Важнейшей целью современного образования является воспитание ученика, который может учиться самостоятельно. Это особенно важно в 21 веке, когда технологии быстро меняются, и постоянно приходится учиться и переучиваться. Поэтому главное направление новых стандартов – усиление заботы о развивающей стороне обучения, о формировании у школьников умения учиться. И здесь особая ответственность за ученические успехи ложится на плечи первого учителя – учителя начальной школы.
В течение ряда лет я работала над темой “Проблемные ситуации на уроке как средство активизации познавательной деятельности младших школьников”.
Бернард Шоу утверждал: “Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность”.
Педагогическое кредо каждого учителя можно свести к формуле: «открывать знания вместе с детьми!». По сути дела это и есть сущность проблемного обучения. Но что это значит?
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Таким, образом, суть проблемного урока можно охватить одной фразой: «творческое усвоение знаний».
Это значит, что на уроке ученик проходит все звенья научного творчества, хотя при этом он ставит учебную проблему, открывает субъективно новое знание и выражает его в доступных формах. Таким образом, из всех образовательных целей творчески достигаются только знания. Отсюда следует вывод чрезвычайной важности: проблемный урок отличается от других (традиционных) именно этапами введения и воспроизведения знаний.
Когда проблемная ситуация действительно возникла, то у класса появился эмоциональный отклик: ученики широко распахивают глаза, открывают рты, задумчиво почесывают затылки и недоуменно смотрят на учителя.
И по реакции детей проблемные ситуации можно разделить на два больших типа: «с удивлением» и «с затруднением».
Итак, проблемная ситуация создана: школьники лоб в лоб столкнулись с противоречием и испытывают острое чувство удивления или затруднения. Хорошо. Но из проблемной ситуации надо еще достойно выйти. Для этого предстоит проделать с классом определенную мыслительную работу, которая заключается в осознании противоречия и формулировании проблемы.
Предлагаю следующие варианты.
- Вариант первый: заостряет противоречие и формулирует проблему сам учитель.
- Вариант второй: осознают противоречие и ставят проблему сами ученики.
Но бывают случаи, когда самостоятельно «выпрыгивает» из проблемной ситуации, как правило, сильный ученик. Остальные, не понимая, в чем дело, молчат. Как же быть?
- Я применяю третий вариант: говорить вместе со школьниками, подталкивая при этом их мысль.
Следовательно, вывожу детей из проблемной ситуации на побуждающий диалог.
Он представляет собой отдельные стимулирующие вопросы и предложения, которые помогают школьникам осознать противоречие проблемной ситуации и сформулировать учебную проблему. Пример урока на слайде.
Следующий шаг побуждающего диалога — формулирование учебной проблемы. Она существует в двух формах: либо как тема урока, либо как вопрос, не совпадающий в своем звучании с темой. Понятно, что в первом случае спрошу: «Какова же будет тема урока?» Во втором случае уместнее спросить: «Какой вопрос у вас возникает?» Все это представлено в виде таблицы.
Побуждающий диалог от проблемной ситуации.
Побуждение к осознанию противоречия
Прием 1 о фактах: Что удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты?
Прием 2 Сколько же в нашем классе мнений?
Прием 3 Вы сначала как думали? А как на самом деле?
Прием 4 Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение?
Прием 5 Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущие?
Прием 6 Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнили?
Но диалог есть диалог и не всегда мысли детей будет безупречно-красиво-грамотно оформлены. Более того, ученик может высказать вообще, что угодно, только не тему или вожделенный вопрос для исследования.
Поэтому высший учительский пилотаж заключается в терпимом, принимающем отношении к таким случаям. Поэтому на ученические «не в ту степь» — формулировки лучше откликнуться следующим образом. Сначала — поддерживающий кивок головой и слово «так». Подобная реакция не означает согласия с говорящим. Она лишь показывает, что мысль ученика услышана и принята к сведению. Затем побуждаю учеников к переформулированию учебной проблемы. «Кто еще хочет сказать? Кто думает иначе? Кто может выразить мысль точнее?»
Остановлюсь ещё на одном методе учебной проблемы – подводящий диалог.
Отличие подводящего диалога от побуждающего в том, что он проще, так как он представляет собой систему посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят его к осознанию темы урока. В структуру подводящего диалога могут входить и репродуктивные (вспомни уже привычное), и мыслительные (проанализируй, сравни) задания, а последний вопрос будет задан на обобщение.
Побуждающий диалог позволяет ученику выполнить подлинно творческие задания и, следовательно, более активно формирует творческие способности. Поэтому он обязателен при обучении одаренных, сильных, способных учащихся. Подводящий диалог своей цепочкой вопросов и заданий мощно развивает логическое мышление и просто незаменим при работе с детьми с пониженной обучаемостью.
Можно ли вообще увлечь ребят заранее сформулированной и, по сути дела, навязываемой темой урока. Оказывается, да. И для этого существуют специальные приемы условно называемые «яркое пятно» и «актуальность».
В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, словом любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников, но все-таки связанный с темой урока.
Мы выяснили, что учебную проблему можно поставить тремя методами. Первый — побуждающий от проблемной ситуации диалог. Второй — подводящий к теме диалог. Третий — сообщение темы с мотивирующим приемом.
Какие же основные условия способствуют реализации проблемного обучения? Я бы представила их так.
- Использование групповых форм работы (при создании проблемной ситуации).
- Внимание к случаю проблемы в форме вопроса (т.е. не сообщать тему урока после вопроса, возвращаться к вопросу).
- Соблюдение структуры побуждающего диалога (не пропускать звено осознание противоречия, начинать с общего побуждения; предвидеть ошибочные гипотезы).
- Импровизация моментов уроков (если проблемная ситуация не возникает, скорректировать текст диалога, но обеспечить формулирование проблемы).
- Умение профессионально реагировать на реплики учеников (принятие неожиданной формулировки проблемы и побуждение к переформулированию).
Некоторые итоги обучения и обучаемости младших школьников.
По результатам применения данной технологии, могу достоверно утверждать, что она эффективна:
— в воспитании активной личности, формировании инициативности, ответственности, способности к сотрудничеству;
— в стимулировании интеллектуального развития (увеличивается объём памяти, повышается производительность внимания, развивается речь);
-в прочности усвоения знаний, т.к. путем постановки проблемы обеспечивается сильная мотивация, а путем поиска решения достигается полное понимание материала.
Антонова Ирина Александровна