Автор: Смирнова Галина Сергеевна
Образовательное учреждение: ГБОУ Школа № 499 Красногвардейского района
Населенный пункт: г. Санкт-Петербург
Тема: Обучение детей с ОВЗ в условиях введения ФГОС ОВЗ/ФГОС О (у/о).
Раздел библиотеки: Статьи
Материал адресован администрации и педагогам, работающим в инклюзивном образовательном пространстве. В статье рассматривается содержательные и организационные подходы инклюзивного образования, а также методы, приемы и технологии обучения детей с ОВЗ.
Группа школьников с ОВЗ в нашем образовательном учреждении чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с различными нарушениями развития: нарушения слуха, нарушения зрения, нарушения речи, нарушения опорно-двигательного аппарата, нарушения интеллекта, нарушения в эмоционально-волевой сфере и др.
Обучение представлено следующими вариантами:
инклюзивное обучение в общеобразовательном классе по адаптированным общеобразовательным программам;
класс, обучающийся по адаптированным общеобразовательным программам;
обучение на дому.
Инклюзивное образование в условиях введения ФГОС
Инклюзивное образование – это процесс совместного воспитания и обучения лиц с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников. Задачей инклюзивного обучения является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся с ограниченными возможностями здоровья.
содержательные и организационные подходы
1. Наличие психолого-педагогического консилиума в образовательном учреждении.
2. Разработка нормативно-правовой базы, финансово-экономических условий.
3. Согласие родителей (законных представителей) на обучение ребенка по адаптированной образовательной программе
Кадровое обеспечение
социальный педагог
педагог-психолог
учитель-логопед
медицинские работники
педагоги дополнительного образования
5. Составление индивидуального учебного плана. Организация коррекционной работы.
6. Разработка индивидуальной адаптированной общеобразовательной программы учащегося – ребенка с ОВЗ в соответствии с образовательными стандартами.
7. Адаптация методик обучения и воспитания к особым образовательным потребностям обучающихся и воспитанников с ОВЗ.
8.Комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения и социализации.
9. Портфолио учащегося – ребенка с ОВЗ.
10. Тьюторское сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения.
11. Адаптивная образовательная среда.
12. Сотрудничество с социальными партнерами. Взаимодействие с внешними организациями и родителями.
13. Развитие инклюзивной культуры. Сплочение ученического коллектива, развитие навыков сотрудничества, взаимодействия и взаимопомощи
14. Ориентация воспитательной системы учреждения на формирование и развитие толерантного восприятия и отношений участников образовательного процесса.
При проведении коррекционной работы следует применять следующие требования:
использовать приёмы активизации работы учащихся;
обеспечить возможность последовательного продвижения от лёгкого к трудному;
дать возможность обучающимся достигать более высоких целей обучения, помогая раскрыть потенциальные возможности ребёнка;
создавать необходимый психологический микроклимат на уроках.