Зачем ребенку изобразительная деятельность?

Автор: Щелканова Людмила Константиновна

Образовательное учреждение: МАДОУ «Детский сад «Снегурочка»

Населенный пункт: г. Югорск, Ханты-Мансийский АО

Тема: Зачем ребенку изобразительная деятельность?

Раздел библиотеки: Педагогическая лаборатория

В дошкольном детстве рисуют все дети, может быть один из десяти не любит рисовать, в младшем школьном возрасте процент рисующих детей резко снижается, а в десятом классе рисует уже один из десяти. О чем это говорит?

«Взрослому» рисованию нужно учиться специально и то при условии, что есть определенные способности. Почему же так упорно рисуют маленькие дети?

Причем если понаблюдать за рисующим ребенком видно, что ему важен не результат, а процесс. Не нарисовать картинку, а порисовать, поклеить, повырезать, полепить, т.е. поэкспериментировать с изобразительными материалами.

Точно так же как и любая деятельность в детстве: не помыть посуду, а мыть; не подмести пол, а подметать. А это значит, что в дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира.

Природой не зря заложен интерес к изобразительному творчеству (рисованию, лепке, аппликации). В процессе изобразительной деятельности развивается не только художественный вкус и творческие способности, но и множество других специальных умений и навыков.

Развитие мелкой моторики, тренировка мышц кисти руки, развитие координации в системе глаз-рука, т.е. рука делает то, что «требует глаз», умение ориентироваться на листе бумаги, не бояться большого, чистого листа. Все это очень пригодится, когда ребенок пойдет в школу.

Кроме того, в школе более успешно адаптируются дети, умеющие слушать, запоминать и выполнять инструкцию, самостоятельно готовить рабочее место, умеющие заниматься кропотливым делом.

Все это прекрасно развивается при занятиях изобразительным творчеством, так как в этом процессе задействованы все высшие психические функции: мышление, память, внимание. Кроме того, развиваются такие простые, но такие необходимые умения как самостоятельность, аккуратность и терпение.

Кроме того, продуктивная деятельность доставляет детям радость, создает положительный настрой, повышает самооценку, утверждает ребенка во мнении «Я – творец», «Я все могу».

Развитие адекватной и даже завышенной самооценки также способствует более быстрой адаптации ребенка в школьном коллективе, не дает затеряться среди новой обстановки. Кроме того, у ребенка появляется дополнительная возможность проявить себя в различных конкурсах и выставках, что также способствует более успешной адаптации в новых условиях.

Основные положения и правила «правильного» рисунка

Композиция рисунка начинается с плоскости опоры, другими словами с линии поверхности (земля, дорога, снег, вода и т.д.)
Для средней группы «линия земли» — это узкая полоска, для старшей группы – полоса широкая, рельеф поверхности разный (горка, пригорок, низина и т.д), для подготовительной группы – линия земли – широкая, с разным рельефом, предметы располагаются близко и далеко.

Применяются различные игры: «мы все твердо стоим на земле», «бульдозер расчистил ровную поверхность для дома», и т.д.

Все объекты на рисунке должны быть раскрашены. Для маленьких детей есть правило «то, что не раскрашено, то не настоящее, его не существует»
Весь фон рисунка заполняется цветом. Если в помещении – раскрашиваются стены, обои, ковры и т.д. Если на улице мы рисуем «воздух» (небо). Для детей: воздух есть везде, без воздуха все живое погибает. «Воздух» (небо» может быть разного цвета: голубое, синее, фиолетовое, розовое. Серое, желтое и разноцветное. Фон также можно заполнять облачками, каплями, солнечными зайчиками.
В итоге на рисунке не должно оставаться пустого места. Для детей: главное правило художника: «Рисунок закончен тогда, когда не осталось белого места».
Педагог должен помнить всегда при занятии продуктивными видами творчества:

Самостоятельность ребенка, обязательный критерий «хорошего» рисунка. Показ проводится на ковре, использование пошагового показа запрещается. В результате самостоятельной работы развивается память: ребенок дожжен самостоятельно воспроизвести весь процесс работы, от чистого листа до готового изделия.

Рисунок ребенка – это его пространство, его мир, воспитатель не имеет права вмешиваться в процесс работы, только словами, советами или показом на отдельном листе. Если педагог берет на себя часть работы ребенка, он лишает ребенка целостного алгоритма работы, и ребенок самостоятельно не сможет воспроизвести данную технологию (лепка, аппликация, рисование). Таким образом, воспитатель напрямую влияет на формирование заниженной самооценки.

Отсутствие стереотипа и шаблона важно не только для детей, но и для взрослых. Нельзя навязывать детям свои стереотипы, надо стараться избавиться от них. Таким образом, у детей развивается открытый взгляд на мир, независимое мышление (стереотип: помидор – круглый, красный, но помидор может быть зеленым, желтым, бордовым и овальным, солнце – желтое, а может быть – красным, розовым, серым, и т. д.)