Автор: Коноплянникова Ольга Николаевна
Образовательное учреждение: МБДОУ №33
Населенный пункт: г. Ростов-на -Дону, Ростовская область
Тема: Открытое опытно-экспериментальное занятие «Свойства воды» в старшей группе.
Раздел библиотеки: Педагогическая лаборатория
Цель: Развитие познавательной активности ребёнка в процессе экспериментирования с водой.
Задачи:
1. Образовательные
-закрепить знания о круговороте воды в природе
-познакомить со свойствами воды через опытно – экспериментальную деятельность
2. Воспитательные:
— воспитывать умение действовать в коллективе.
— воспитывать бережное отношение к воде как природному ресурсу.
3. Развивающие:
— учить анализировать, делать умозаключения; иметь свое мнение.
— развивать логическое мышления;
— стимулировать познавательную активность детей.
Материалы и оборудование:
Презентация «Круговорот воды в природе»
На каждого ребёнка: пластиковые стаканчики, ложки, «формочки» с солью и сахаром, «розетки» разной формы, яйца, баночки пластиковые.
Ход занятия
Организационный момент:
Предлагаю собраться на ковре, образуя круг, взявшись за руки. В центре круга глобус накрыт большой салфеткой.
— Ребята, сейчас мы с вами поиграем в ученых, исследователей.
— Скажите, чем занимаются ученые? (ответы детей)
— Ученые занимаются наукой. Наука – это познание. Ученые проводят различные опыты. Они задают себе вопросы, а затем пытаются на них ответить. А полученные ответы обязательно записывают или зарисовывают в журнал.
— Где работают ученые? (в научной лаборатории)
— Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории?
(быть аккуратными, не спешить, внимательно слушать, не толкаться и соблюдать тишину.)
— Но, чтоб попасть в лабораторию нам, ребята надо узнать тему наших исследований. И первая подсказка стоит перед вами, отгадайте что это?
Загадка:
На ноге стоит одной
Крутит, вертит головой
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. (глобус)
— А что такое глобус?
(Глобус — это модель Земли.)
— Правильно, дети, глобус — это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.
— Посмотрите, какой он разноцветный. Какие цвета вы видите на нем? (синий, желтый, зеленый, коричневый) .
— А как вы думаете, что изображено на глобусе зеленым цветом? Желтым? Коричневым? Синим? (леса, горы, пустыни, моря и реки)
— А какого цвета на глобусе больше? Как вы думаете, что это значит?
(Значит, что воды больше)
— Да, ещё в древности, когда люди научились строить корабли и стали плавать на них по морям и океанам, то узнали, что суши намного меньше, чем, воды и мы с вами в этом убедились.
— В каком виде встречается вода в природе?
На этот вопрос помогут нам ответить загадки.
Показ презентации «Загадки».
Мочит поле, лес и луг,
Город, дом и все вокруг!
Облаков и туч он вождь,
Ты же знаешь это-… (дождь)
С неба падают зимою
И кружатся над землею
Легкие пушинки,
Белые… (снежинки)
Сверху одеяло
На землю упало,
Самой лучшей ваты
Мягче и белей.
Травкам и козявкам,
Всем зверушкам малым
Спать под одеялом
До весенних дней. (снег)
У нас под крышей
Белый гвоздь висит,
Солнце взойдет-
Гвоздь упадет. (сосулька)
Не колючий, светло-синий,
По кустам развешан… (иней)
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошел искать их днем
Ищем, ищем – не найдем. (роса)
Пушистая вата – плывет куда-то.
Чем вата ниже, тем дождик ближе. (облака)
По небесам оравою,
Бегут мешки дырявые,
И бывает иногда
Из мешков течет вода.
Спрячемся получше,
От дырявой… (тучи)
Прозрачен, как стекло
А не вставишь в окно. (лед)
— Что объединяет все наши отгадки? (Это вода.)
-Как вы уже знаете, вода может быть в разных состояниях. Каких? (ответы)
— Правильно, она может быть жидкой, твердой и газообразной.
— Сейчас мы продолжим с вами разговор о воде.
Вода – чудо природы. Благодаря ее волшебным свойствам ни одно существо не обходится без воды.
Без пищи мы можем прожить 3-4недели.
Без воды человек может прожить не больше 3-4 суток.
— Воды тратится очень много. Как вы думаете, как пополняются запасы воды? (откуда в реках и озерах появляется вода?)
