Развитие речи у детей от 2 — до 3 лет.

Автор: Рощупкина Ольга Федоровна

Образовательное учреждение: ГБДОУ детский сад №101

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

Тема: Развитие речи у детей от 2 — до 3 лет.

Раздел библиотеки: Педагогическая лаборатория

Период от 2 до 3 лет логопеды называют показательным для речевого развития ребенка. Заканчивается подготовительный этап становления речи, и малыш становится все более разговорчив.

Двухлетний ребёнок уже настолько овладел речью, что может рассказать о своих впечатлениях, объяснить, что ему нужно, наладить общение со сверстниками и со взрослыми.

В словаре ребенка, отметившего свой второй день рождения 200-300 слов. Всего за один год малышу предстоит добрать до 1000 — 1200 слов, такова норма для 3-леток. Чаще всего он употребляет существительные (60% всего словаря) и глаголы (в среднем 25% от общего количества слов). Встречаются прилагательные (около 10%), местоимения, предлоги, и наречия.

Двухлетними детьми реже используются причастия, деепричастия и числительные. Прилагательными ребёнок обозначает:

размеры предметов (большой, маленький);
цвет (зелёный, красный, синий, жёлтый, белый, чёрный);
свойства предметов (сладкий, кислый, холодный, горячий);
качества (хороший, плохой);
форму (круглый, квадратный, треугольный).
В речи малыша активно появляются обобщающие слова, такие как игрушки, фрукты, овощи, одежда, мебель, посуда, животные. Он может ещё путать предметы из одной и той же группы, называя словом туфли и ботинки, и тапочки, и даже короткие сапожки или сами понятия овощи — фрукты. Всё реже и реже встречаются в речи ребёнка облегчённые слова (би-би вместо слова машина).

Активно развивается словотворчество, малыш сам придумывает слова. Доказательством того, что в этом возрасте дети способны осознавать звуковую сторону слова, может служить хрестоматийный пример, приведённый Корнеем Чуковским в его книге «От двух до пяти»: мазелин – вазелин, мокресс — компресс.

Основное наполнение детской речи в этом возрасте – простые повествовательные или восклицательные предложения. Сложные предложения появляются нечасто, их образцы должны давать в своей речи родители малыша. Например, «мы сегодня не пойдём гулять, потому что идёт дождь», или «сейчас мы почитаем книжку, а потом будем спать». Слова в предложениях у детей третьего года жизни согласованы по родам и числам, но зачастую встречаются ошибки в падежных окончаниях. Грамматические ошибки в согласовании частей речи считаются в этом возрасте нормой.

Вопросительные предложения пока задаются интонацией, хотя дети в этом возрасте уже в состоянии использовать вопросительные слова: где, почему, когда, как. Можно предложить малышу: «Спроси у бабушки, где машинка?», «Спроси папу, почему чай горячий?», давая тем самым образцы вопросительного предложения.

Уровень речевого развития у детей от 2 до 3 лет зависит от ситуации, в которой ребёнок находится. Взять новую высоту удается лишь под руководством хорошего тренера. То есть нужно беседовать с малышом на любые доступные его разумению темы, читать ему книжки. Чтобы на детский язычок попало новое слово, взрослые должны произнести его в контексте не менее 70 раз. Лишь так кроха усвоит его смысловое значение и сумеет воспроизвести, пусть не всегда безупречно. Даже простые слова в исполнении крохи могут звучать так: «тул» («стул»), «ляко» («молоко»), «кася» («каша»), «лубася» («рубашка») и т.д. Ничего страшного! Это возрастные замены, перестановки и пропуски. Через них проходит каждый. Из таких слов-заготовок малыш пытается составить простые предложения: «Мися касю куся» («Миша кашу кушает). Так выглядят робкие попытки грамматически оформить фразу или построить предложение. Фразы, произносимые малышом, чаще всего просты, хотя в них к концу третьего года могут появиться дополнения, обстоятельства: «Девочка едет на санках», «Собака быстро бежит».

Детский голос ещё не окреп, малыш не способен управлять им в полной мере. Так, он не может произнести слова громче, если его об этом попросят, ему недоступна и шёпотная речь.

Чтобы развитие речи у детей 2-3 лет соответствовало возрастным нормам, нужно постоянно стимулировать её развитие. Постоянные занятия с ребенком помогут ему своевременно усвоить звуки, увеличить словарный запас, научиться правильно строить фразы, говорить ясно и понятно для окружающих.