Семинар – практикум «Что такое мнемотехника».

Автор: Соколова Наталия Викторовна

Образовательное учреждение: МАДОУ д/с «Улыбка»

Населенный пункт: п. Малиновский, Ханты-Мансийский АО

Тема: Семинар — практикум для родителей «Что такое мнемотехника и как составить мнемотаблицу».

Раздел библиотеки: Педагогическая лаборатория

Дата публикации: 07.04.2019

Здравствуйте, уважаемые родители!

Сегодня на семинаре-практикуме я вас познакомлю с «Мнемотехникой» и «Мнемотаблицей». Познакомлю с этапами работы и покажу различные варианты использования мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми. Вам будет предоставлена возможность потренироваться в составлении мнемотаблиц. Вы сможете передать свой опыт и перенять опыт других. Вы увидите, что это эффективное средство развития памяти и связной речи.

Педагоги от родителей часто слышат такие слова – «У нас стихи не запоминаются!!! Не может быстро запомнить текст, путается в строчках». В то же время родители говорят, что их ребенок великолепен, запоминает рекламу или может легко пересказать очередную серию любимого мультфильма. В чём причина? Дело в том, что в первом случае, при разучивании стихотворения, требуется произвольное запоминание (когдамы запоминаем что-то специально, это требует волевых усилий), а во втором — действует непроизвольное, основанное на эмоциях и интересе ребёнка. Одни дети лучше запоминают слова (развита слуховаяпамять — музыкальные, речевые звуки), а другие — зрительные образы (развита зрительная память).

Ассоциативная память — память, в которой элементызапоминаемого материала связаны между собой ассоциативно.А что такое ассоциация? Это связь между отдельными представлениями, когда одно из них влечет за собой появление другого. Например, мы чувствуем запах пирога и вспоминаем старый деревенский дом, в котором провели свое детство. Или кто-то говорит нам «лес», и в нашемсознании всплывает образ ели. Есть ещё интересный вид памяти – фотографическая память, ребенок как бы снова видит это перед глазами и может описать.

Мнемотехника в переводе с греческого – «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа и т.д. Мнемотехника – это возможность задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную виды памяти. Мнемотехника помогает развивать ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение, связную речь.

Для этого используют мнемотаблицы.

Мнемотаблица- это схема, в которую заложена определенная информация.

Мнемотаблицы – это таблицы, состоящие из картинок-символов. Такая картинка для ребенка – не просто рисунок, это прообраз того или иного явления или предмета, это своего рода наглядная модель. Содержание мнемотаблицы – это графическое изображение явлений природы, персонажей стихотворения, рассказа, сказки, некоторых их действий. Это условно-наглядная схема, содержание которой (нарисованное на ней) понятно для ребенка. Картинки-символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц – ёлка и т.д.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или строку придумывается картинка (изображение); таким, образом, все стихотворение зарисовывается схематически (кодируется). После чего ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

Для изготовления мнемотаблиц не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов. Если в стихотворении очень много непонятных для ребёнка слов, необходимо разъяснить их смысл и сделать опорные картинки.

Перед Вами готовые мнемотаблицы и стихотворные тексты.

Предлагаю Вам их внимательно рассмотреть. Теперь, глядя на эти мнемотаблицы, прочтите стихотворение без опоры на текст. А сейчас, уважаемые родители, попробуйте сами составить мнемотаблицу. Вы убедитесь, что это легко и просто, а еще и увлекательно. Перед Вами листы бумаги для мнемотаблицы и карандаши.

Я буду читать стихотворение Н. Нищевой «Елочка», а вы рисовать каждое слово в отдельном прямоугольнике таблицы.

Н. Нищева «Ёлочка»

Перед нами ёлочка:

Шишечки, иголочки.

Шарики, фонарики,

Зайчики и свечки,

Звёзды, человечки.

Я буду читать стихотворение Тучка «Т. Белозёров»,

а вы рисовать каждое строчку в отдельном прямоугольнике таблицы.

Тучка «Т. Белозёров»

Лежит на небе туча,

Вздыхает и ворчит,

А маленькая тучка

Копытцами стучит.

По луже,

По дорожке,

По зонтику груздя

Стучит, как оленёнок,

Копытцами

Дождя!