— Чтобы это узнать, давайте посмотрим презентацию, внимание на экран («круговорот воды в природе»). На ней изображено всё, что происходит с водой в природе (рассказ+ демонстрация).
Капельки воды в природе «ходят», движутся по кругу. Когда идёт дождик, капельки воды падают на землю. Капелек много, на земле получаются лужи, ручейки. Текут ручейки и попадают в речку, речка течёт в море. В море воды много, много. Когда солнышко греет, вода испаряется, превращается в пар. Пар поднимается вверх, и получаются облака, ветер дует – облака плывут по небу. Там, вверху холодно, капельки воды становятся больше, тяжелее, облака превращаются в тучки. Когда капельки становятся совсем большие и тяжёлые они падают вниз. Много, много капелек падает вниз, получается дождик, дождик идёт, образуются лужи…. и всё начинается сначала.
И сейчас мы с вами как настоящие ученые будем проводить опыты с водой, выясним свойства воды, а для этого вам необходимо занять свои рабочие места.
Для начала скажите мне, пожалуйста, какой цвет имеет вода. А давайте проверим. Сейчас мы с вами проведем эксперимент-это почти как фокусник, который показывает фокусы.
Для этого необходимо на карточках, которые лежат перед вами нарисовать: мальчики — синие трапеции, девочки — розовые конусы. А теперь возьмите прозрачные стаканчики с водой, поместите картинку за стаканчик и посмотрите, видна ли картинка через стакан с водой? Это значит вода какая? Правильно, прозрачная
Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная.
Посмотрите у вас на столе, у меня лежит предмет. Что это? (Камушек)
Если мы опустим его в стакан, потом положим на стол, на ладошку, изменит ли он свою форму? (ответы детей) Нет, в любом месте форма его не меняется.
— А есть ли форма у воды? Что бы ответить на этот вопрос, проведем опыт
Ребята, посмотрите стаканчики каких интересных форм у меня для вас есть. Поднимите ручку те, у кого дно стакана квадратной формы, а теперь те, у кого треугольной? Наполняем данные формочки водой, и, что мы видим? Что происходит с водой? Какую форму она принимает? Правильно, вода приняла форму той посуды, в которую её налили. Что же показал нам опыт? Какую форму имеет вода? (ответы детей)
Вывод: вода не имеет собственной формы, она принимает форму того сосуда, в который её наливают.
Ребята, попробуйте воду на вкус? Какая она на вкус?
А теперь добавьте в воду сахар. Попробуйте. Какая на вкус стала вода?
(сладкая).
А теперь добавьте в воду соль. Попробуйте. Какая на вкус стала вода?
(солёная).
А теперь снова попробуйте воду. Есть ли у неё вкус? (делается вывод, что у воды нет своего вкуса)
Вывод-вода безвкусная, т.е.не имеет вкуса.
Скажите мне, пожалуйста, а где в природе встречается пресная вода (реки, озера, пруды), а где соленая (моря и океаны)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Итак, вы правильно сказали, что пресная вода содержится в реках и озерах. А соленой водой наполнены моря и океаны
— А вы знаете, что в морской воде плавать легче, потому что она может держать предметы на поверхности? Только из-за того, что в ней содержится много соли. Вы знали об этом?
— Перед вами на столе стоит форма с пресной водой (т.е с водой из-под крана), лежит яйцо. С ним надо обращаться аккуратно, чтобы не разбить его. Возьмите в руки яйцо и опустите в банку с водой. Что случилось с яйцом? (утонуло). Яйцо утонуло, потому что оно тяжелей воды. (Если одно, то добавляем свою пресную воду)
— А теперь во второй банке мы с вами сделаем морскую воду. Для этого вам нужно добавить в банку соль и хорошо перемешать. Опустите туда яйцо. Что с ним произошло? (не тонет). Это потому, что солёная вода тяжелей пресной, поэтому плавать в море легче, чем в реке.
— А сейчас я покажу вам небольшой фокус. Если подлить в банку с солёной водой немного пресной воды, то мы можем увидеть, что яйцо будет плавать посередине банки. Это происходит потому, что если разбавить солёную воду пресной, она уже не будет такой тяжёлой и яйцо немного опустится вниз (дети самостоятельно разбавляют солёную воду)
Заключительная часть.
— О каком веществе мы сегодня с вами говорили?
— Какие свойства есть у воды? (безвкусная, не имеет формы, бесцветная, не имеет запах)
— Расскажите, что на занятии вам показалось самым интересным?