Нетрадиционные формы работы с родителями.

Автор: Денисова Дарья Владимировна

Образовательное учреждение: ГБДОУ детский сад № 69 Невского района

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

Тема: Нетрадиционные формы работы с родителями.

Раздел библиотеки: Педагогическая лаборатория

Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям, нужен особый подход. Работая с родителями, мы помогаем им увидеть отличие мира детей от мира взрослых, преодолеть авторитарное отношение к ребёнку, относиться к нему, как равному себе, и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми; открывать сильные и слабые стороны ребёнка и учитывать их в решении задач воспитания; проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребёнка и быть готовым к эмоциональной поддержке; понять, что путём одностороннего воздействия ничего нельзя сделать, можно лишь подавить или запугать ребёнка.

Мир постоянно усложняется, не хватает времени для живого человеческого общения. Поэтому нам, педагогам, необходимо организовывать такие виды мероприятий с родителями, чтобы они были интересней и важней повседневных дел родителей. Стало необходимо совершенствовать нетрадиционные формы взаимодействия с семьями воспитанников с целью формирования активной педагогической позиции родителей.

К нетрадиционным формам работы с родителями относятся:

Информационно-аналитические:

анкетирование, опрос.

Наглядно-информационные:

сайт группы и педагога,
выпуск стенгазеты, паспорт здоровья, открытые занятия, информационные стенды, нетрадиционные дни открытых дверей.
Познавательные:

нетрадиционные родительские собрания,
совместная работа по тематическому плану, проектам,
маршруты выходного дня или экскурсии.
Досуговые:

совместные праздники, досуги, развлечения;
совместные зарядки
Дни здоровья;
семейный театр
участие родителей в конкурсах, выставках.
Трудовые или хозяйственные:

организация развивающей среды группы в соответствии с рекомендациями министерства образования о примерном перечне игрового оборудования для учебно-материального обеспечения ДОУ,
благоустройство детского сада, озеленение,
праздничное оформление детского сада,
экологические акции
В ДОУ должно регулярно проводится анкетирование и опросы с целью выявления социального заказа родителей в образовательном процессе, для выявления степени удовлетворённости родителей работой педагогов ДОУ, для выявления проблем в индивидуальном развитии детей. Анкетирование позволяет в короткие сроки собрать обширный и разнообразный материал по различным темам.

Для совершенствования образовательного процесса и информирования родителей можно создать сайт или группу, где можно выкладывать информацию для родителей.

Если у родителей возникают проблемы и им нужна консультация педагога, то им может помочь как беседа с педагогом, так и предложенная литература.

В группах должны быть информационные стенды, где размещается информация о жизни группы, успехах детей, конкурсах, рекомендации по развитию детей. Там же помещаются фотографии, продукты индивидуального и коллективного детского творчества.

Есть несколько форм работы с родителями:

1. « Педагогическая лаборатория» (обсуждения участия родителей в различных мероприятиях ДОУ и группы)

2. « Семинар – практикум». (Просвещение родителей по вопросам воспитания, развития и обучения дошкольников).

3. « Душевный разговор». (Это собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы: агрессивность, проблемы в общении со сверстниками, если он плохо справляется с развивающими заданиями и т.п)

4. « Мастер – класс». (Это собрание, на котором родители демонстрируют свои достижения в области воспитания и образования детей. Мастер – класс может быть, как теоретическим, так и практическим).

5.«Есть мнение» (Собрание в форме ток – шоу подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения).

6.»Семейная гостиная» (альтернатива родительскому собранию, в которой педагогические задачи решаются в форме свободного общения семей воспитанников и педагогов. Могут заканчиваться чаепитием и включают досуговые моменты).

7.»Маршрут выходного дня» (помощь родителей в посещении выставок, театров, музеев, экскурсий по городу и т.д.)

9.Совместный досуг (праздники, чаепития и т.д.)

10.Семейный театр (участие в изготовлении костюмов, оформление зала, подготовка к театральным представлениям и т.д.)

Важно помнить, что какую бы форму работы вы не выбрали, партнерское взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования к цели. Главное — не останавливаться на достигнутом, продолжать искать новые пути сотрудничества.