Патриотическое и гражданское воспитание обучающихся

Автор: Тетерина Елена Николаевна
Образовательное учреждение: «Бессоновская СОШ»
Населенный пункт: с. Бессоновка Белгородского района, Белгородской области
Тема: Патриотическое и гражданское воспитание обучающихся в системе урочной и внеурочной деятельности на основе этнокультурных конфессиональных ценностей
Раздел библиотеки: Статьи
Краткая аннотация: Решение современных социально-экономических, политических и образовательных задач, вставших перед современной Россией, актуализировало проблемы культуры и человека как ее носителя, усиление роли культуры в воспитании подрастающего поколения.

Решение современных социально-экономических, политических и образовательных задач, вставших перед современной Россией, актуализировало проблемы культуры и человека как ее носителя, усиление роли культуры в воспитании подрастающего поколения. Это связано с тем, что человек информационной цивилизации XXI в. может руководствоваться разными ценностями, вместе с тем главным регулятором его поведения, жизнедеятельности должна стать культура, проявляющаяся в образованности, профессионализме, этнокультурной и социокультурной активности. В этом процессе особая роль отводится современному осмыслению этнических ценностей культуры, рассмотрению их в качестве оздоровляющего компонента культурно-воспитательных систем.           Современному человеку необходим возврат к истокам своих культур, приобщение к их традициям, позволяющим осознать принадлежность к своей нации. В обращении к культуре своего народа его привлекает ощущение глубинной связи между собственной судьбой и судьбой этнокультуры, пока жив народ, жива и его культура и опора на родную культуру порождает веру и надежду человека, чувство уверенности и защищенности.
Первостепенной задачей современной образовательной системы являются духовно — нравственное воспитание и развитие учащихся. Образованию отводится ключевая роль в духовно — нравственной консолидации российского общества.

Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. Каким же должен быть идеал? Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Основным содержанием духовно — нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаём от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.

В Федеральном государственном стандарте общего образования духовно — нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены, как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом «Об образовании».

В концепции духовно-нравственного воспитания формулируются цели и задачи воспитания и социализации обучающихся, раскрывается система базовых национальных ценностей, лежащая в основе учебно-воспитательного процесса, определяются основные формы и методы духовно-нравственного развития гражданина России в процессе урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в партнерских отношениях с семьей, институтах гражданского общества. Стандарт устанавливает, что программа воспитания и социализации должна быть направлена на духовно-нравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к национальным российским ценностям, ценностям своей этнической, конфессиональной или культурной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России.

Воспитание и социализация, согласно Стандарту, концепции и примерной программе,  должны быть интегрированы во все виды деятельности школьника: учебную, внеучебную, внешкольную, семейную, общественно-полезную, они, в первую очередь, формируют уклад школьной жизни. В процессы духовно-нравственного развития учащегося необходимо включать все субъекты воспитания и социализации детей и молодежи: семью, институты государства и гражданского общества, традиционные российские религиозные организации, учреждения дополнительного образования, культуры и спорта.

Духовно — нравственное воспитание предполагает становление отношений ребёнка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.

Задача духовно — нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство.

Время требует возвращения к воспитательному опыту народа, к духовным корням развития этнической культуры, и это возможно лишь на основе глубокого изучения общего и специфического в культуре разных народов, самобытности и уникальности каждого народа, на основе познания закономерностей развития национального самосознания, народного опыта и традиций воспитания.
Актуальным становится обеспечение единства процессов воспитания осуществляемых в образовательных учреждениях и в семье, этнической среде, средствами народной педагогики. Оно важно для формирования этнического менталитета подрастающего поколения, развития любви к родному народу, гражданственности.  Кроме того, духовно-нравственное развитие учащихся является одним из запросов, которые общество предъявляет к образованию.

По словам Д.С. Лихачева, национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием души, а не только передачей знаний.

При этом содержание образования должно устремиться к формированию мировоззрения, необходимого для понимания и осмысления  места человека в жизни. Воспитание должно создавать условие для активизации внутреннего мира ученика. Средствами одухотворения души человеческой могут стать все виды деятельности, основанные на базе народных обычаев, традиций, ремесел и здорового образа жизни.

Академик Г. Н. Волков так охарактеризовал народную педагогику: «Без памяти нет традиций, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической общности».

Человек – звено,  связующее по меньшей мере три столетия. В том столетии жили дедушки и бабушки со своими родителями и детьми, а в следующем будут жить наши внуки со своими родителями и детьми.

Сохранение традиций в роду в течение трех веков, их передача потомкам – это и есть народная педагогика в действии.

И приобщаться к духовной культуре, являющейся результатом духовного развития личности и способствующей возвышению духовного начала в человеке, учащиеся будут, в том числе,  на уроках православной культуры, целью  которых является   воспитание духовности, уважения к прошлому своей страны, к ценностям своей страны, к ценностям отечественной культуры (светской и духовной).

Человек труда, человек нравственный, патриот, гуманист, любящий свою Родину и ее природу, ее историю, культуру, человек сильный, мужественный – вот тот идеал, который сформировался в народной культуре различных наций, этносов.  Такими  стремились воспитать своих детей наши предки.

Изучение русских народных традиций путем включения их в учебно-воспитательный процесс способствует формированию личности ученика не только в плане интеллектуальном, но и нравственном, духовном.

Нравственные нормы, правила поведения организуют жизнь любого сообщества людей, регулируют их поведение и поступки, становятся внешними регуляторами по от­ношению к каждому человеку.

Русский философ И. А. Ильин писал: «История народа есть молчаливый глагол его духа, таинственная запись его судеб, пророческое знамение грядущего». Если народ утрачивает связи с прошлым, он теряет силу.

Вся народная культура рождена трудом, трудовой деятельностью, что является основой, средством, условием существования человека. И поэтому главное качество всех народных героев – трудолюбие.

Человек труда воспет в народных песнях, сказках, былинах, он уважаем, чтим. Каждый труженик – это учитель, передающий детям своё мастерство. Идея патриотизма, любви к Родине – малой, где ты родился и к большой стране отражена практически во всех формах устного народного творчества – в сказках, героическом эпосе, в песнях, пословицах и поговорках. Патриотизм всегда связывается с определёнными качествами человека: храбростью, отвагой, добродетелью, честью и достоинством даже в отношениях с противником.   Именно такие темы как «Гордость русской культуры», «Наши земляки», «Белгородчина – любимый край» изучают коренные особенности своего края, продолжая формирование познавательного интереса к историческому прошлому.

Культура России исторически формировалась под воздействием Православия, и все её   среды глубоко связаны с Православием.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине, постоянной готовности к её защите. Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности и отличительное качество граждан России во все времена. Вместе с тем, воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.

Историческое значение каждого русского человека   измеряется его заслугами Родине, его человеческое   достоинство – силой его патриотизма.

Патриотизм — одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее   развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества.

Программа деятельности учащихся 5-11 классов в рамках школьного научного общества « Истоки», ориентирована на приобщение учащихся к ценностям народной культуры, уважение к прошлому своей страны.

Важнейшей составной частью воспитательного процесса в нашей школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности. С 2006 года мы работаем над проектом «Живут герои сквозь века, через детей живут», ведем переписку с родственниками погибших в годы ВОВ, сотрудничаем с Борисовским парашютно-десантным клубом «Обелиск».

Рассказывая о героических личностях, необходимо подчеркивать их нравственные устои и мотивы их действий, так как это может затронуть душу ребенка.

Патриотическое воспитание в школьном научном обществе направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.