – прикладное искусство» Подвести детей к пониманию народной культуры и любви к своей Родине. Выставка творческих работ по теме «Такие бывают игрушки» Презентация проекта; 7. Определение задач для новых проектов Продолжать воспитание нравственно – патриотических чувств у детей; Продолжать развивать эмоционально-положительное отношение ребенка к себе и окружающим; Продолжать собирать и обновлять экспонаты мини – музея «Народно – прикладного искусства» Заключение: Выбор темы реализуемого основан на возрастных особенностях детей средней группы, и их способностях воспринимать информацию в предлагаемом объеме и форме ее предоставления. По окончанию реализации данного проекта дети познакомились с разными видами декоративно – прикладного искусства, научились подбирать цвета и краски для создания фольклорного узора. На примере героев любимых сказок провели сравнения с жизненными ситуациями в нашей группе, дали им оценку и предложили варианты решения проблемных ситуаций. Дети познакомились и охотно играют в народные подвижные игры, узнали новые потешки, колыбельные, познакомились с поговорками.